Помощь в социализации первоклассников - одна из основных задач классного руководителя
статья (1 класс)
У каждого учителя первоклассников в начале учебного года всегда есть вопрос: как из ребятишек – вчерашних дошкольников, которые пришли из разных образовательных учреждений, создать класс одноклассников, друзей, чтобы у детей не возникало проблем социально-эмоционального развития.
Моя статья поможет Вам в этой работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.71 КБ |
![]() | 13.22 КБ |
Предварительный просмотр:
В начальной школе дети знакомятся с очень важным видом творческой работы – сочинением. Работа эта трудная и требует большой подготовки. У ребят должен быть достаточно большой словарный запас, а так же умение творчески мыслить. Упражнения, приведенные ниже, способствуют этому.
Упражнение № 1 «Назовите слова»:
- назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);
- назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);
- назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).
Упражнение № 2 «Хлопки»:
- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с(в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.
- сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к, хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.
Упражнение № 3 «Играем со словом»:
- придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;
- назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;
- назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;
- какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?
Упражнение № 4 «Новое слово»:
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
- я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.
Упражнение № 5 «Кружки»:
- сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.
Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:
- мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.
Упражнения для развития лексико-грамматического строя и связной речи.
Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, кричал.
Упражнение № 2 «Догадайтесь»
Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….
Упражнение № 3 «Составьте предложение»:
- придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.
- слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.
Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:
- сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.
Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .
Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:
- послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:
Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.
Упражнение № 6 «Действие»:
- я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»
Упражнение № 7 «Признак»:
- если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.
Упражнение № 8 «Слова-приятели»:
- как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?
- какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:
- скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.
Упражнение № 10 «Один и много»:
- я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.
- я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.
Упражнение № 11 «Уменьшение»:
- скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.
Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.
Предварительный просмотр:
ОТ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕГО ГОРОДА К ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
У каждого учителя первоклассников в начале учебного года всегда есть вопрос: как из ребятишек – вчерашних дошкольников, которые пришли из разных образовательных учреждений, создать класс одноклассников, друзей, чтобы у детей не возникало проблем социально-эмоционального развития.
Мои ученики - это жители новостроек Санкт-Петербурга Невского района. Многие приехали из других регионов России. И мой родной Санкт-Петербург для них новый и незнакомый город. Вот и стало моей первой задачей, как для классного руководителя, знакомство с Санкт-Петербургом. Всему миру известен исторический центр нашего города. Он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но я решила, что изучать свой город надо со знакомства со своим районом.
Знать историю своего города не только полезно, но и почетно! Ведь, то что узнавали мои ученики про свой теперь уже родной Санкт-Петербург они рассказывали и своим родителям! Так ребята, которые приехали со своими родителями из других городов и взрослым помогали быстрее освоиться на новом месте и полюбить Санкт-Петербург.
В нашем Невском районе есть очень известный завод - Императорский фарфоровый завод, продукция которого известна и ценима во всем мире. На классных часах я познакомила своих учеников с историей завода, его работой в разные годы: мирные и военные. На уроках изобразительной деятельности ребята пробовали быть художниками: раскрашивали посуду знаменитой «Кобальтовой сеткой».
Родители моих учеников тоже «заразились» работой по проекту. Они решили нам помочь. Всем известно: то, что сделано своими руками запоминается лучше, чем то, что просто увидели или услышали.
Совместно мы разработали проект обучающей книжки-раскраски. На ее страницах рассказывается понятными всем словами об истории создания фарфорового завода, его работе в мирные и военные годы. Все задания выполнены в игровой занимательной форме.
Работая по проекту, ребята узнали и полюбили свой город, свой район! И, как-то незаметно из просто одноклассников ребята стали друг для друга незаменимыми товарищами, единомышленниками.
А, значит, моя цель была достигнута – адаптация к школе прошла безболезненно и быстро, установились и поддерживались позитивные отношения между ребятами. Им были не страшны школьные трудности. Они знали, что всегда смогут помочь друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313653-1381491555.jpg)
Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального общего образования
Работа направлена на развитие речи учащихся....
Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования”
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имее...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-173253-1379353124.jpg)
Формирование классного родительского коллектива как средство, как одна из форм работы классного руководителя
формы работы по формированию классного коллектива...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1082275-1665749946.jpg)
"РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-1269479-1600255525.jpg)
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/14/picture-680576-1642109052.jpg)
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
Презентация предназначена для выступления на м/о классных руководителей...