Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Горшкова Надежда Петровна

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_myagkiy_znak_na_kontse_slova.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Цель: развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова буквой «мягкий знак».

Задачи:

 - развивать фонематический слух, внимание, мышление, навыки грамотного письма;

-  воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Теперь легонечко вздохнём

И урок скорей начнём!

-Как называется урок?

2. Минутка чистописания.

- Давайте подготовим пальчики к письменной работе.

«Ёжики здороваются»
Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, ёжик! Как живёшь?»

Инструкция: кончиком большого пальца касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Упражнение проводится сначала одной рукой, потом - другой, затем обеими руками. 

- На минутке чистописания будем писать строчные гласные буквы. Я произношу слово, вы называете гласную и записываете.

Лес, нёс, люк, ряд, мир.

- Какие буквы написали?

- е, ё, ю, я, и

- После каких согласных пишутся эти гласные?

- А есть ли ещё буква, смягчающая согласный?

- Давайте пропишем целую строчку букву «ь».

- Что вы можете сказать о мягком знаке?

- Мягкий знак не относится ни к гласным, ни к согласным. Он не обозначает звука.

«Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится».

3. Постановка проблемы.

- Мне сейчас понадобится два помощника. Я буду диктовать слова, а мои помощники будут записывать их на доске. Остальные дети пишут в тетрадях.

Нос, соль, сок, гусь, лось, лес, угол, пень.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось?  А как же так, задание было одинаковое для всех, а выполнили мы его по-разному.

- Какого правила мы ещё не знаем?

- Давайте попробуем сформулировать тему урока:

«Мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости».

- К этому заданию вернёмся позже.

5. Решение проблемы.

На доске:

дом                         кость

пол         день

сон         пыль

- Что заметили?

- Сейчас нам предстоит разобраться, почему в словах первого столбика на конце слов нет мягкого знака, а на конце слов второго столбика – есть.

- Запишите слова первого столбика в тетрадь.

- Читай слово, называй последний звук. Как он произносится: твёрдо или мягко?

Вывод: «После твёрдых согласных в конце слов мягкий знак не пишется».

- Запишите слова второго столбика, выделяя «ь» зелёной ручкой.

- Читай слово, называй последний звук. Как он произносится: твёрдо или мягко?

Вывод: «После мягких согласных в конце слова нужно писать мягкий знак».

- Когда же в конце слов нужно писать мягкий знак? Сформулируйте правило.

- Давайте прочитаем правило в учебнике. Стр. 80

- Вот какие вы молодцы! Вы сами, как настоящие исследователи, создали правило.

- А теперь возвращаемся к первому заданию. Давайте проверим и исправим ошибки.

- Когда же пишется «ь» на конце слова?

5.Физкультминутка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правую - вверх, левую – вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук, тук, тук, тук

Сделаем огромный круг.

6. Закрепление.

Работа в группах.

- Нужно отправить в путь два паровозика. Первый паровозик повезёт слова с мягким знаком, а второй – без мягкого знака.

1 гр.        2 гр.

ден…        стол…

кисел…        звер…

ветер…        звонок…

слон…        буквар…

куст…        журавл…

осен…        хлеб…

- А сейчас я хочу посмотреть, случайно вы так написали или со знанием дела.

Дети доказывают, почему они так написали.

- Но поезд не может отправиться, пока мы не составим предложения с данными словами.

Запись предложений (комментированное письмо).

7.Итог

- Чему учились сегодня на уроке?

- После каких согласных нужно писать мягкий знак?

- Что больше всего понравилось в уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Очень подробный конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС. Разные виды работ, которые активизирует работу детей на уроке....

Конспект + презентация урока русского языка по теме: "Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.Планируемые результаты:Предметные:Знать твёрдые и мягкие согласные звуки;Знать способы ...

Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.

На уроке, по данной теме учащиеся научатся:формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;развива...