Коспект урока по грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по грамоте "Буква Р. Звуки Р,Рь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_r.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Тема: «Буква Р, р. Звуки [р],[р']»

Рафальская Олеся Валентиновна

Учителя начальных классов ГБОУ СОШ №46

Приморского района Санкт-Петербурга

Тема: Буква Р, р. Звуки [р],[р']

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими   данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Планируемый результат:

  Предметные: ученики научатся находить грамматическую основу в предложении, воспроизведение своими словами правила нахождения грамматической основы в предложении.

  Метапредметные:

  - Личностные УУД – умение сотрудничать в группах.

  - Регулятивные УУД – целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

  - Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников.

 - Познавательные УУД – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, подведение под понятия подлежащего и сказуемого, выведение следствий.

Оборудование: Электронная доска.

УМК: Букварь  1 класс. Часть 1. «Начальная школа 1 век»

Ход урока

1 этап

Организационный момент


Потерялась буква Р.

Где? В трамвае, например.

Или мы ее вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте!)

В распечатанном конверте?

Может, милиционер

Приведет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:

– Отыскалась буква наша!

Посмотри, как просто это:

Рыба! Рак! Река! Ракета!

                В. Творогова

2 этап

Введение в тему урока

Фонетическая зарядка.

Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат... «Гар-р-р»,
Вороны кричат... «Кар-р-р»,
Кони храпят... «Хр-р-р»,
Ставни скрипят... «Скр-р-р».

И не догадается никто,
Что
Тигры рычат…
Вороны кричат…
Ставни скрипят…
Кони храпят…
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать!

                П. Высоцкий

– С каким звуком будем работать?

– Сегодня мы познакомимся с буквой Р, р и узнаем, какие звуки она обозначает.

Сейчас у нас урок обучения грамоте и мы с вами отправляемся в путешествие на поиски новых букв.

- Ребята, а какое время года сейчас? Какие изменения в природе происходят осенью? Так как осенью не хватает тепла, представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, подкиньте его, поймайте, киньте друг другу ,поделитесь друг с другом хорошим настроением. Согрело оно вам ручки?

Дыхательная гимнастика: свеча, сердитая кошка, тишина.

- Напомните мне, для чего мы провели эти упражнения? (для речи)

- А какая бывает речь? (Устная и письменная)

- Приведите примеры устной и письменной речи.

- Из чего состоит речь? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- На что делятся слова? (На слоги)

- Из чего состоят слоги? (Из звуков)

- Что вы знаете о звуках речи, какие они бывают? (Гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные от согласных звуков?

- А что нам нужно, чтобы звук изобразить на письме? (Буква)

- А в чём разница между звуком и буквой? (Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем)


3 этап.

Работа по теме урока

- Звуковой анализ слов «рысь», «речка».

– Отгадайте загадку.

                Меньше тигра, больше кошки,

                Над ушами – кисти-рожки.

                С виду кроток, но не верь:

                Страшен в гневе этот зверь!

                        (Рысь.)

– Рассмотрите схему под рисунком. Составьте звукобуквенную модель слова «рысь».

– «Прочитайте» первый звук в слове «рысь». (Рррысь.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)

– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)

– «Прочитайте» второй звук в слове рысь. (Рыыысь.)

– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– «Прочитайте» третий звук в слове «рысь». (Рыс-с-сь.)

– Какой это звук? (Мягкий согласный звук.)

– Обозначьте соответствующей фишкой. (Зеленая фишка.)

– Назовите его твердую пару. (Звук [с].)

Аналогично проводится анализ слова «речка».

– Отгадайте загадку.

                Течет, течет – не вытечет,

                Бежит, бежит – не выбежит.

                        (Речка.)

– Буква, которой обозначаются звуки [р], [р’], называется «эр». На что похожа буква р?

                Буква Р – на мачте парус,

                Вдаль плывет, небес касаясь.

                В. Степанов

– Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р’]. Определите, мягкий или твердый это звук.

– Замените буквами первые фишки в схемах слов «рысь» и «речка».

– Какие нужно взять буквы: заглавные или строчные? Почему?

– Сравните слова «рысь» и «речка». Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые?

– В каком из этих слов звуков меньше, на сколько? (В слове «рысь» на 2 звука меньше, чем в слове «речка».)

– Назовите как можно больше слов со звуками [р] и [р’].


Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой - потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


4 этап

Работа по учебнику

Работа по учебнику. Дифференцированная работа.

1-я группа: прочитать слоги с буквой Р, используя «окошечки».

2-я группа: прочитать слоги по строкам (верхняя, средняя, нижняя); по столбцам: один слог из верхней строки, другой – из средней строки, третий – из нижней строки.

3-я группа: прочитать предложения; найти и прочитать имена (учебник: Марина, Рома, Нина).

3. Коллективная работа.

– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.

– Прочитайте слова, в которых по две гласные буквы.

– Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. (Мир.)

– Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. (Марина, Нина, рана, имена.)

– Прочитайте только имена.

Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрепление зрительного образа буквы р.

– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква р.

2) Задание «Сообрази и запиши».

– Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы. Прочитайте получившиеся слова. (Море, нора, рама.)

– Чем похожи эти слова? (В словах есть звуки [р], [р’].)

– В каких словах все согласные звуки твердые? (Нора, рама.)

– Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное? (Нет.)

– В каких словах буква р обозначает твердый согласный звук? (Нора, рама.)

– Есть ли слова, в которых буква р обозначает мягкий согласный звук? (Море.)

3) Задание «Напиши».

– Впишите букву р. Прочитайте получившиеся слова.

– Найдите среди этих слов слова, в которых букв меньше, чем звуков. (Армия.)

– Найдите слова, в которых три гласных звука. (Марина, армия.)

– Найдите слова, в которых буква р обозначает твердый согласный звук. (Ира, Рая, норма, мрамор, роса, армия.)

– Найдите слова, в которых буква р обозначает мягкий согласный звук. (Марина, Римма.)

– Объясните, что общего у всех слов первой строчки. (Это имена людей.)

5 этап

Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

- С какой буквой познакомились на уроке?

 - Какой звук обозначает буква р? (Звуки [р], [р’])?

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат рысята.

Как рысь отличается от других представителей семейства кошачьих, вы так же отличаетесь от других учеников. Вы самые любознательные. Посмотрите на наше дерево.

Если вам сегодня было интересно и легко работать, то выберите своей рыси место на верхней ветке. Если были затруднения, то на средней, а если вам было тяжело работать на уроке– на нижней. Какую ветку выберите вы?

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали! Наш урок окончен. Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"

Данный урок проводится в  3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются  общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...

Коспект урока с презентацией "Птица Счастья"

Урок изобразительного искусства2 классУМК «Планета знаний»Тема: «Птица счастья»Тип урока: изучение нового материалаЦель: познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых ...

Коспект урока окружающего мира, 1 класс УМК "ПНШ"

Тема урока "Растения-часть живой природы"  Урок построен с учетом требований стандартов ФГОС...

План-коспект урока "Прямая и луч"

ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-2 класс...

Коспект урока :"Лес и его обитатели" 3 класс

Урок по "Окружающему миру" разработан по УМК "Перспективная начальная школа". К уроку представлена презентация. Даётся представление о природном сообществе леса, о многообразии растительного и животно...

Коспект урока обучение грамоте

Буква Х , звуки [x] ,[x ]...