Урок по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок по рускому языку во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_tehn._karta_2_klass.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 «в»

Тип урока

Изучение нового материала.

Тема

Понятие об окончании слова.

Цель

- формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании;

- умение распознавать окончание и оформлять его в устной и письменной речи;

- совершенствовать навыки чтения, умение работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию);

Оборудование

Учебник «Русский язык» 2 класс, тетради

Раздаточный материал: орфографические словари, конверты с заданиями, оценочная шкала

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран

Планируемый результат

а) Предметные - иметь представление об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании, уметь находить и выделять окончание как часть слова; понимание понятия «форма слова».

б) Метапредметные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

в) личностные - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Какое нужно настроение, чтобы на уроке мы хорошо потрудились?

Давайте улыбнёмся друг другу и начнем урок.

Дети  настраиваются на работу.

Личностные УУД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний.

Над какой большой темой мы работаем?

Что такое однокоренные слова?

Что такое корень?

(На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок.)

-Прочитайте слова.

-Как мы можем назвать их одним словом?

-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?

-Найдём и выделим корень в этих словах.

- Что вы помните об этой части слова «корень»?

Однокоренные слова.

Слова одинаковые по смыслу и имеющие одинаковый корень .

Общая, одинаковая часть однокоренных слов.

-Однокоренными (родственными).

-У них есть общая часть, и они близки по смыслу.

Дети выделяют корень - лес

-Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез, обобщение.

3. Постановка учебной задачи

Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?

Прочитайте предложение

Мам_ слушает  дочк_  .

Какое предложение получилось?

А у кого другое?

Запишите.

Что можете сказать о предложениях?

Почему изменился смысл?

Что мы можем сказать о словах?

Мама-маму

Дочка-дочку

Что изменилось?

Итак! Выделите корень.

Давайте назовем часть слова, которая изменилась.

Как вы думаете, как называется часть слова, которая изменилась?

В русском языке изменяемую часть слова называют- окончанием.

Как графически можно выделить окончание?

Мама   слушает  дочку.

Маму  слушает  дочка.

Разный смысл.

Изменилась последняя буква в словах (а, у)

Изменилась форма слова.

а, у

Окончание (подготовленные дети могут сами назвать).

Квадратиком.

Регулятивные УУД:

целеполагание, прогнозирование.

Личностные УУД: мотивация к учебе

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме 

Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция.

4.Постановка учебной задачи.

5. Решение поставленной задачи

- Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

 Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем нужно окончание?

На эти три вопроса мы постараемся найти ответы.

- На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас?

-Верно. Окончание стоит на конце слова.

Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.

- Нужно знать, где находится окончание в слове.

-Нужно знать, что такое окончание.

- Нужно знать, зачем нужно окончание.

- На вопрос: «Где стоит окончание в слове?»

Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.

Регулятивные УУД: целеполагание,

планирование

Познавательные логические УУД:

доказательство.

-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо. (Дети читают текст письма с экрана.)

Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?

- Ребята, всё ли понятно в этом письме?

-Почему?

- Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать?

- Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст.

(Дети читают текст, исправляя ошибки. На экране у слова «Земля" меняются окончания.)

- Что мы меняли: само слово или только его окончания?

- Выпишите слово Земля в его разных формах.

-Выделим общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.

Ребята, а зачем мы меняли окончания?

- Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь.

- Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное?

- В каком значении употреблено слово «Земля» в письме инопланетян?

Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом.

Значит, что мы можем сказать об окончании? Что такое окончание?

- Нет.

- Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны тогда всё будет понятно.

- У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова.

- Само слово не менялось. Менялось лишь окончание.

- Дети выписывают:

Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле.

- Дети выделяют корень земл.

- Я, и, ю, е.

- Дети выделяют окончания.

- Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.

- (Дети читают по толковому словарю:

1. Земля – третья от Солнца планета.

2. Суша.

3. Почва, поверхность.

4. Страна, государство.

5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности.

Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.

Познавательные  общеучебные УУД:  работа с информацией через использование толкового словаря.

- Что же мы узнали об окончании?  

. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом.

1.Окончание – это изменяемая  часть слова.

2.Окончание стоит в конце слова.

3.Окончание служит для связи слов в предложении.

- Вывод в учебнике совпал с нашим выводом.

Регулятивные УУД: фиксация результата.

Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике.

6. Физкультминутка.

Стихотворение и показ движений.

Ученики выполняют двигательные упражнения.

7. Закрепление. Отработка понятия «форма слова».

Работа в группах.

Что необходимо, чтобы продуктивно нам работать в группах?

Формы какого слова даны в каждой группе?

Запишите.

- Слово одно – а формы разные.

Для чего они нужны?

(Дети оценивают работу одноклассников).

Быть доброжелательными по отношению друг к другу; выслушивать мнение напарника; советоваться друг с другом шёпотом, чтобы не мешать окружающим.

1. Берёзу, берёзы, берёзой, о берёзе, берёзами, берёзам – это не разные слова. Это всё формы одного слова «берёза».

2. Гриба, грибу, грибом, о грибе, грибы, грибами – это формы одного слова «гриб».

3. Ежа, ежу, ежом, о еже, ежи, ежами, о ежах – это формы одного слова «ёж».

4. Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные – это не разные слова. Это формы разные формы одного слова «лесной».

Для связи слов в предложении.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

Коммуникативные УУД:

умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество.

8. Самостоятельная работа.

- Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах.

В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.)

- Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Прочитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса.

Оцените свою работу.

- Дети самостоятельно записывают предложения.

- Один ученик записывает у доски (или проверка по экрану)

 Дети проверяют по своим тетрадям.

Познавательные логические УУД:

анализ, синтез.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

9. Рефлексия (подведение итога урока).

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? Давайте ещё раз на них ответим.

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем нужно окончание?

- Что запомнилось вам на уроке?

Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»

Что показалось на уроке трудным?

Оцените свою работу по шкале.

Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?

Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы.

Познавательные логические УУД: обобщение.

Регулятивные УУД:

самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...