Выступление на педсовете. Творческие способности на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед нами, учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.

       «Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить».          (В.А.Сухомлинский).

        В ходе творчества устанавливается гармония всех  способностей человеческого существа. По моему убеждению, введение в творческий процесс невозможно без развития чувства сотворчества. Диалог и творческая атмосфера не могут сразу возникнуть на уроке – к ним школьников надо готовить.

        Поэтому главное в моей работе, как учителя начальных классов – это развитие творческих способностей каждого ученика, что проявляется прежде всего в направленности преподавания на речевое развитие учащихся, в органической взаимосвязи уроков русского языка и чтения.

        Прогрессивные педагоги прошлого, исследования и опыт системы развивающего обучения Л. В. Занкова убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

       Для того чтобы развить у учащихся самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определенные психологические условия.

      Необходимо создание на уроке бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового.

      Важно, чтобы на уроке царили доброжелательное отношение между учителем и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствует активному  творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям.

     Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроке надо детей учить думать и рассуждать, спорить и доказывать. Им будет интересно друг с другом. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой познавательной деятельности.

    Особая роль в самостоятельной познавательной деятельности учащихся принадлежит развитию их творческих способностей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть дару, не помешать расцвести « таинственному цветку» в душе ребенка. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Творчество следует развивать на различных занятиях. Русский язык всегда был и остается главным предметом. Ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это – инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

      Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

      Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные и  потенциальные.

    Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:

    1.Учитель служит примером для подражания.

    2.Поощрять сомнения.

    3.Разрешать делать ошибки.

    4.Поощрять разумный поиск, который позволил бы учащимся         демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

     - представьте, что…;

     - сочините;

     - изобретите;

     - предложите гипотезу;

     - порассуждайте.

    5.Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

     6.Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации  знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.

     7.Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,  отстаивать свое мнение, добиваясь признания.  

    8.Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:

     а) интеллектуальных способностей;

    - знаний;

     б) личностных характеристик;

     в) мотивации;

     г) окружения;

     д) стилей мышления.

В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

     - эвристический;

    - проблемный;

    - модельный.

     Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить  учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.  

    На уроках русского языка использую следующие виды работ: 
       1. Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д. Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений, по догадке, исправлению предложений.

     2. Виды работ с творческой основой : составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. 
   3. Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру. 

Самостоятельному  составлению  связных высказываний предшествует выполнение тренировочных упражнений, в основе которых лежит написание небольших текстов, по содержанию, жанру и стилю аналогичных будущим изложениям и сочинениям.
     
В тренировочные упражнения я включаю:

1.дополнение текста (написания вступления и заключения);

2. трансформацию текста;

3. свободные и творческие диктанты;

4. написание мини – сочинений на заданную тему;

5. восстановление деформированного текста;

6. составление текста по модели (например, по плану);

Повышение творческой активности учащихся способствует работа с карточками, с карточками определенной направленности:

- карточка – дверь (для учителя - это напоминание о трудностях, на что обратить внимание);

- карточка – подсказка (для ученика дан теоретический материал, в который можно постоянно смотреть, если что-то забыл);


- карточка – пятиминутка (мини – контрольная на одном предложении);

Работа  по стимулированию творческой активности на уроке требует от учителя кропотливой работы, создания микроклимата на уроке, пробуждения интереса к учебной деятельности и желания добывать знания в процессе самостоятельной работы со стороны учеников.

Задания на обычных уроках русского языка, способствующие

формированию и развитию творческих способностей.

          1.Эвристические  задания - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.  Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса:

Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?

Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта.

Другое эвристическое задание направлено на формирование обобщенного лингвистического умения: «Докажи, что слово «животное» является именем существительным».

При изучении словообразования интересным творческим заданием станут следующие эвристические задачи:

          Задание 1. Определить, каким способом образовались такие слова, как зюзюкала, скочубенилась, сибукие, тявакуло. Какой частью речи являются.

         Задание 2. На  основе  каких фразеологических оборотов  образованы данные ниже слова: смотаться («убежать»), взбелениться, перегибать, насобачиться.

         Задание 3. Определите, как  появились слова огонёк, огнедышащий, самовар, ВЛКСМ, подснежник.

      2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку.

      3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что от глагола пилить образована фамилия Пильщиков и т.д.

      4..Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.

«Я написала «роят» потому, что в неопределенной форме – рыть, значит я написала  правильно».

Последний случай не только свидетельствует о необходимости более четко отделить инфинитивную форму на - ить от остальных, прежде всего на - ыть, но и о зарождающемся самостоятельном лингвистическом мышлении ученицы: она не объясняет ошибку, а аргументирует необходимость постановки нужной, с её точки зрения, буквы.  Многие задания формулирую как призыв к активному диалогу и совместному поиску истины.

      5.Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя из слова, прилагательное – то, что прилагается, добавляется к чему-то.

- Без чего оно теряет свой полный смысл?

– Без существительного.

Ребята отмечают, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его». И тогда логичным становится не изучение отдельных прилагательных как части речи, а работа по теме на уровне слов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов.

    6.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.

 Например, в начале изучения темы «Части речи» я приношу в класс необычный, непонятный предмет.Ученикам предлагается задать столько вопросов, сколько, по их мнению, требуется для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И последовали вопросы:

- Что это? Какой он?

- Что он делает?

- Какие у него свойства?

- Где применяется?

-  Как? Для чего? И т.д.

Каждый ответ рождал новый, более конкретный вопрос на уточнение. Если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, мы увидим, что все части речи – в них отражены. Далее классу дается задание - попытаться обобщить все, что удалось узнать о незнакомом предмете. Ученики читают свои предложения. И вдруг обнаруживается, что у каждого своё. Каждый вынес в объяснение то, что ему показалось важным.

Разбор с помощью учителя даны предложений, анализ вопросов, которыми связаны в нем слова, и сопоставление их с теми, что звучали в начале урока, даёт ученикам понять, зачем вообще нужны «какие-то» части речи» и зачем нужно учиться видеть и выделять их в речи. Главным станет совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении.

   7.Опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности. Бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать к нему грамматическое задание или обратиться со словами: «Посмотрите, какой прекрасный язык!» Для ребят это пустой звук, пока текст не начнет переживаться ими, а собственные переживания не будут осмыслены. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закомерностях данного текста.

          Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание  раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику  возможность побывать на позиции автора.

    Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. По мнению Л.В. Занкова, наилучшим образом служит развитию речи естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению – общению.

- Особое место среди них занимает творческий диктант. Он служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.  Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи.          

      В основе своей все изложения в начальной школе являются обучающимися. Работу над изложением провожу в несколько этапов.
      В первую очередь, это предварительные упражнения, которые включаю заранее в предшествующие изложению уроки. Это позволяет создать положительный настрой, предупреждает возможность орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
     
На втором этапе, когда идет урок – изложение, мы получаем возможность работать над самим текстом, его темой, основной мыслью, содержанием, значением слов.
     
И даже на третьем этапе – работа над ошибками – нельзя все охватить на одном уроке. Реальнее, когда на уроке по анализу изложения сначала работа проводится над орфографическими ошибками, а на последующих уроках – работа над синтаксической структурой предложения.
    Для развития творческих способностей я использую игры, загадки, ребусы, кроссворды, различные виды работ по русскому языку.  Большую роль играют сочинения. Сочинение – от старого русского слова «чин», то есть порядок. Сочинять, создавать сочинения – значит приводить в порядок свои мысли, свои знания. Именно сочинения – высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Дети очень тонко чувствуют и понимают  прекрасное, язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. В сочинениях дети делятся своими радостями, тревогами, секретами и надеждами. Детям нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут на них рисовать что-либо, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т. п.

Темы сочинений разнообразные: «Золотая осень», «Первый снег», «Моя любимая игрушка», «Природа – друг человека». «Счастье – это…», Мой друг» и т. д.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. В каждом сочинении стараюсь найти что-то положительное. Зачитываю полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Этого все ребята ждут. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников. Вместе ищем удачные моменты, думаем, как исправить недостатки. При разборе сочинений стараюсь меньше всего комментировать, а предоставляю возможность самим ребятам выступать с оценкой (всегда обоснованной), самим определять достоинства и недостатки работ. Ребята с присущей всем критикам строгостью обсуждают малейшие промахи. Практически всегда находят в сочинениях положительные стороны. Атмосфера на таких уроках становится  особенно теплой и доверительной. Ошибки в детских сочинениях я подчеркиваю карандашом. Сочинения помогают лучше понять внутренний мир детей. Часто на родительском собрании звучат строки из детских работ. Причем если дети не хотят, то я не называю их имен.

Сочинения в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Для того, чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

На примере фрагментов из уроков  покажу, как готовлю своих учеников к написанию творческой работы.

Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах, но особенно на уроках русского языка. Первое – это обеспечение правильной речевой среды, второе – это создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье – это активизация словаря.

Тему сочинения «В чем красота золотой осени?» подсказал неповторимый золотой сентябрь. Однажды на экскурсии по берегу Енисея и парку  дети с восторгом рассматривали окружающую их красоту леса, реки, любовались березками, осинками, соснами,  показывали одно чудо за другим, приходили в изумление от открывающихся им дивных осенних картин. Это меня обрадовало, и я спросила: « Да найдутся ли у нас такие  слова, чтобы описать красоту золотой осени? Решили: такие слова надо найти обязательно. Это послужило началом подготовки к сочинению «В чем красота золотой осени?» В этот же день учащиеся вернулись в класс со словами-находками: воздух – чистый, свежий, влажный;березки белоствольные, золотые, нежные ; сосны-зеленые, высокие, стройные,  небо – чистое, голубое, прозрачное; облака –легкие, светло - голубые; осень – золотая, сказочная, яркая, разноцветная, волшебница.

   На следующий день на экскурсии подбор словаря для сочинения был продолжен. На этот раз искали сравнения, отвечали на вопросы: на что похожа сосна, березка, лес вдалеке? Как плывут облака? С чем можно сравнить поверхность реки? Берег? Полоску леса на горизонте?

    Однажды во время урока за окном начался сильный ливень Дети, настроенные на наблюдения и анализ ранней осени, не прошли мимо такого события. Я приостановила урок, и несколько минут дети наблюдали за происходящим. Потом были вопросы, ответы, споры. Затем свои впечатления от  увиденного дети записали в словарь. Вот один из рассказов:

 « Я заметил, что в классе стало темно. Посмотрел в окно, а там сильный ливень. Тяжелые дождевые  тучи заволокли небо. С неба полились потоки воды. А злой ветер не унимается,гонит по земле осенние листья, кружит их. Дождь так и хлещет в окна ».

При подготовке к сочинению мы с детьми много читали, делились впечатлениями от прочитанного, делали выписки из книг, читали их в классе вслух, анализировали, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова и фразы. Долгое время писали миниатюры «Погода сегодня». Вот одна  из них: Погода сегодня ясная,  безветренная, прохладно.На деревьях облетают разноцветные листики.  Воздух чистый, прозрачный, уже чувствуется приход зимы, по утрам заморозки. Солнце изредка выглядывает из-за туч.

 Следующий этап подготовительной работы состоял в том, что на уроке русского языка дети учились конструировать сложные предложения.. Я обязательно в этом случае участвую в творческом процессе учеников, помогаю им редактировать собственные сочинения, выступаю в роли критика, способствую росту маленьких сочинителей.

Использовала и такой вид работы, как составление предложений по картинкам с осенним пейзажем. Один из уроков специально посвящался обогащению текста выразительными средствами.

Тексты детей получились разные, интересные.

Наконец, после такой тщательной подготовки наступил урок, когда дети должны были написать сочинение «В чем красота золотой осени?».

     Подготовка к предстоящему сочинению.

     а) обсуждение возможного плана сочинения.

     б) рассуждения детей о том, как лучше передать приметы осени, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении?

     в) Заключительная беседа.

   В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

Составление плана предстоящего сочинения.

Выбор эпиграфа.

План.

Запись сочинения учащимися.

Чтение готовых сочинений.

       Речевые ситуации, созданные с  помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение.

     Таким образом, начиная с 1 класса, учащиеся вовлекаются в доступную им творческую деятельность по русскому языку: подбирают и создают дидактически ориентированные тексты; разрабатывают самостоятельно таблицы с печатной основой для обобщающей работы на уроке; подбирают тексты-иллюстрации для демонстрации рассматриваемых тем на уроках,  ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды. Показателем положительных сдвигов в творческом развитии учащихся является способность к переносу приобретенных знаний и умений на новый материал.

      Решение поставленных задач я стремлюсь обеспечить на творческих уроках . На них можно оптимально сочетать коллективную, групповую, и индивидуальную поисковую деятельность учащихся  при  изучении разделов «Фонетика», «Синтаксис», «Пунктуация», «Морфология», «Лексика». При отработке фонетических умений можно использовать стихи, а в заданиях к ним предлагать не только анализ языковых фактов, но и текстовых свойств. Например, при изучении твердых -мягких и звонких -глухих согласных, предлагаю текст:

И ж…вут в кв…ртире с нами

Два ежа

И два ужа,

Целый день п…ют над нами

Два пр…ятеля-ч…жа.

Задание: Расскажите о звуках, которые обозначены выделенными буквами. Какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Расставьте ударения и другие.

    Для того, чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

.      Главная цель моей работы с детьми – научить мыслить. В своем выступлении я рассказала о том, что успех и уверенность в обучении зависит от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланта каждого и научит творить.

Так чему же надо научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на этот вопрос следующим образом.

-Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз.

-Нужно научиться видеть, слышать, ощущать  (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться).

-Нужно научиться мечтать. Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует научиться:

-Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

-Создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Свою работу я хотела бы завершить словами Ш. А. Амонашвили:

Будь терпелив в ожидании чуда

и будь готов для встречи с ним в ребенке.

Приложение.

При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков. Например:

Арбуз.

На……….столе лежит большой……….арбуз. Вся ……….семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает ……….корку, и нашему взору предстаёт ……….мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ……….цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ……….куска.

При завершении изучения темы: «Окончания имён прилагательных» я с учениками играю в игру «Цветные шары», в которой надо подобрать как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и падежу. Работать можно с учителем группами (если слабый класс), самостоятельно парами, индивидуально. Например, на шарах написано:

РЕКИ, а ученик подбирает:

 - Большие, быстрые, горные, известные, синие, спокойные, полноводные …

РУКАМИ: чистыми, золотыми, загребущими, добрыми, ласковыми, сильными …

 К ЗВЁЗДАМ: далёким, ярким, небесным, кремлёвским, лучистым, рождественским … СТРАНУ: дальнюю, африканскую, зарубежную, интересную, соседнюю …

ЯБЛОКА: сочного, зелёного, хрустящего, червивого, вкусного, мочёного …

ГРИБУ: съедобному, трухлявому, сушёному, жареному, огромному, белому …

Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы не с глаголами предлагаю детям узнать интересные правила. Вывешиваю плакат, на котором вместо частицы не  -  прорези. Дети читают первое правило с интересом, второе – с недоумением, третье  -  с улыбкой и говорят, что я ошиблась, говорят, как надо исправить, перечитывая правила. Я вставляю карточки с  не  в прорези. Например:

Береги книгу.

(…) бери книгу грязными руками.

(…) загибай уголки листов.

(…) пиши в книге и на книге.

(…) читай во время еды.

(…) бросай книгу, где попало.

Дома ученики сами придумывают различные правила с частицей  не: по дорожному движению, поведению во время перемены в школе и т.п.

        С удовольствием, а не по принуждению ученики участвуют в КВНах по русскому языку. Один из любимых конкурсов: Составление своих сложных слов. Сколько положительных эмоций вызывает у ребят зашифрованный ими же  утюг - «бельеглад», или выдуманные для семьи полезные вещи «сумконос», «швабромах» и «носкостир», или нужные в учёбе « задачереш», «самостир», «самочит» и «буквоправ».

Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников.

Многие учителя используют как подготовку к сочинению о времени года написание сочинений-миниатюр после  прослушивания  музыкальных произведений П.Чайковского, М.Глинки, Г.Свиридова,  и других композиторов.  Я предлагаю ученикам прослушать пьесу «Январь» из альбома «Времена года» П.Чайковского, а потом придумать маленький рассказ о зимнем вечере, высказать те мысли, которые навеет музыкальное произведение. Вот один из рассказов ребят:

Мягко, нежно звучит музыка. Деревья стояли голые, а зима подарила им снежные шубки. Но вот зазвучала музыка тревожно. Это подошёл человек и дотронулся до веточки дерева, а деревце взволнованно прошептало: «Не тронь меня!» И человек ушёл. Музыка зазвучала спокойно, тревога улеглась. Но вот снова полились тревожные звуки. Это налетела метель, завыла, закружила. И снова тихая мелодия – метель успокоилась, выглянуло тусклое январское солнышко.

Такой вид работы ещё труден для учащихся, но я его использую, чтобы развивать воображение и речь детей. Важно, чтобы в каждом, пусть даже слабом сочинении, учитель сумел за стилистическими и грамматическими ошибками увидеть и отметить перед всем классом интересную мысль, новый подход к оценке того или иного явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования  личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей....

статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка"

В статье расказано о развитии творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), пом...

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...