Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Журавлёва Венера Равильевна

Рабочая программа по русскому языку в 3 классе, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_3kl.docx415.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и с учетом  авторского УМК  В. П. Канакиной,  В.Г. Горецкого и др. — М.: Просвещение,2015г:

 -  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение,2015г.

- Русский язык. Учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений в 2 частях.-М.: Просвещение2011г

-Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. В.П. Канакина -М.: Просвещение, 2017г. Программа соответствует ООП НОО и учебному плану ГБООУ «Болгарская санаторная школа-интернат» за 2019-2020 уч.год

Основными целями начального образования в области «Филология» являются:

•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей образования:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  1. Планируемые результаты по курсу «Русский язык» в 3 классе

3 класс

Личностные результаты

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

2.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

( 3 класс, 170 часов)

Предметное содержание речи

Фонетика и орфоэпия - 3 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и  безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости мягкости согласных звуков.

Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и  непарных по звонкости глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Фонетический разбор слова

Раздел «Слово в языке и речи» -3 ч.

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Лексика  - 7 ч.

Раздел «Слово в языке и речи» - 7 ч.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных

словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов

Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.

Слова однозначные и многозначные

Синонимы и антонимы

Омонимы

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

Обобщение и закрепление изученного

Проект «Рассказ о слове»

Состав слова (морфемика) - 12 ч.

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу

Раздел «Слово в языке и речи» - 1 ч.

Однокоренные слова.

Раздел «Состав слова» - 11ч.

Корень слова.

Сложные слова

Формы слова. Окончание.

Упражнение в нахождении окончаний

Приставка (общее понятие).

Приставка – значимая часть слова.

Суффикс (общее понятие)

Образование слов с помощью суффиксов

Основа слова

Упражнение в разборе слов по составу.

Обобщение знаний о составе слова

Морфология - 60 ч

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и

множественного числа.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.

Морфологический разбор глаголов. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Частица не, её значение

Раздел «Слово в языке и речи» - 5 ч.

Части речи. Повторение.

Имя существительное.

Имя прилагательное

 Глагол.

Имя числительное как часть речи.

Раздел «Части речи» - 53 ч.

Части речи

Имя существительное как часть речи

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Собственные и нарицательные имена существительные

Изменение имен существительных по числам

Изменение имен существительных по числам.

Род имен существительных

Определение рода имен существительных в косвенных падежах

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении)

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных Несклоняемые имена существительные.

Именительный падеж имен существительных

Родительный падеж имен существительных

Дательный падеж имен существительных

Винительный падеж имен существительных

Творительный падеж  имен  существительных

Предложный падеж имен существительных

Обобщение знаний  о  падежах имен существительных

Понятие об имени прилагательном как части речи

Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление)

Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных

Изменение имен прилагательных по родам.

Изменение имен прилагательных по числам

Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление)

Упражнение в определении падежа имен прилагательных

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Личные местоимения (общее представление)

Личные местоимения третьего лица

Обобщение знаний о местоимении

Понятие о глаголе как части речи

Упражнение в определении лексического значения глагола

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов

Глаголы в неопределенной форме

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

Времена глаголов.

Обобщение знаний об имени прилагательном

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени.

Обобщение знаний о глаголе

Раздел «Повторение» - 2 ч.

Повторение и обобщение

Синтаксис - 8 ч

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания:

повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» - 7ч.

Предложение

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по    интонации

Обращение

Главные и второстепенные члены предложений

Упражнение в разборе предложений по членам предложений

Простое и сложное предложение

Словосочетание

Раздел «Повторение» - 1 ч.

Повторение и обобщение

Орфография и пунктуация - 55 ч.

Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование

орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу;

• сочетания чк — чн, чт, щн;

• перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);

•безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• раздельное написание предлогов со словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» - 1 ч.

Стартовая контрольная работа по русскому языку.

Диктант №1

Раздел «Слово в языке и речи» -1 ч.

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Раздел «Состав слова»  - 3 ч.

Упражнение в написании корня в однокоренных словах

Контрольный диктант №3 за I четверть

Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»

Раздел «Правописание частей слова» - 26 ч

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными

Правописание слов с парными согласными в корне

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Упражнение в написании слов с непроизносимым согласным в корне

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне

Двойные согласные

Правописание слов с удвоенными согласными

Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слова»

Написание слов с «ъ»

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

Контрольный диктант №6 по теме  «Правописание частей слова»

Проект «Составляем орфографический словарь»

Раздел «Части речи» - 8 ч.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

Контрольный диктант №7  по теме «Имя существительное»

Проверочный диктант №8 по теме «Правописание окончаний имен существительных»

Склонение имен существительных

Проект «Зимняя страничка»

Контрольный диктант №9  по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант  №10  по теме «Глагол»

Раздел «Повторение» - 16 ч.

Повторение и обобщение

Развитие речи - 25 ч.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения

разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и

бытового общения (приветствие,  прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста.

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения

Раздел «Наша речь и наш язык» - 2 ч.

Наша речь. Виды речи

Наш язык

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» - 3 ч.

Текст

Типы текстов

Обучающее изложение «Путешественница»

Раздел «Слово в языке и речи» - 2 ч

Обучающее изложение упр.88 стр.52

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

Раздел «Состав слова» - 2 ч.

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Обучающее изложение упр.191 стр.99

Раздел «Правописание частей слова» - 3 ч

Обучающее изложение «Клесты»

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Обучающее изложение  (упр. 278 с. 140)

Раздел «Части речи» - 9 ч.

Изложение повествовательного текста (упр. 21 с. 14)

Изложение повествовательного текста (упр. 62 с. 35)

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Подробное изложение повествовательного текста

(упр.101 с.56)

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы»

Упражнение в определении времени глагола. Текст-описание.

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна – лебедь»

Отзыв по картине А.А.Серова « Девочка с персиками»

Подробное изложение повествовательного текста

(упр.213 с.120)

Раздел «Повторение» - 4 ч

Обучающее изложение (упр.242 стр.133)

Обучающее изложение (упр.265 стр.141)

Обобщение знаний о тексте

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

ВСЕГО:

170 ч.

( 3 класс, 170 часов)

Предметное содержание речи

Фонетика и орфоэпия 3 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и  безударных гласных звуков. Различение

мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости мягкости согласных звуков.

Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и  непарных по звонкости глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:

гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Фонетический разбор слова

Лексика  7 ч.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных

словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов

Состав слова (морфемика) 12 ч.

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу

Морфология 60 ч

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употребляется имя существительное.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и

множественного числа.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам.

Морфологический разбор глаголов. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Частица не, её значение

Синтаксис 8 ч

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания:

повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Орфография и пунктуация 55 ч.

Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование

орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи—ши, ча— ща, чу—щу;

• сочетания чк — чн, чт, щн;

• перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);

• безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

• раздельное написание предлогов со словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами

Развитие речи 25 ч.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения

разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и

бытового общения (приветствие,  прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста.

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам.

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения

ВСЕГО: 170 ч.

Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (урок-праздник, урок-путешествие, урок проект и др.).

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуально-обособленная;
  • фронтальная;
  • коллективная;
  • работа в парах;
  • групповая.

Методы организации образовательного процесса:

В зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика применяются следующие методы обучения:

  • изложение знаний,
  • беседа,
  • самостоятельная работа,
  • наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов),
  • практические методы,
  • проблемное изучение знаний.

Основными формами текущего контроля  являются: устный опрос; диагностические работы; тестовые задания.

  1. Тематический план курса «Русский язык»

На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 ч ( 5 ч в неделю, 34 учебные недели)

Учебник

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2. (Комплект с электронным приложением) Школа России Просвещение 2013

Раздел

Количество часов  

Язык и речь

Текст. Предложение. Словосочетание..

11ч

Слово в языке и речи.

19ч

Состав слова.

16ч

Правописание частей слова

29ч.

Части речи

70 ч

Повторение

23ч

Итого:

170ч

Календарно-тематическое планирование

3 класс.

п/п

у/т

Тема урока

Дата

Примечание

I четверть - 43 ч

Язык и речь-2 часа

1

1

Развитие речи

Наша речь. Виды речи

2.09

2

2

Развитие речи

Наш язык

3.09

Текст. Предложение.

Словосочетание – 11 часов

3

1

Развитие речи

Текст

4.09

4

2

Развитие речи

Типы текстов

5.09

5

3

Синтаксис

Предложение

7.09

6

4

Синтаксис

Виды предложений по цели высказывания

9.09

7

5

Синтаксис

Виды предложений по    интонации

10.09

8

6

Синтаксис

Предложения с обращением

11.09

9

7

Развитие речи

Обучающее изложение «Путешественница»

12.09

10

8

Синтаксис

Главные и второстепенные члены предложения

Словарный диктант

14.09

11

9

Синтаксис

Простое и сложное предложение

16.09

12

10

Синтаксис

Словосочетание

17.09

13

11

Орфография и пунктуация

Стартовая контрольная работа по русскому языку. Диктант №1

18.09

Слово в языке и речи -19ч.

14

1

Лексика

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

19.09

15

2

Лексика

Синонимы и антонимы

21.09

16

3

Лексика

Омонимы

 23.09

17

4

Лексика

Слово и словосочетание

24.09

18

5

Лексика

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

25.09

19

6

Развитие речи

Обучающее изложение

Упр.88 стр.52

26.09

20

7

 Морфология

Части речи

28.09

21

8

Морфология 

Имя существительное

30.09

22

9

Морфология 

Имя прилагательное

1.10

23

10

 Морфология 

Глагол

2.10

24

11

Морфология 

Что такое имя числительное?

3.10

25

12

Состав слова (морфемика) Однокоренные слова

5.10

26

13

Фонетика и орфоэпия

Звуки и буквы. Гласные звуки

7.10

27

14

Фонетика и орфоэпия

Звуки и буквы. Согласные звуки

8.10

28

15

Фонетика и орфоэпия

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

9.10

29

16

Лексика

Обобщение и закрепление изученного

10.10

30

17

Орфография и пунктуация

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

12.10

31

18

Развитие речи

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

14.10

32

19

Лексика

Проект «Рассказ о слове»

15.10

Состав слова -16 ч.

33

1

Состав слова (морфемика)

Корень слова.

16.10

34

2

Орфография и пунктуация

Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

Словарный диктант  

17.10

35

3

Состав слова (морфемика)

Сложные слова

19.10

36

4

Состав слова (морфемика)

Формы слова. Окончание .

21.10

 37

5

Состав слова (морфемика)

Упражнение в нахождении окончаний

Словарный диктант

22.10

38

6

Орфография и пунктуация

Контрольный диктант №3

 за I четверть

23.10

39

7

Состав слова (морфемика)

Приставка. (общее понятие).

24.10

40

8

Состав слова (морфемика)

Приставка – значимая часть слова.

26.10

41

9

Состав слова (морфемика)

Суффикс (общее понятие)

28.10

42

 10

Состав слова (морфемика)

Образование слов с помощью суффиксов

Словарный диктант

29.10

43

11

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

30.10

II четверть – 34 ч

44

12

Состав слова (морфемика)

Основа слова

11.11

45

13

Состав слова (морфемика)

Упражнение в разборе слов по составу.

12.11

46

14

Орфография и пунктуация. Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»

13.11

47

15

Состав слова (морфемика)

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.

Проект «Семья слов»

14.11

48

16

Развитие речи

Обучающее изложение

Упр.191 с.99

16.11

Правописание частей слова-29 ч.

49

1

 Орфография и пунктуация

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

18.11

50

2

Орфография и пунктуация

Правописание  слов с безударными гласными в корне.

19.11

51

3

Орфография и пунктуация

Правописание  слов с безударными гласными в корне.

20.11

52

4

Орфография и пунктуация Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

21.11

53

5

Орфография и пунктуация Правописание слов с парными согласными в корне

23.11

54

6

Орфография и пунктуация Проверка слов с парными  согласными в корне.

25.11

55

7

Орфография и пунктуация Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

26.11

56

8

Орфография и пунктуация Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

27.11

57

9

Развитие речи

Обучающее изложение «Клесты»

28.11

58

10

Орфография и пунктуация Упражнение в написании слов с непроизносимым согласным в корне

30.11

59

11

Орфография и пунктуация Правописание слов с непроизносимым согласным в корне

2.12

60

12

Орфография и пунктуация Правописание слов с непроизносимым согласным в корне

3.12

61

13

Орфография и пунктуация Правописание слов с удвоенными согласными

4.12

62

14

Орфография и пунктуация Правописание слов с удвоенными согласными

5.12

63

15

Развитие речи

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

7.12

64

16

Орфография и пунктуация Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слова»

9.12

65

17

Орфография и пунктуация Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик, -ек

10.12

66

18

Орфография и пунктуация Упражнение в правописании суффиксов

11.12

67

19

Орфография и пунктуация Правописание слов с приставками

12.12

68

20

Орфография и пунктуация Упражнение в правописании значимых частей слова

14.12

69

21

Орфография и пунктуация Правописание приставок и предлогов

16.12

70

22

Орфография и пунктуация Правописание приставок и предлогов

Словарный диктант

17.12

71

23

Орфография и пунктуация Контрольный диктант №6 по теме  «Правописание частей слова»

18.12

72

24

Орфография и пунктуация Анализ контрольного диктанта.

Написание слов с «ъ»

19.12

73

25

Орфография и пунктуация Правописание слов разделительным твердым знаком.

21.12

74

26

Орфография и пунктуация Правописание слов разделительным твердым знаком.

23.12

75

27

Орфография и пунктуация Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

24.12

76

28

Развитие речи

Обучающее изложение

Упр.278 стр.140

25.12

77

29

Орфография и пунктуация 

Проект «Составляем орфографический словарь»

26.12

III четверть – 48 ч

Части речи – 70 ч

78

1

Учебник  «Русский язык»  часть 2

Морфология 

Части речи

13.01

Имя существительное-27 часов

79

1

Морфология 

Имя существительное и его роль в речи

14.01

80

2

Морфология 

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

15.01

81

3

Развитие речи

Обучающее изложение

Упр.21 стр.14

16.01

82

4

Морфология 

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные

18.01

83

5

Морфология 

Число имен существительных

20.01

84

6

Морфология 

Изменение имен существительных по числам

21.01

85

7

Морфология 

Род имен существительных

22.01

86

8

Морфология 

Род имен существительных

Словарный диктант

23.01

87

9

Орфография и пунктуация Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

25.01

88

10

Орфография и пунктуация Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

27.01

89

11

Развитие речи

Обучающее изложение

Упр.62 стр.35

28.01

90

12

Орфография и пунктуация Контрольный диктант №7  по теме «Имя существительное»

29.01

91

13

Орфография и пунктуация 

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Склонение имен существительных

1.02

92

14

Морфология 

Падеж имен существительных

3.02

93

15

Развитие речи

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

4.02

94

16

Морфология 

Именительный падеж имен существительных

5.02

95

17

Морфология 

Родительный падеж имен существительных

6.02

96

18

Морфология 

Дательный падеж имен существительных

8.02

97

19

Морфология 

Винительный падеж имен существительных

10.02

98

20

Морфология 

Творительный падеж  имен  существительных

11.02

99

21

Морфология 

Предложный падеж имен существительных

Словарный диктант

12.02

100

22

Морфология 

Обобщение знаний  о  падежах имен существительных 

13.02

101

23

Орфография и пунктуация Проверочный диктант №8 по теме «Правописание окончаний имен существительных»

15.02

102

24

Морфология 

Работа над ошибками. Обобщение знаний

17.02

103

25

Развитие речи

Обучающее изложение

Упр.101 стр.56

18.02

104

26

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы. Полдень»

19.02

105

27

Орфография и пунктуация 

Работа над ошибками.

Проект «Зимняя страничка»

20.02

Имя прилагательное – 17 часов

106

1

Морфология 

Понятие об имени прилагательном как части речи

Словарный диктант

22.02

107

2

Морфология 

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

25.02

108

3

Морфология 

Роль прилагательных в тексте

26.02

109

4

Развитие речи

Текст-описание

27.02

110

5

Развитие речи

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь»

29.02

111

6

Морфология 

Род имен прилагательных

2.03

112

7

Морфология 

Изменение имен прилагательных по родам

3.03

113

8

Морфология 

Изменение имен прилагательных по родам.

4.03

114

9

Морфология 

Число имен прилагательных

5.03

115

10

Морфология 

Изменение имен прилагательных по числам

7.03

116

11

Морфология 

Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление)

10.03

117

12

Морфология 

Изменение имен прилагательным по падежам

11.03

118

13

Морфология 

Упражнение в определении падежа имен прилагательных

12.03

119

14

Морфология 

Обобщение знаний об имени прилагательном.

14.03

120

15

Орфография и пунктуация Контрольный диктант №9  по теме «Имя прилагательное»

16.03

121

16

Морфология 

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном

17.03

122

17

Развитие речи

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

18.03

Местоимение -4 ч

123

1

Морфология 

Личные местоимения (общее представление)

19.03

124

2

Морфология 

Изменение личных местоимений по родам.

21.03

IV четверть – 41 ч

125

3

Морфология 

Личные местоимения третьего лица

1.04

126

4

Морфология 

Обобщение знаний о местоимении

Словарный диктант

2.04

Глагол – 21 ч

127

1

Морфология 

Понятие о глаголе как части речи

4.04

128

2

Морфология 

Значение и употребление глаголов в   речи.

6.04

129

3

Морфология 

Упражнение в определении лексического значения глагола

7.04

130

4

Морфология 

Глаголы в неопределенной форме

8.04

131

5

Морфология 

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме

9.04

132

6

Морфология 

Число глаголов

11.04

133

7

Морфология 

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

13.04

134

8

Морфология 

Времена глаголов.

14.04

135

9

Морфология 

Времена глаголов.2 е лицо глаголов.

15.04

136

10

Морфология 

Упражнение в определении времени глагола.

16.04

137

11

Морфология 

Изменение глаголов по временам

18.04

138

12

Развитие речи

Обучающее изложение

(упр.213 с.120)

20.04

139

13

Морфология 

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Род глаголов в прошедшем времени

21.04

140

14

Морфология 

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

22.04

141

15

Морфология 

Правописание частицы не с глаголами.

23.04

142

16

Морфология 

Частица не с глаголами

Словарный диктант  

25.04

143

17

Морфология 

Упражнение в определении времени, числа, лица глаголов. Разбор предложений по членам

27.04

144

18

Морфология 

Упражнение в разборе глаголов как части речи, правописании глаголов

28.04

145

19

Морфология 

Упражнение в правописании глаголов в неопределенной форме

29.04

146

20

Морфология 

Обобщение знаний о глаголе

30.04

147

21

Орфография и пунктуация Контрольный диктант  №10  по теме «Глагол»

4.05

Повторение- 14 часов

148

1

Морфология 

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

Словарный диктант

5.05

149

2

Морфология 

Упражнение в морфологическом разборе слова и синтаксическом разборе предложений

6.05

150

3

Развитие речи

Обучающее изложение.

Упр.242 с.133

7.05

151

4

Синтаксис

Обобщение изученного о слове, предложении

11.05

152

5

Орфография и пунктуация Правописание окончаний имен прилагательных

12.05

153

6

Орфография и пунктуация Правописание приставок и предлогов

13.05

154

7

Орфография и пунктуация Правописание безударных гласных

14.05

155

8

Орфография и пунктуация Правописание значимых частей слов

16.05

156

9

Орфография и пунктуация

Итоговый контрольный диктант № 11 за 3 класс

18.05

157

10

Орфография и пунктуация Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

19.05

158

11

Развитие речи

Обучающее изложение.

Упр.265 стр.141

20.05

159

12

Развитие речи

Обобщение знаний о тексте.

21.05

160

13

Развитие речи

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

23.05

161

14

Орфография и пунктуация КВН «Знатоки русского языка»

25.05

162

15

Орфография и пунктуация Эрудит

26.05

163

16

Орфография и пунктуация Проект. «Что я узнал о русском языке в 3 классе»

27.05

164

17

Орфография и пунктуация Упражнение в правописании безударных гласных в корне

28.05

165

18

Орфография и пунктуация Упражнение в правописании парных согласных 

Орфография и пунктуация Итоговый урок

30.05

166

170

19

-23

24.02, 9.03,  2.05, 9.05 – праздничные дни

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...