Открытый урок по теме "Склонение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Открытый урок по теме "Склонение" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Орг. момент:  -Прозвенел звонок, начинается урок. Запишем число, классная работа

2.Минутка чистописания:

-Запишите своё имя, имена мамы, папы, страну, в которой вы живёте, город, в котором вы живёте

- Что это за части речи?

-Что в них общего?(имена собственные) Какие ещё бывают? (нарицательные)

-Какие из них одушевлённые, а какие нет?)

4.Словарная работа: слайд 1

-Ж.р. М.р. Ср.р.(-что могут обозначать эти буквосочетания)

на доске слева

      Вет(е,и)р,  хол(а,о)д , обл(о)ко ,м(о,а)рковь, М(а,о)сква, с(е и)рень, т(и,е)традь, б(а)лото, с(ч,щ)астье , ябл(а,о)ня.

- Что  объединяет эти слова? (они относятся к одной части речи – сущ.)

- Находим орфограммы в словах, ставим в начальную форму в единственное число, распределяем по столбикам, согласно роду)

5.Взаимопроверка- слайд 2 –как разбили, какие трудности были?

1 балл (поднять экран!!!)

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об им. сущ.. Я думаю, мы узнаем что-то новое об этой части речи.)

6.Актуализация знаний

- Вспомним, что вы знаете об имени существительном.

(тест) РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1. Имя существительное –это… (часть речи)

2. Имя существительное обозначает… (предмет, животных, растения, чувства, события, названия, имена…)

3. Имя существительное отвечает на вопросы: (кто? что?...)

4. Признак, для определения которого, мы подбираем вспомогательные слова ―он мой‖, ―она моя‖, ―оно моѐ‖…(род) 

5. Категория имени существительного, которая определяет количество предметов – это… (число)

6. Признак, который мы определяем по вопросу ―кто?‖ - …(одушевленность)

7. Признак противоположный по значению одушевленности – это…(неодушевленность)

8. Существительное, которое пишется с заглавной буквы называется….(собственное )

9. . Существительное, которое пишется с маленькой буквы.. (нарицательное)

10. Изменение имён существительных по падежным вопросам называется…(склонение) 

Меняемся листочками( взаимопроверка)1 балл

 -Как много вы уже знаете о существительном. Как считаете, есть ли темы не открытые нами и то чему еще нужно учиться? (Да)

   физкультминутка

 -Убедиться в этом или опровергнуть мы сможем, выполнив следующее задание.

Переход к проблеме.

 -Запишем в тетрадь.

Русские  поэты пишут стихи о зиме и осен... НА ДОСКЕ

- Найдите имена существительные в единственном числе. (зиме, осени)

- Определим и сравним род этих имен существительных, поставив в начальную форму.

Русские поэты пишут стихи о зиме ж.р. и осениж.р.

- Вывод: Оба этих существительных женского рода.

- Может они стоят в разных падежах? Определите падеж.

ВСПОМНИМ ПАДЕЖИ (ИВАН РОДИЛ…)справа на доске

Как по-другому называется изменение сущ. по падежам?

Русские  поэты пишут стихи о зиме П.п. и осениП.п..

-Вывод: Падеж у них тоже одинаков.

- Выделите окончания. Одинаковые ли у них окончания? (разные)

- КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС?

-Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?

- Предположите, только ли от числа, рода, падежа зависит написание окончаний имен существительных? Может, они склоняются по разному и поэтому и окончания разные?

- Итак, значит, есть что-то важное, и пока неизвестное?

- Предположить можете, что же это? (склонение)

 У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем.

- Значит, какая цель нашего урока? (узнать новое о склонении имени существительного)

Прочитайте написанные  слова, выделите окончания, найдите в них общее.

Дорога, автомобиль, земля, осень, поле,  окно, дедушка, степь,  дочь.

Разделите им. сущ. на три группы, внимательно используя окончание

(запись в тетради, потом на доске )1---2---3---

Назовите сущ. ,которые вы отнесли к первой группе.  Почему?

Дорога, земля, дедушка,

Назовите сущ. которые вошли во вторую группу. Почему?

Автомобиль, поле, окно.

Какие слова вошли в третью группу? Почему?

Осень, степь, дочь

- По каким признакам вы группировали существительные?

       ( по роду и по окончанию)  (анализ каждого столбика – род + оконч.)

- Вывод: 1ст.- ж.р. м. р. с окон.. –а, -я; 2ст.- м.р. с нул. окон.; ср.р. с ок. –е, -о; 3ст.-ж.р. с нул. оконч.  Это типы склонения существительных.

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Оказывается, существительные бывают 1, 2 ,3-го склонения.(К каждой цифре в таблице прикрепляется слово склонение).

- Не зная типов склонения вы сейчас раскрыли его тайну.

Кто справился с этим заданием?1балл (опустить экран!!!)

Тема урока: «Три типа склонения имён существительных»

-Чему мы будем учиться на уроке? ( учиться определять тип склонения имён существительных)

- Для этого давайте договоримся, как кратко будем обозначать каждую группу – (1 скл.   2 скл.    3 скл)  (на доске таблички – 1-е склонение,

2 –е склонение,  3 – склонение )слайд 3

Вывод:

- Итак, какие существительные мы отнесём к 1 склонению?

    (сущ. жен. и муж. рода с окончаниями  -а,  -я ) слайд 4

- Какие существительные отнесём ко 2 склонению?

    ( сущ. муж. рода без окончания и сущ. среднего рода ) слайд 5

- И какие существительные отнесём к 3 склонению?

    ( сущ. жен. рода без окончания) слайд 6

Итоговая таблица слайд 7

 - Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос ― Почему у существительных зиме осени разные окончания?

- Теперь можете объяснить почему? (У них разное склонение)

- Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? (от склонения)

 - Вот как важно уметь определять склонение. (Чтобы правильно писать окончания существительных)

                                                                                                                      Составление алгоритма действий

– Как нужно действовать, чтобы определить тип склонения существительных?

- Создадим алгоритм действий.

 1. Поставить существительное в начальную форму

2. Определить род

3. Выделить окончание

4. Определить склонение (индивидуальные высказывания) памятка слайд 8

V Первичная проверка понимания

(Формирование умений, навыков.)

 - Нужно  распределить имена существительные в три группы по признаку – склонение. (в тетрадях – в 3 столбика под диктовку)

Крапива,  собака, вишня,  месяц,  осень,  медведь, , дверь, печь,  лето.

1. Определить род 2. Выделить окончание 3. Определить склонение

Взаимопроверка-1 балл

                      ФИЗМИНУТКА

VI Первичное закрепление.

Игра «Третье лишнее» слайд 9

-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово. ( выполняют на карточках, затем меняются и проверяют у соседа)

Весна, река, стекло - I скл.

Стена, сверло, озеро - II скл.

Скворец, гора, звонок - II скл

Вьюга, ласточка, рысь - I скл.

Дочь, конь, ночь - III скл   1 балл

Работа с текстом или по учебнику

- Переходим к работе с текстом. Слайд 10

- Скажите каким будет задание? ( списать, вставляя пропущенные буквы, у существительных определить склонение) (орфограммы объясняем)

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы:

Жить в Ро...ии, идти по д...роге, на высокую г...ру, сидеть за ст...лом, с в…сёлым настроением, отдыхать в су...оту, к...пать л...патой, бере... моря

.-Возникли ли затруднения? Почему? Что нужно сделать для устранения трудности?

Игра с мячом  « Определи склонение»

( называю слово, кидаю мяч, кто ловит мяч – называет склонение)

Музыка,  кот, ручка, мыло,  корабль, речь, дождь,  степь, карандаш, парта, вещь, грач, сорока, мебель и т. д.

VII Информация о домашнем задании.

 - Выпиши из словаря 10 слов и определи склонение.

VIII Рефлексия

- Итак, что мы сегодня узнали на уроке, чему научились?

–Закончите предложение:

Чтобы определить тип склонения существительного необходимо знать… (начальную форму, род, окончание)

Оцените свою работу на уроке: подсчитайте баллы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа Ветра, хол(а,о)да , обл(о,а)ка ,м(о,а)рковь, М(а,о)сква, с(е и)рень, т(и,е)традь, б(а,о)лото, с(ч,щ)астье , ябл(а,о)ня

Слайд 2

Проверка вет е р, хол о д– м.р. м о рковь, М о сква, ябл о ня с и рень, т е традь- ж.р. сч астье, обл а ко, б оло то- ср.р.

Слайд 3

Имена существительные бывают трёх склонений: 1 склонение (1скл.) 2 склонение (2скл.) 3 склонение (3скл.)

Слайд 8

Памятка 1. Поставить существительное в начальную форму 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определить склонение

Слайд 9

Игра «Третье лишнее» Весна, река, стекло Стена, сверло, озеро Скворец, гора, звонок Вьюга, ласточка, рысь Дочь, конь, ночь

Слайд 10

Вставить пропущенные буквы, определить склонение у существительных : Жить в Ро...ии, идти по д...роге, на высокую г...ру, сидеть за ст...лом, с в…сёлым настроением, отдыхать в су...оту, к...пать л...патой, бере... моря

Слайд 11

Молодцы! Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому?Чему?

Кого? Что?

Кем?Чем?

О ком?О чём?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...