"Именительный и винительный падежи имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Королёва Ксения Олеговна

План-конспект урока русского языка для 4 класса. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.p._i_v.p.sushch_ed.ch_._4_kl_0.doc59 КБ
Файл prezentatsiya.pptx56.11 КБ
Файл test.docx12.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

1 слайд« Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю», - гласит китайская пословица.

- К чему же призывает нас эта мудрость? ( Как можно больше выполнять работы на уроке)

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

2 слайд. Девизом нашего урока будет пословица -Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Объясните смысл этой пословицы.

-Урок принесёт нам новые знания. А какие знания мы приобретём, нам поможет определить солнце.

III.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3 слайд. -Прочитайте предложение. Солнце дарит свет и тепло.

                -Назовите существительные.

                 -Задайте вопрос.

                 -Можем ли мы определить падеж имён существительных?

                -Какой возникает вопрос?

4 слайд.    И.п или В.п. у имён существительных солнце, свет, тепло?

.   -Сформулируйте тему урока.

Какова будет цель нашего урока.

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п. и  В.п. Они очень любили разыгрывать придворных,  их не могли различить придворные были в замешательстве.

Сегодня на уроке мы будем учиться различать эти падежи, чтобы нас они не могли разыграть и подшутить над нами.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Наблюдение над признаками именительного и винительного падежей.

8 слайд.  Вспомним, что мы знаем про именительный и винительный падежи. Работать мы будем с таблицей «Линии сравнения падежей» и памяткой «Падежи».

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

 Кто? Что?

Кого? Что? 

Вспомогательное слово

 Есть

Вижу  

Предлоги

 

Члены предложения

Подлежащее  

Вт. член 

1 склонение

 Отвага

Отвагу 

2 склонение

 Героизм

Героизм 

3 склонение

 Смелость

Смелость 

(один ученик заполняет таблицу на интерактивной доске, остальные – в индивидуальной карточке)

-На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?

-На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

- Какие вспомогательные слова употребляются в именительном падеже?

- Какие вспомогательные слова употребляются в винительном падеже?

-С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

-С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

-Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?

-Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?

Чтобы выяснить в чём различие имен существительных 1,2,3 склонений в  И.п и Вп., отправимся в путешествие.

И.п. и В.п. решили отправиться в путешествие на фрегате склонений. В путешествии им будут необходимы отвага, героизм смелость. Определите склонение этих имён существительных.

Понаблюдаем, сможем ли мы различить И.п. и В.п по этим качествам. Изменяем имена существительные по вопросам падежей, записываем в таблицу.

10 слайд ВЫВОД: У существительных 1 склонения легко различить И.п. и В.п. по окончанию. У существительных 2 и 3 склонения определение падежа вызовет трудности, если они будут употребляться без предлога. И падежи будут веселиться и разыгрывать всех.

Как быть?

V.ФИЗМИНУТКА Ленивая восьмрка

Работа по учебнику с 105 упр 189 у доски

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Наши принцы падежи, высадились на остров и там встретили лису, они хотели подшутить над ней и повеселиться, но лиса легко их различила.

- Как вы думаете, как ей это удалось? Упр 187 .

Работа по слайду.

- Изменим слово лиса, подставив в предложение. Если существительное лиса остаётся в начальной форме, то это И.п., если изменило окончание на  - у, то существительное в В.п.

Работа в парах.

- Определите падеж  выделенных имён существительных. Будьте внимательны, чтобы падежи вас не разыграли. Пара, выполнившая задание, даёт условный знак.

На урок позвал веселый звонок. Каждый ученик сел за свой стол, достал учебник.

Учебник помог ему вывести алгоритм.

Алгоритм поможет определить падеж имен существительных.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

Тест «Проверь себя»

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном  падеже?

  А) Кто? Что?                                  С) Кем? Чем?

   В) Кого? Что?                                Д) Кого? Чего?

II. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

   А) Кто? Что?                                 С) Кем? Чем?                             

    В) Кого? Что?                              Д)Кого? Чего?

III. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

    А) в, на,за,про, под,через               С) без предлогов

    В)к, по                                           Д) у, из, до, около

IV.С какими предлогами употребляются имена существительные в винительном падеже?

    А) в, на,за,про, под,через                                

   В)к, по                                           

   С) без предлогов

   Д) у, из, до, около

V. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А) подлежащим                                 

В) второстепенным членом 

С) сказуемым

 VI. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

А) подлежащим                                 

В) второстепенным членом 

С) сказуемым      

  VII. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении

Уронило солнце лучик золотой.

А)  И.п                     С)  Р.п.

В)  Т.п                      Д)  В.п.

VIII. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении

Уронило солнце   лучик золотой.

А)  И.п                    С)  Р.п.

 В)  Т.п.                    Д)  В.п.

VIII. ИТОГ УРОКА.

21 слайд.  -Какие знания вы приобрели за урок.?

Научились различать И.п.и В.п. с помощью предлогов, роли в предложении, слова- помощника.

22слайд.  Подводят итог урока с помощью сигнальных карточек.

-Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

-Вы считаете, что научились распознавать именительный и винительный падежи имен существительных, но вам ещё  нужна помощь.

-Вы считаете, что было трудно на уроке, ничего не   поняли.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю »

Слайд 2

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Слайд 3

Солнце дарит свет и тепло.

Слайд 4

Тема: Именительный и винительный падежи имени существительного.

Слайд 5

Линии сравнения И.п. В.п. Вопросы Кто? Что ? Кого? Что? Вспомогательное слово Есть Вижу Предлоги Нет предлогов Предлоги: о, в, на, про, под, за, сквозь Члены предложения Подлежащее Вт. член 1 склонение Отвага Отвагу 2 склонение Героизм Героизм 3 склонение Смелость Смелость



Предварительный просмотр:

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Члены предложения

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Члены предложения

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Члены предложения

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Линии сравнения

И.п.

В.п.

Вопросы

Вспомогательное слово

Предлоги

Члены предложения

1 склонение

2 склонение

3 склонение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .

Презентация  содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также  презент...

Тренажёр "Именительный и винительный падежи имени существительного во множественном числе" 4 класс

Этот материал содержит  презентацию для работы учеников с нетбуками....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

омонимичные формы именительного и винительного падежа имен существительных

конспект урока русского языка для 4 класса программа развивающего обучения Эльконина -Давыдова...

Именительный и винительный падежи имен существительных.

Технологическая карта урока, где раскраваются способы различия именительного и винительного падежей имени существительного....