Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Светлана Викторовна Сидорова

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1класс

Русский язык

УМК «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта

Автор разработки: Сидорова С.В.

Тема

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. (1ч)

Цели

Продолжить анализ ситуаций общения с использованем этикетных слов («добрые» слова); расширить словарный запас учащихся; отработать порядок действий при списывании; повторить алгоритм работы со звуковыми моделями.

Основное содержание темы

Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Оценивать текст с точки зрения наличия/отсутствия в нём необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений. Устанавливать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные слова. Выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения. Использовать алгоритм порядка списывания. Соотносить слова с приведёнными звуковыми моделями. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность.

Термины и понятия

Вежливые слова, «добрые» слова, прощание, приветствие, извинение, слова-подсказки, звуковая модель.

Планируемый результат

Личностные

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

-осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные

Познавательные: 

-раскрывать значение понятий «вежливые, «добрые» слова, слова приветствия, прощания, извинения»;

- осуществление выбора предложенных этикетных слов,

соответствующих заданным ситуациям общения;

 – проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании и использование его при решении практических задач.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать нормы речевого этикета.

Предметные

-обогащение словарного запаса учащихся;

- осуществление выбора предложенных этикетных слов,

соответствующих заданным ситуациям общения;

-правильно писать слова с соблюдением гигиенических норм;

проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема – «Мы – школьники. Давай познакомимся», «Идем в гости», «Правила поведения»

 

Информационный материал

Учебник «Русский язык»

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Карточки со словами речевой этикет, слова приветствия, слова прощания и слова извинения. Доброе утро! До свидания! Извините. Добрый день! Спокойной ночи! Добрый вечер!

Фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

Мотивировать учащихся к изучению темы.

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Дети разыгрывают сценку из упр.1 с.13-14

-Понравилось ли вам, как дети вели разговор?

-Каких важных слов не было в разговоре ребят?

-Можно ли их общение назвать вежливым?

-Хотите ли вы научиться правильно использовать «добрые» слова в своей речи?

Определите тему сегодняшнего урока.

Использование «добрых» слов является обязательным условием вежливого общения.

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы и желание решить проблему.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

УУД

Блок А. Слова приветствия, прощания, извинения.

Цели:

Актуализировать знания о вежливых словах.

Анализировать ситуацию общения и корректировать её.

Научить использовать вежливые слова в ситуации приветствия, прощания, извинения.

Отработать порядок действий при списывании.

Повторить алгоритм работы со звуковыми моделями.

Задание 1 (З) Учебник с.13, упр.1

Прочитайте его ещё раз.Давайте исправим разговор этих ребят.

-Здравствуй, Света! Это Вадим. Позови, пожалуйста, Федю к телефону.

-Здравствуй, Вадим. К сожалению, Феди нет дома.

-А ты можешь сказать, где он?

-На улице.

-А он скоро придёт?

-Не знаю.

-Передай, пожалуйста, Феде, что я перезвоню позже.

-Хорошо.

-Спасибо. До свидания, Света.

-До свидания, Вадим.

Задание 2 (З) Учебник, с.31, упр.2

Прочитайте вслух по одному из этикетных выражений.

-В каких ситуациях можно использовать данные этикетные слова? (При встрече, прощании, извинении)

Посмотрите: на доске я перепутала карточки с этими словами. Давайте распределим их по группам (Дети выходят к доске по одному и прикрепляют карточку в соответствующий столбик)

Слова приветствия      Слова прощания      Слова извинения

Доброе утро!                  До свидания!            Извините

Добрый день!                 Спокойной ночи!

Добрый вечер!

-Какие слова не вошли ни в один столбик? Почему?

-Кому адресованы эти слова: ровестникам или взрослым людям, знакомым или незнакомым?

-Постарайтесь запомнить эти вежливые выражения. Пользуйтесь ими при общении с родными, друзьями и незнакомыми людьми.

-Зачем нам надо использовать «добрые» слова? (Чтобы быть вежливыми, культурными людьми)

А культурный человек не только вежливо разгговаривает, но и грамотно и красиво пишет.

Задание 3 (З) Работа со словарным словом

 Ребята.Обратите внимание, что среди этих вежливых слов есть словарное слово до свидания. Надо запомнить, что до надо писать раздельно.

 Отодвиньте от себя учебник. Возьмите маленькую тетрадь, положите её перед собой и откройте. Вчера мы уже написали число и слова «Классная работа».

Положите тетрадь правильно. Проверьте посадку. Прочитайте это слово ещё раз в учебнике на с.14. Произнесите его так, как оно пишется. Теперь возьмите ручку и напишите его на следующей строчке с маленькой буквы. Проверьте. Подчеркните пробел между словами. Придумайте предложение с этим словом.

Задание 4 (П) Учебник, с.14, упр.3

Прочитайте вслух вежливые выражения. Рассмотрите иллюстрациии.

-В каких ситуациях используются данные этикетные слова?

Давайте разыграем эти сценки. Дети парами выходят к доске и разыгрывают данные ситуации общения.

Дополнительные вопросы:

-Как вы обратитесь к незнакомому взрослому человеку, если хотите узнать, где находится автобусная остановка?

-Как вы поприветствуете друзей, которые пришли к вам в гости?  

-Что скажете, если вы звоните другу, а трубку снял его папа?  

Задание 5 (У) Учебник, с.15, упр.4 С взаимопроверкой. Слайд 2

Прочитайте задание.

Нужные слова будем выбирать из слов-подсказок. Прочитайте их.

Какие слова вставим на первой строчке? На второй…

До свидания. Завтра встретимся в школе.

Спасибо, Витя, что позвонил.

Здравствуй! Как дела?

Перед списыванием повторим памятку порядка действий при списывании. Слайд 3

Порядок действий при списывании.

  1. Прочитай предложение. Пойми его.
  2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.
  3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.
  4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
  5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
  6. Так же списывай остальные слова предложения.

Можно начинать.

-Кому нужна моя помощь?

Взаимопроверка.

Задание 6 (У) Учебник, с.16, упр.5.

Прочитайте слова. Подарок, привет, спасибо, ключик

-Какие из нх можно назвать «добрыми»?

Рассмотрите звуковые модели.

-Что вы можете рассказать о первой модели?

Запишите слова, которые соответствуют моделям.

Итог урока: 

-Какова была тема нашего урока? Чему мы хотели научиться?

Как можно закончить предложение: «Мне важно знать вежливые слова, чтобы…»?

Рефлексия.

Нарисуйте смайлик на полях тетради, который соответствует тому, как вы сегодня поработали.

-Кто хочет поделиться своей самооценкой?

-Как вы думаете, надо ли нам продолжить изучение вежливых слов?

Продолжим изучать эти слова завтра.

Задание 1-2

Познавательные:

-раскрывать значение понятий «вежливые, «добрые» слова, слова приветствия, прощания, извинения»;

-распределять слова на группы;

- осуществлять выбор предложенных этикетных слов,

соответствующих заданным ситуациям общения.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: -участвовать в учебном полилоге;

-формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать нормы речевого этикета.

Предметные умения:

-обогащение словарного запаса учащихся.

Задание 3

Предметные: правильно писать словарное слово, с соблюдением гигиенических норм.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

-использование этикетных слов в речи.

Задание 4

Предметные умения

-обогащение словарного запаса учащихся;

- осуществление выбора предложенных этикетных слов,

соответствующих заданным ситуациям общения;

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге; формулировать собственное мнение и аргументировать его; соблюдать нормы речевого этикета.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание решить проблему.

Задание 5

Предметные:

- проведение анализа алгоритма порядка действий при списывании;

-списывание текста с соблюдением гигиенических норм.

Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные: участвовать в учебном полилоге.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание решить проблему.

Задание 6

Предметные:

-проводить анализ слов в соответствии со звуковыми моделями;

-грамотно записывать слова с соблюдением гигиенических норм.

Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Личностные:

-оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные:

-соотносить поставленную цель и полученный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....