Урок русского языка во 2 классе «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дроздова Валентина Александровна

Конспект открытого урока по русскомуязыку во 2классе. Тема урока: "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy.docx154.44 КБ
Файл russkiy_yazyk_shipyashchie.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка во 2 классе

ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ»

Цели и задачи урока: 

    - закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш].

    - учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

    - упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И.

   - развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

   - закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

    - воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;

Планируемые результаты:

    - учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ

    - научатся относить объекты к известным понятиям

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности:

Учитель:  Прозвенел звонок, начинается урок. Пусть этот урок принесет с собой радость общения. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения. Теперь тихонечко садитесь.

Ребята, у нас с вами хорошее настроение, мы с вами улыбаемся друг другу. Посмотрите, какой красивый у нас класс! В честь какого праздника у нас в классе так красиво? Какой праздник к нам приближается?

Ученик: К нам приближается Новый год.

Учитель: А кто приходит на новогодний праздник?

Ученик: На новогодний праздник обычно приходит Дед Мороз.

Учитель: Верно. Дед Мороз, конечно, до нас еще не добрался, пока еще рано приходить к нам в гости, но он уже собирается к нам. Ребята, мне очень хочется, чтобы когда Дед Мороз пришел к нам, то увидел как мы умеем красиво и грамотно писать.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Учитель: Сегодня, на минутке чистописания, мы будем прописывать букву Ж и букву Ша. Возьмите правильно в руки ручки. Покажите как вы их правильно держите. Вспомните правильное написание этих букв. Давайте пропишем букву Ж в воздухе. Теперь пропишем букву Ша в воздухе. Теперь пропишите эти буквы у себя в тетрадях.

Ученики прописывают буквы в тетрадях   (число и Классная работа написаны заранее на доске и в тетрадях)

Ребята, к этим буквам мы обязательно ещё вернёмся.

Ребята, а ещё мне хочется, чтобы когда Дед Мороз пришёл к нам в гости, мы бы показали какие мы вежливые. А какие вежливые слова знаете вы?

Ученик: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания и т.д.

Учитель: Молодцы! Вы помните все слова, о которых мы с вами там много говорили на наших  уроках.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА:                          На слайде №2

- здравствуйте

- до свидания

- спасибо

- пожалуйста

- извините

Сегодня  будем учиться употреблять новое слово, которым пользуются, если кого- то обидели или когда -  то поступили неправильно.

Послушайте стихотворение А. Кузнецова «Поссорились!»

Выходят 2 ученицы:

Мы поссорились с подругой,

И уселись по углам,

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Что произошло с девочками? (Поссорились)

Из – за чего произошла ссора? (Из – за игрушки)

Хорошо им было друг без друга? (Девочкам было скучно)

Что посоветуете девочкам? (Помириться)

А как это сделать? (Предположения детей)

 Запомните, извиняться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели.

Как бы вы извинились? (Ответы учащихся)

  (продолжение стихотворения)

Я пойду и помирюсь!

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: «Играть давай!»

Итак, добавляем в речевой этикет слово: ИЗВИНИ.

Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова и прочитать значение этого слова. Кстати, кто мне напомнит в каком порядке располагаются слова в словаре?

Ученик: Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.

Ученик читает по словарю значение слова ИЗВИНИТЬ

Выражение сожаления по поводу причиняемого беспокойства, неудобства 

Учитель: Ребята, давайте запишем новое словарное слово ИЗВИНИ в  тетради, как обычно целую строчку (3 раза). Сколько слогов в этом слове? (3) На какой слог падает ударение? (на третий)                              СЛАЙД №3

Учитель: Ребята, у Дед Мороза есть помощник – Снеговик (на доске картинка со снеговиком). Чтобы мы сильно не скучали, пока ждем наступление Нового года, Дед мороз попросил своего помощника нас развлекать. Снеговик приготовил вам загадки:

Есть копытный великан.

Шея, как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

hello_html_1fe59616.jpg       Учитель открывает картинку на доске

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши)

hello_html_2b01c5bb.jpg  Учитель открывает картинку на доске

Они на ласточек похожи,

А в небе очень даже схожи.

Я правду говорю, скажи!

Есть – ласточки, а есть - … (Стрижи)

hello_html_m68cbe630.jpg  Учитель открывает картинку на доске

Кто живёт в морях холодных

Среди айсбергов  огромных?

У них усы, как ёршики,

Не боятся стужи ...     (Моржики)

hello_html_30fad65e.jpg       Учитель открывает картинку на доске

Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться  может.

Конечно, это…        (Ёжик)

http://foto-zverey.ru/ezhi/ezh4.jpg    Учитель открывает картинку на доске

Учитель: Ребята, какие вы молодцы! Отгадали все загадки Снеговика.

А какие звуки вы услышали в словах- отгадках чаще, чем другие?    [ж], [ш]

Учитель: Дайте характеристику этим звукам.  НА  ДОСКЕ  [ж], [ш]

Ученик: Звук [ж]- согласный, звонкий, всегда только твердый, парный.

Звук  [ш] – согласный, глухой, всегда только твердый, парный.

Учитель: А еще, ребята, когда мы произносим эти звуки, то мы как будто шипим. Поэтому, эти  звуки так и называют – шипящие. К шипящим звукам относятся: ж, ш, ч, щ. Это надо запомнить.

Ребята, а  чем отличаются звуки [ж], [ш] от букв Ж, Ша?

Ученик: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Учитель: Ребята, на последней картинке мы видим ежа. Дайте, пожалуйста, характеристику слову ЁЖ. Сколько здесь букв и звуков.

Ученик: В слове ёж 2 буквы, но 3 звука, т.к. буква Ё в начале слова даёт 2 звука.

Учитель: Ребята, напомните, какие буквы могут обозначать 2 звука?

Ученик: Буквы е, ё, ю, я могут обозначать 2 звука?

Учитель: Верно, а в каких случаях?

Ученик: В начале слова, после гласной буквы, после ь или ъ.

Учитель: Приведите примеры.

Ученик: В начале слова: яблоко, ель, юла, ёж.

После гласной буквы: маяк, заяц

После ь или ъ: семья, варенье, подъезд.

Учитель: Ребята, Снеговик приготовил для нас не только загадки, но и задания.  Он спрашивает как будет звучать слово ЁЖ во множественном числе? (ежи)                               (Слайд 4)

На экране: ЁЖ-ЕЖИ, МЫШЬ-МЫШИ, КАМЫШ-КАМЫШИ, УЖ-УЖИ, СТРИЖ-СТРИЖИ.

Учитель: Ребята, какая общая орфограмма есть в этих словах?

Ученик: В словах есть сочетания жи – ши

Учитель: Кто из вас помнит как пишутся буквосочетания ЖИ-ШИ?  

Ученик: Сочетания жи – ши пишем только через и.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить?  Кто сможет определить   тему нашего урока?

Ученик: Мы будем говорить о буквосочетаниях жи – ши.

Учитель: Давайте проверим! Читаем тему урока на доске.

Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ

(Учитель открывает на доске тему урока)

Учитель: Ребята, это новая тема?

Ученик: Нет

Учитель: Почему?

Ученик: Мы её уже изучали

Учитель: Когда?

Ученик: В первом классе.

Учитель: Для чего же сейчас мы вновь обращаемся к данной теме?

Ученик: Чтобы вспомнить правильное написание в сочетаниях жи-ши.

Учитель: Ребята, какую цель мы перед собой поставим? Что нам надо вспомнить?

Ученик: Надо вспомнить как пишутся сочетания жи – ши

Учитель: Кто из вас сможет сформулировать правило?

Ученик: Жи-ши пиши с буквой И.

Учитель: Молодцы! Вы абсолютно правы.

А теперь через запятую запишите эти слова-отгадки, вставляя пропущенные буквы. (Ученики записывают в тетради слова, 1 ученик маркером вставляет пропущенные буквы на доске)

А теперь следующее задание от Снеговика. Давайте поработаем по учебникам. Прочитайте задание в упражнении 160.

Ученик: Спиши. Подчеркни букву, которая написана после  ж и ш.

Учитель: Ребята, записываем в тетрадях упражнение 160. Работаем по рядам. Первый ряд списывает первую группу слов, второй ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу слов.  Списываем слова, подчеркиваем простым карандашом по линейке знакомые нам орфограммы.

(Выполняют задание)

Учитель: Ребята, какая же буква стоит после Ж и после Ш? (Буква И)

С заданием вы справились. Меняемся тетрадями с соседями по парте и проверяем нет ли ошибок у вашего соседа по парте. Если ошибок у соседа нет, поставьте ему на полях +. Возвращаем себе тетради. Поднимите руку те из вас, кто заработал +. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

        Ребята, Дед Мороз попросил Снеговика хорошенько подготовиться к его приходу. А Снеговик ответственно подходит ко всем его заданиям. И Снеговик решил вспомнить с вами танец маленьких утят. Встаём.

        Физкультминутка (Танец маленьких утят)    Слайд 5

Учитель: Ребята, отдохнули, потанцевали и получили очередное задание от Снеговика.  Работа по карточкам. Разбейтесь на группы.

Группа 1

  1. Измените слово ХОРОШО так, чтобы оно отвечало на вопрос какой? ____________________  (хороший)
  2. Поставьте слово КАРАНДАШ во множественное число _____________ ( карандаши)
  3. Допишите предложение

Идёт снег.  С неба падают красивые _______________ (снежинки)

  1. У машины на колесах есть __________________ (шины)

Группа 2 Подберите антонимы с сочетаниями жи-ши. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по смыслу)

  1. Завтрак -  ______________  (ужин)
  2. Узкий -  _________________ (широкий)
  3. Маленькие -  _____________(большие)
  4. Свои -  ____________________ (чужие)

Группа 3   Подберите синонимы с сочетаниями жи-ши

  1. Дети -  ___________________ (малыши)
  2. Колючий комочек -  ______________ (ёжик)
  3. Автомобиль - ____________________(машина)
  4. Колючки у розы - ________________(шипы)

Группа 4

Соедини слоги так, чтобы получились слова

ши

     жи

гру

     ка

лу

     на

шиш

     ши

Получились слова:_________________________________________________

Группа 5

Выберите и выпишите слова с изученными орфограммами: пушинка, мышата, вышивка, ежата, тишина, шатёр, лужица, пешеход.

_______________________________________________________________

(пушинка, вышивка, тишина, лужица)

Группа 6

Выпишите из текста слова с изученными орфограммами:

Мы – проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим, в снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

_________________________________________________________________

(лежим, бежим, режим)

Проверка  

Учитель: Ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

Наш Снеговик решил проверить, усвоили ли вы тему. Он передал мне записку, в которой я вижу слова. Я буду диктовать вам  эти слова, а вы будете записывать только те, в которых встречается орфограмма жи-ши.

Тишина, высота, пушинка, стужа, шиповник, крыжовник, снежинка.

Учитель: Давайте проверим, какие слова вы выписали  (Тишина, пушинка, шиповник, снежинка). Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе на полях +.                                   Слайд 6

Молодцы! Снеговику очень понравилось слово снежинка. Давайте поработаем в парах. Я предлагаю вам составить диалог с соседом по парте, используя  слово снежинка.

Ученики составляют свои диалоги.  

Учитель: Мне очень понравились ваши диалоги. А теперь я предлагаю записать в тетрадь предложение                             Слайд 7

В воздухе закружились первые снежинки.  (записывают в тетради) Учитель: Ребята, подчеркните сочетание жи-ши в словах.

Проверяем. В каких словах вам встретилось сочетание жи-ши (закружились, снежинки). Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях +.

А теперь самостоятельно подчеркните грамматическую основу в этом предложении.

Проверяем. Назовите грамматическую основу в этом предложении. (Снежинки закружились). Если вы правильно подчеркнули, поставьте себе на полях  ещё один +.

Что такое грамматическая основа?  (Это подлежащее и сказуемое).

Ребята, вы молодцы! У вас всё получилось.

                             Рефлексия

        Ребята, на уроке труда мы с вами делали шишки из цветной бумаги. Я просила их принести сегодня на урок. Если вам понравился сегодняшний урок и вам всё было понятно, поднимите зеленую шишку. Если вы испытали трудности на уроке, что-то вам показалось сложным, поднимите желтую шишку. Если вам было очень трудно на уроке, поднимите красную шишку.

Я очень рада,  что вам понравился наш урок. Всем большое спасибо!

Но это еще не всё. Дед Мороз уже на пути к нам. К его приходу мы должны нарядить ёлочку. Сейчас по очереди вы подойдете к нашей ёлке и украсите её, повесив одну свою шишку любого цвета.

Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась. Ну теперь мы ко встрече Деда Мороза готовы. Будем ждать его в гости. Всем большое спасибо за урок.

Дом. задание: Упр. 166 стр.87


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС

Слайд 2

ЗДРАВСТВУЙТЕ ДО СВИДАНИЯ СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА

Слайд 3

ИЗВ И НИ

Слайд 4

ЁЖ – МЫШЬ – КАМЫШ – УЖ – СТРИЖ – ЕЖИ МЫШИ КАМЫШИ УЖИ СТРИЖИ

Слайд 5

ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ

Слайд 6

ТИШИНА ПУШИНКА ШИПОВНИК СНЕЖИНКА

Слайд 7

В воздухе закружились первые снежинки.

Слайд 8

ВСЁ БЫЛО ПОНЯТНО ИСПЫТЫВАЛ ТРУДНОСТИ БЫЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО

Слайд 9

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

презентация к уроку русского языка 1 класс "Шипящие согласные звуки"

В работе отражено содержание урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки"...

Урок русского языка в 1 классе УМК «Перспектива» ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ»

Урок русского языка в 1 классе УМК " Перспектива" Тема урока:" Шипящие согласные. Правописание жи-ши,ча-ща,чу-щу."...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ"

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ-ШИ". Цели и задачи: закрепить представления обучающихся о твердых согласных звуках [ж],[ш]; учит...