Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 21 века" по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Гусак Юлия Георгиевна

Технологическая карта урока русского языка и приложение к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_opredelenie.docx127.34 КБ
Файл kartochka.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 б классе (II четверть)

 

Ф.И.О. учителя: Гусак Юлия Георгиевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Программа: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение

Цель урока: рассмотреть и назвать признаки определения как второстепенного члена предложения

Задачи урока:

- перечислить признаки нового второстепенного члена посредством работы с текстом правила;

- создать условия для работы в группах;

- практически находить определения в предложениях и правильно подчеркивать;

- создать ситуацию успеха для каждого учащегося посредством разноуровневых заданий;

- способствовать развитию правильной речи при составлении предложений;

- систематизировать полученные знания, используя технику визуализации мышления (работа с ментальной картой).

 

 Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Выполнять правила поведения, соблюдать этические нормы при работе в паре, группе.

 

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из схем, текста, таблиц;

- умение находить в научном тексте ответы на поставленные вопросы;

 - умение на основе анализа делать выводы;

-  умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные  УУД:

-умение определять цель деятельности на уроке;

-умение организовывать свои действия (удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат);

- умение осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 

- умение слушать собеседника, работать в паре и группе;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Знать:

- название нового второстепенного члена (определения);

- вопросы определения и его значение;

Умения:

-находить и правильно подчеркивать в предложении главные и второстепенные члены (обстоятельство, определение);

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;

- различать главные и второстепенные члены предложения.

 

Тип урока: усвоение нового материала

Формы работы: коллективная, групповая, парная

Материально-техническое оснащение урока:

 

  1. для учителя – классная доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ментальная карта, учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 1 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2017 г
  2. для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 1 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2017, карточка для парной работы №1, карточка для индивидуальной работы № 2
  3. для групповой работы: маркеры, цветные листы, магниты для каждой группы.

Этапы

урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Создать положительный эмоциональный фон, настрой на работу.

- Поприветствуйте наших гостей кивком головы.

 - Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

 Поворачиваются, кивают гостям головой.

Самооценка готовности к уроку.

Создание хорошего настроения и ситуации успеха. 2 мин

 2.Актуализация знаний. (Создание проблемной ситуации)

Создать проблемную ситуацию с целью мотивации к получению новых знаний;

выявить уже имеющиеся знания, область незнания, подвести к самоопределению цели урока.

- У вас на столах лежат карточки с заданием, обсудите их в паре, выполните. (Приложение № 1) У вас на это 5 минут.

- Какие слова вы выписали на строчки в первом задании? На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- А последнее слово? Лисий?

- Что вы уже знаете об этих словах? Где поставили галочки во втором задании?

- Где не поставили галочки? Почему?

Учащиеся в паре выполняют два задания на карточке.

Перечисляют: осенняя, сухой, хмурое, шустрые, лисий

Дети догадываются (Чей?)

Определяют область знания: знают на какие вопросы отвечают, обозначают признак предмета, являются второстепенным членом предложения, являются именами прилагательными.

Определяют область незнания: как называется новый второстепенный член и на какие еще вопросы отвечает.

Развитие орфографической зоркости. Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы. Понимание недостатка знаний для выполнения второго задания.

8 мин

 

3.Введение в тему урока, постановка цели, определение задач.

Создать условия для целеполагания, определения задач   на урок.

 Итак, выписанные вами слова, как вы сказали, обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? А слово лисий? (Чей?) То есть, мы понимаем, кому принадлежит этот хвост.

- Значит, эти слова определяют признак или принадлежность…  

- Тогда как может называться новый второстепенный член предложения? (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)

- Назовите сами тему урока.

- Как вы думаете, какой будет цель урока? Чем  будем заниматься на уроке?

 - Вам помогут слова на слайде грамотно сформулировать свою мысль.

Мы узнаем, как ….

Мы научимся…

Мы будем…

Учащиеся называют вопросы: Чей? Чья? Чье? Чьи?

Дети стараются назвать по логике: определяет, значит…

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Формулируют задачи урока: узнаем, на какие еще вопросы отвечают определения, как подчеркиваются; будем находить определения в предложениях, подчеркивать их.

 Целеполагание, постановка учебных задач. 5 мин

 

 

4.Изучение нового учебного материала.

(Работа с правилом в учебнике)

 

Проверить умение анализировать текст, извлекать новую информацию из текста.

 - Откроем учебники на 95 странице. Прочитаем важную информацию в рубрике «Тайны языка».

- Какую важную информацию вы извлекли из этого текста? (Подчеркиваются волнистой линией, отвечают на вопросы Чей? Чья? Чье? Чьи?)

  

Читают определение про себя. Один ученик вслух.

Отвечают: как подчеркиваются определения;

на какие еще вопросы отвечают.

Проявление интереса к новому содержанию занятия, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя.

5 мин

5.Первичное закрепление

а) Работа по учебнику (упражнение 1).

б) «Снежный ком» (Работа в группах)

 

Проверить применение нового знания на практическом задании.

Учить  работать в группах, развивать письменную речь, коммуникативные навыки.

-Прочитайте задание упражнения № 1. Минута на размышление.

- К какому члену предложения заданы вопросы?

- Какая пара лишняя? Почему? Докажите.

- Прочитайте задание после упражнения. Кому не понятно задание?

- Кто может это сделать у доски?

- Подойдите к своей группе. Номер группы вы увидите на полях вашей тетради. Я написала простым карандашом. Выберите того, кто будет писать. Маркеры на столах. Вспомните про себя правила работы в группе.

- Итак, распространите за

2 минуты предложение ИДЕТ СНЕГ. На одном листочке можно писать только одно слово.

-  Пройдите на свои места и запишите свои предложения на новую строчку.

- Прикрепите ваши предложения на доску. Давайте прочитаем их. (определяем красивые предложения)

Один ученик читает вслух.

Отвечают: к определению.

Отвечают: пара, где задан вопрос КУДА? Это вопрос обстоятельства.

Один ученик работает у доски, остальные в тетради записывают предложение, подчеркивают все  члены.

Дети работают самостоятельно в группах на время.  

У каждой группы свой цвет листов.

Один представитель от группы крепит предложение с помощью магнитов к доске.

Определение цели и осмысление задания.  

2 мин

Записано и разобрано предложение на члены.

3 мин

Создано распространенное предложение в каждой группе.

 9 мин

 в) Самостоятельная работа (по выбору

уровня)

Проверить умение оценивать свои возможности, умение саморегуляции.

 - Перед вами лежит карточка №2. (Приложение №2)

-Выберите из 4 предложенных заданий то, которое вы можете выполнить. Первое – самое простое, четвертое – самое сложное.

- Поднимите руки те, кто выбрал первое задание. Второе. Третье. Четвертое. (Первый уровень-учитель помогает). Подпишите карточку.

- Время ограничено – 2 минуты.

Учащиеся выбирают свой уровень сложности и выполняют задание в классе (если останется время). Дома, если не останется.

Учащиеся поднимают руки, учитель отмечает на доске.

Самостоятельно работают(если останется время).

Создание ситуации успеха для каждого- выполнение посильного задания.

3 мин.

6.Подведение итогов урока.

(заполнение ментальной карты)

б) Рефлексия.

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений.

- Давайте подведем итоги. Вспомните задачи, которые мы ставили на урок. Решили мы их? Достигли цели?

- Что мы допишем сегодня в нашу ментальную карту? Какие ветви добавим? (начатая карта на доске)   Приложение № 3

- Посмотрите на доску, выберите свое начало предложения в зависимости от того, что вы хотите сказать, чем поделиться.

Я узнал…

Я научился…

Я удивился тому, что…

Мне было трудно…

Я хочу…

Мне понравилось…

У меня все…

Я работал….

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся говорят, какие ветви и надписи нужно добавить

Рефлексируют.

Дети достигли цели урока, решили задачи, оценили свою деятельность на уроке.

2 мин

7. Домашнее задание.

Закрепить знания, полученные на уроке

 - Дома вы выполните упр. 2 или 4 (на выбор) на стр 96-97 (и разноуровневую карточку).

Вы молодцы, спасибо за урок!

 

Дети встают.

Домашнее задание по выбору 1 мин

Приложение № 1

  1. Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Выпиши из каждого предложения слова, которые остались неподчеркнутыми.

Проходит осенняя пора. Шуршит сухой лист. Потемнело хмурое небо. Прячутся шустрые зверьки. Промелькнул лисий хвост.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

  1. Отметь галочкой то, что вы уже знаете о тех словах, которые выписали на строчки.

- Отвечают на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие?

- Обозначают признак предмета.

- Каким членом предложения является (главным или второстепенным)?

- Как называется новый член предложения?

- На какие еще вопросы отвечает новый член предложения?

- Это имя прилагательное.

- Как подчеркивается новый член предложения?

___________________

Приложение № 2

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить определение в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и определение в предложении.

Могу найти все члены предложения, которые знаю.

  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.

Приложение № 3

C:\Users\Юлия\Desktop\ментальные карты\члены предложения.jpg



Предварительный просмотр:

  1. Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Выпиши из каждого предложения слова, которые остались неподчеркнутыми.

         В театре кончился спектакль. Артисты вышли на поклон. Зрители громко аплодировали. Завтра будет премьера.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

  1. Отметь галочкой то, что ты уже знаешь о тех словах, которые выписал на строчки.
  1. □ Отвечают на вопросы Где? Когда? Откуда? Как? Почему?
  2. □ Обозначают где, как, когда, зачем и почему происходит действие.
  3. □ Каким членом предложения являются (главным или второстепенным)?
  4. □ Как называется новый член предложения?
  5. □ Как подчеркивается новый член предложения?

  1. Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Выпиши из каждого предложения слова, которые остались неподчеркнутыми.

         В театре кончился спектакль. Артисты вышли на поклон. Зрители громко аплодировали. Завтра будет премьера.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

  1. Отметь галочкой то, что ты уже знаешь о тех словах, которые выписал на строчки.

1.  □ Отвечают на вопросы Где? Когда? Откуда? Как? Почему?

2.  □ Обозначают где, как, когда, зачем и почему происходит    действие.

  1. □ Каким членом предложения являются (главным или второстепенным)?
  2. □ Как называется новый член предложения?
  3. □ Как подчеркивается новый член предложения?

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить обстоятельство в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и обстоятельство в предложении.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

        

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить обстоятельство в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и обстоятельство в предложении.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить обстоятельство в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и обстоятельство в предложении.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

1. На улице идет снег.

2. Под ногами хрустит белый ковер.

3. Вечером все побелеет.

  1. Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Выпиши из каждого предложения слова, которые остались неподчеркнутыми.

Проходит осенняя пора. Шуршит сухой лист. Потемнело хмурое небо. Прячутся шустрые зверьки. Промелькнул лисий хвост.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

  1. Отметь галочкой то, что вы уже знаете о тех словах, которые выписали на строчки.

- Отвечают на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие?

- Обозначают признак предмета.

- Каким членом предложения является (главным или второстепенным)?

- Как называется новый член предложения?

- На какие еще вопросы отвечает новый член предложения?

- Это имя прилагательное.

- Как подчеркивается новый член предложения?

  1. Прочитай предложения. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Выпиши из каждого предложения слова, которые остались неподчеркнутыми.

Проходит осенняя пора. Шуршит сухой лист. Потемнело хмурое небо. Прячутся шустрые зверьки. Промелькнул лисий хвост.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

  1. Отметь галочкой то, что вы уже знаете о тех словах, которые выписали на строчки.

- Отвечают на вопросы Какая? Какой? Какое? Какие?

- Обозначают признак предмета.

- Каким членом предложения является (главным или второстепенным)?

- Как называется новый член предложения?

- На какие еще вопросы отвечает новый член предложения?

- Это имя прилагательное.

- Как подчеркивается новый член предложения?

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить определение в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и определение в предложении.

Могу найти все члены предложения, которые знаю.

  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить определение в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и определение в предложении.

Могу найти все члены предложения, которые знаю.

  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Прошу учителя еще раз объяснить, как находить определение в предложении.

Могу найти главные члены предложения.

Могу найти главные члены предложения и определение в предложении.

Могу найти все члены предложения, которые знаю.

  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.
  1. Падают желтые листья.
  2. Под ногами шуршит яркий ковер.
  3. Выглянула заячья мордочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка по системе "Гармония" "Как слова становятся членами предложения"

Этот урок по теме "Как слова становятся членами предложения"" содержит конспект урока и презентацию к нему....

Русский язык. 2 класс. «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

Технологическая карта к уроку по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» (Русский язык. 2 класс)...

УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...

Урок русского языка на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....