Технологическая карта по русскому языку - 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гумарова Гульгена Загитовна

Тема урока: Значение алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologik_karta_russkiy_yazyk_2_kl.docx40.19 КБ
Файл russkiy_yazyk_alfavit.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык – 2 а класс

Тема урока: Значение алфавита: правильное название букв, знание их последовательности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Регулятивные:

  • развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • развитие умений строить алгоритмы действий.

Коммуникативные:

создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Классификация по заданным признакам

Личностные: проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний, и способов действий

  • Оборудование: учебник  Русский язык.2 класс. Авторы:  Канакина В. П., Горецкий В.Г. . М., «Просвещение»,2012; презентация «Алфавит», раздаточный материал по теме урока.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя, обучающихся

Формируемые УУД

1

Организа-ционный момент

- Здравствуйте, доброго дня. Сегодня на наш урок из лесной школы пришла гостья.

- Кто она?

- Правильно, это Лисичка.

-Ей задали задание. Написать список своего класса. Вот какие фамилии у неё в классе: Зайцева, Ежова, Ежихин, Лисичкина, Волков. Она не знает кого написать первым, кого вторым.

-А вы сможете ей помочь?

- Нет, почему?

- Мы сами не знаем как будет правильно.

- Послушайте одну загадку,  её ответ поможет нам и Лисичке  

Буквы ,значки как бойцы на парад

Строгом порядке построены в ряд

Каждый условленном месте стоит

И называется – это  АЛФАВИТ.

Личностные УУД- действия смыслообразования- мотивация

2

Актуализация знаний

Чистописание

-   А давайте, мы красиво запишем это слово в тетради

-Вы готовы?

-Пропишите строчную букву а и буквосочетания ал, ав и слово алфавит.

Обратите внимание на правописание слова алфавит. Надо запомнить это слово! Алфавит -  происходит из названий первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бета».

Познавательные УУД: способствовать прочному запоминанию алфавита; актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; классификация по заданным признакам

Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог

3

Целепологание

-Кто догадался какая тема будет урока?

Слайд 1.

- Это алфавит.

-Правильно, какие цели будем себе ставить?

Слайд 1.

- называть буквы;

-знать какая буква где стоит;

-будем слова ставить в алфавитном порядке;

- поможем Лисичке.

Регулятивные УУД: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

4

Изучение новой темы.

-Посмотрите  на интерактивную доску что там?

Слайд 2.

-Это буквы.

-А мы можем называть их алфавитом?

-Нет, потому что букв не хватает. Буквы  стоят не по порядку. Надо поставить буквы последовательно.

Слайд 3.

- А вот теперь можно называть алфавитом?

-Нет, алфавит начинается с буквы Аа ,а это запутанный алфавит.

-Значит, буквы в алфавите должны стоять  по порядку?

-Давайте, правильно поставим буквы.

Слайд 4.

-Вот и закончили. Молодцы ! А теперь давайте не спеша, хором прочитаем буквы.

 - А что еще вы знаете о алфавите?

-У букв есть строчная и заглавная буква. - Мы делим буквы на согласные и гласные.

-Какие буквы гласные? Их сколько?

-а,у,о,и,э,ы,я,ю,е,ё-10 гласных.

-Какие буквы согласные? Их сколько?

-б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с,й,л,м,н,р,х,щ,ч,ц-21 согласных.

-ь и ъ не обозначают звук.

-Давайте, сочетаем 10+21+2=33 буквы. Итак, сколько букв русском алфавите?

-33 буквы.

Умнички!  А сейчас вспомните татарский алфавит. Чем татарский алфавит отличается от русского алфавита?

-В татарском алфавите есть татарские буквы.

- Ә, Ө, Ү, Җ, Һ, ң

- А чем они похожи?

- И в русском и в татарском алфавите есть гласные и согласные буквы.

- Молодцы. А кто мне скажет, сколько же букв в татарском алфавите, если известно, что в русском 33 а в татарском на 6 больше? Что делаем? Верно, нужно сложить: 33+6=39

- Ребята, скажите пожалуйста, какой иностранный язык вы изучаете в школе?

- Английский.

- А у англичан есть свой алфавит?

- Конечно.

- Посмотрите на доску, чем отличается английский алфавит от русского и татарского алфавита?

- Буквами.

-Отлично, а есть схожие стороны?

-Да, все буквы по порядку, так же имеются и гласные и согласные буквы.

-В английском алфавите 26 букв.Это больше букв или меньше букв чем в русском и татарском  алфавите?

-Это меньше чем русский и татарский алфавит.( 7,13)

Какой итог сделаем?

- То что у каждого народа есть свой алфавит, у кого то больше букв, у кого то меньше, но все имеют и гласные и согласные буквы.

-Ответьте из того что мы с вами сделали? Какое значение у алфавита?

Слайд 5.

 Алфавит – это все буквы, расположенные в установленном порядке. Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок.

Личностные УУД :  

умение выбирать действия по достижению цели

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму,  приобретение способа действий по достижению целей

Предметные  УУД :  умение применять знания на практике; воспроизведение во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.

5

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6

Применение новой информации

- Как вы думаете, мы теперь можем помочь Лисичке?  перед вами Лисичкино задание. Вы только что узнали про алфавит. Как нужно писать фамилии класса Лисички.

 – Фамилии  нужно поставить алфавитном порядке.)

 - Выполняем задание парами. Помните правило работы парах? ( слушаем, друг – друга не перебиваем, приходим к одному мнению)

-Чтобы задание выполнялось легко нужно составить план ( алгоритм )

1.Читаем слова.

2.Найти первые буквы слова в алфавите.

3.Первый запишем слово, у которого первая буква стоит в алфавитном порядке.

4.Если буквы одинаковые, смотрим по вторым и тд.

Волков, Зайцева, Ежова, Ежихин, Лисичкина.

-Ребята, какие трудности были. Справились заданием. Было легко, неплохо или плохо. Зафиксируйте у себя в листочке.

Познавательные УУД: анализ и решение проблемы.

Регулятивные УУД:умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму.

7

Первичное осмысление и закрепления

Физминутка

-  Ребята, Лисичкины задание на этом не заканчиваются. Она  принесла из леса осенние листочки. А на листочках задание. Каждый из вас будет работать индивидуально. Не забывайте про алгоритм, который мы составили.

- Посмотрите, что нужно делать?

-Нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

- Проверка, правильности. Было легко, неплохо или плохо. Зафиксируйте у себя в листочках.

-А теперь для выполнения следующего задания вы должны работать в парах.

( грибочек ) Расположите  слова в алфавитном порядке, и получите предложение. Предложение записываем в тетрадь.

- Проверка, правильности. Было легко, неплохо или плохо. Зафиксируйте у себя в листочках .

 

Пальчиковая гимнастика.

- Лисичка, собрала для вас грибочки. А грибочки не простые с заданием. Каждый работает сам. Задание:

1. Расставьте буквы в алфавитном порядке. Запишите получившиеся слово.

СЛОЬ- лось

2. Знаешь алфавит - угадаешь слово

21   18  16  12 –Урок

Было легко, неплохо или плохо. Зафиксируйте у себя в листочках.

- Ребята, расставьте и запишите слова в алфавитном  порядке:

- Ребята, что вы видите?

-  Рисунки – арбуз, дыня, лимон, яблоко.

-Давайте, в алфавитном порядке запишем слова –названия предметов.

Было легко, неплохо или плохо. Зафиксируйте у себя в листочках.

- Детки, скажите пожалуйста, вы любите читать книги?  Ответы детей. А знаете Лисичка в знак благодарности принесла нам книги. И как вы поняли, нам нужно их поставить (расположить)  в алфавитном порядке.

Познавательные УУД:

 1)выявление  причины затруднения (расположение слов по следующей букве);

2) открытие нового способа действия;

3) фиксирование нового способа действий во внешней речи.

Коммуникативные  УУД : умение аргументировать свой ответ;

Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

8

Итог урока

- Дети,  скажите пожалуйста какое доброе дело мы с вами сделали?

-Помогли лисичке.

-Вы молодцы!

 -А что мы узнали сегодня на уроке? Эти знания пригодятся в жизни?  Как вы будете применять эти знания ?

-когда нужно составлять ребусы;

- читать и писать.

 

Личностные УУД :  осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;

Коммуникативные  УУД : умение аргументировать свой ответ;

 Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

9

Рефлексия

Домашнее задание

-Ребята, теперь взгляните на таблицу и сосчитайте галочки  под каждым смайликом,  напишите количество цифрой. И покажите тот смайлик , который набрал больше галочек.

Красное яблоко- было легко

Желтое яблоко- у меня получилось неплохо

-Зеленое яблоко- у меня плохо

Эти яблоки забираете домой и выполняете задание.

Приложения

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5c6b15a58b141757fe1e9d3b.png

Алгоритм

1.Читаем слова.

2.Найти первые буквы слова в алфавите.

3.Первый запишем слово, у которого первая буква стоит в алфавитном порядке.

4.Если буквы одинаковые, смотрим по вторым и тд.

Карточка №1

Работа в парах

Волков, Зайцева, Ежова, Ежихин, Лисичкина.

Карточка №2

Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

Х_рошо, б_рёза, м_роз, в_робей.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

Х_лод,  в_лна, м_локо, раб_та.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

 З_яц, гн_здо, ан_нас, маш_на.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

 К_рова, м_локо, п_вар, с_бака.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

Т_традь, п_нал, уч_тель, р_сунок.

Вам нужно вставить пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

С_рока,  л_са, в_сна, з_мля.

Карточка № 3

Расположи слова в алфавитном порядке, и получите предложение.

1.На,капает,дождик, улице.

Расположи слова в алфавитном порядке, и получите предложение.

1.За, ветер, окном, гудит.

Расположи слова в алфавитном порядке, и получите предложение.

1.Туч, среди, прячутся, лучи.

Карточка № 4

1.Расставь буквы в алфавитном  порядке.  Запиши получившиеся слова.

Ш Д У _________

2. Знаешь алфавит- угадаешь слово

10 19 13 1 14 _________

1.Расставь буквы в алфавитном  порядке.  Запиши получившиеся слова.

Е С Ы В_____________

2. Знаешь алфавит- угадаешь слово

10 18 6 12 _____________

1.Расставь буквы в алфавитном  порядке.  Запиши получившиеся слова.

 С Л О Ь _____________

2. Знаешь алфавит- угадаешь слово

18 21 9 11 13 30

1.Расставь буквы в алфавитном  порядке.  Запиши получившиеся слова.

 О Т К _____________

2. Знаешь алфавит- угадаешь слово.

12 1 18 10 14 ______________

1.Расставь буквы в алфавитном  порядке.  Запиши получившиеся слова.

 О С М Т _____________

2. Знаешь алфавит- угадаешь слово

14 1 18 30 33 14 _________

1.Расставь буквы в алфавитном  порядке.  Запиши получившиеся слова.

 У Л Ч _____________

2. Знаешь алфавит- угадаешь слово

15 1  9  10 13  33 ______________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- называть буквы; -знать какая буква где стоит; -будем слова ставить в алфавитном порядке; - поможем Лисичке.

Слайд 5

Алфавит – это все буквы, расположенные в установленном порядке. Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...