Единственное и множественное число имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Румянцева Мария Михайловна

Единственное и множественное число имён существительных. Урок русского языка во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Единственное и множественное число имён существительных

                                    Урок русского языка во 2 классе

                                                                       

C:\Users\учитель\Desktop\УРОКИ 2 Д\фотографии\100MEDIA\IMAG3444_1_1_1.jpg

Румянцева                                      

Мария

Михайловна

учитель начальных классов,

участник школьного конкурса педагогического мастерства «Зажги свою звезду»,

номинация «Надежда года» (2016г.).

Тип урока: знакомство с новой темой.

Цель:- научить изменять имена существительные по числам.

       Задачи урока:  

1. Образовательная:

           - формировать общее представление об именах существительных, употребляемых в единственном и множественном числах, их различии;

           - учить изменять имена существительные по числам;

  2. Воспитательная:

             -воспитывать доброе отношение друг  к другу, толерантность

  3. Развивающая:

            - развивать речь;

            - интерес к предмету.

            -способствовать развитию внимания.

УУД, формируемые на уроке:

  • личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, задавать вопросы;
  • познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки существительного.
  • регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно, и то, что ещё подлежит усвоению.

Оборудование и технические средства обучения: мультимедиа проектор, ПК.
Наглядные пособия и рабочие материалы: раздаточный материал (карточки), сигналки (у каждого), «шкала знаков», задание к уроку в электронном виде, презентация к уроку, тетради, учебники.

Ключевые слова: число имён существительных, единственное число, множественное число.
                                                                   

                                                         

                                                               Ход урока

     1. Организационный момент.                                                

      Создание условий для мотивации к деятельности.

 - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада встрече с вами и очень хочу, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А поможет его нам создать самое простое средство – улыбка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. От ваших улыбок даже светлее и теплее стало в классе!

СЛАЙД

- Покажите, какое настроение у вас сейчас.

(Если у вас прекрасное настроение, то покажите зелёную сигналку, если среднее – желтую, если плохое, то красную.)

 -( тренинг «Соприкосновение и пожелание успеха»)

2. Актуализация знаний

а) Минутка чистописания.

 Теперь запишите в тетрадях  число и «классная работа».

б) Работа с таблицей (на доске).

к

а

о

р

в

и

х

в

р

п

н

ш

м

б

п

з

т

х

-Зачеркните гласные буквы.

-Зачеркните буквы, обозначающие  глухие согласные звуки .

-Зачеркните буквы, обозначающие  звонкие согласные звуки

-Какие  буквы  у вас остались?

-Запишите буквосочетания: крв, врн, птх

 Слайд:

КРВ  ВРН  ПТХ

-Какое задание можете предложить? (Добавить гласные буквы, чтобы получились слова)

Корова, ворона, петух

-Что общего в этой группе слов? (Что можете сказать об этих словах?) (Это имена существительные)

-Что мы называем именем существительным? (Составление таблицы) (Имя существительное обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? и что?)

…часть речи

которая обозначает …

и отвечает на вопросы …

-Что вы узнали о нём на прошлых уроках? О:(одуш. и неодуш, собственные и нарицательные)

- Назовите общие признаки этих слов. (Одушевлённые, нарицательные)

По ходу ответов заполняется таблица, последняя графа которой остаётся пустой.

б)  Определение темы урока.

- На предыдущих уроках мы с вами вели разговор об имени существительном и многое о нем узнали. А теперь попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

(Мы продолжим изучение темы «Имя существительное» и узнаем о нем что - то новое.)

- Как это определили?

(Последняя графа таблицы осталась незаполненной)

 - Вы правильно рассуждаете, ребята, поэтому мы должны узнать что – то новое об имени существительном. И  эти знания вы попробуете открыть для себя сами в ходе наблюдения за этой частью речи, а я вам немного помогу в этом.

3. Постановка учебной проблемы.

- Внимание на экран.

СЛАЙД:  

Лес, сугроб, дерево, шапка.

- Что можете сказать об этих словах?

-Что общего между этими словами? (Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.)

- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения 

Слайд:

Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .

4. Поиск решения, открытие нового знания.

-  Все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

( Мы не можем использовать существительные «сугроб», «дерево», «шапка» в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.)

- Как нужно поступить?

( Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.)

СЛАЙД:

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Что мы сделали со словом? (Изменили).

-  Значение слова изменилось? (Нет)

- Какое новое знание об имени существительном мы обнаружили?

( Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.)

СЛАЙД:

 

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе

.

 Работа по учебнику

С.61 Обратимся к нашей сове-«помощнице» для подтверждения правильности наших ответов. (Самостоятельное чтение)

-Правильно? (О единственном и множественном числе имен существительных)

-Теперь мы сможем закончить таблицу? (Да)

- Верно. Назовите тему нашего урока. (Единственное и множественное число имен существительных)

 -Продолжаем. Внимание на экран.

СЛАЙД:

Сугроб- сугробы, дерево – деревья, шапка- шапки.

- В каком числе стоят слова первого столбика? Второго?

(Слова первого столбика в единственном числе , второго- во множественном.)

-Что изменилось?

(Изменилось число существительных.) Изменилось окончание

- Обратимся к «помощнику» с.62. (Самостоятельное чтение)

СЛАЙД:

Имена существительные изменяются по числам

Сделать общий вывод.

-Давайте поставим цель к нашему уроку. Чему будем учиться?

(Научимся определять  единственное и множественное число и изменять по числам имя существительное)

- Как же мы сможем определить число имени существительного? ( Если один, то единственное число. Если много, то множественное число).

5. Первичное закрепление.

а) Словарная работа. Игра «Согласен – не согласен»  Слайд критерии – «согласен», «не согласен», «сомневаюсь».

На доске слова. 

(Дети выходят по 1 к доске,  ставят ударение и подчеркивают орфограмму. А ребята оценивают сигналками)

 карандаш

 пенал

береза

картина

лопата

коза

- Нет ли среди этих слов «лишних»? (Коза)

- Почему вы так считаете?

(Это слово с безударной гласной, проверяемой ударением, а остальные слова – с непроверяемым написанием)

- Что общего во всех этих словах?

 (Обозначают один предмет, т. е стоят в единственном числе).

-Какое задание можете предложить?

- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик, поставьте ударение и подчеркните орфограмму в словах

 (1ученик работает у доски, остальные в тетради, затем сверяют с доской, оценивают при помощи «сигналок», "волшебной линеечкой».) – самооценка

Слайд: Оценивание успехов

- Чему учились мы, выполняя это задание? ( Изменять имена существительные по числам).

Физминутка-разминка

 - воробей-воробьи, дерево-деревья, крыло-крылья, мяч- мячи, пингвин –пингвины,

б) Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Упр.  109(с. 63)  

 -Сможете ли выполнить задание?

- Трудно ли оно для вас? В чём именно заключается трудность?

- С чего начнёте? Составим алгоритм (план)

- Как будем проверять? (по слайду: оценивание успехов)

- Что нам может помочь? (Образец, правила, учитель, товарищ).

В ходе выполнения упражнения задаются вопросы

- Смогу ли я выполнить его?(«сигналки»)

Взаимопроверка (Дети обмениваются тетрадями и сверяют по учебнику. Проверяющий пишет на полях тетради свое имя и оценивает работу по шкале  «+», «-«) «волшебные линеечки»-«сигналки» (ошибки)

-Трудным ли было задание?

- В чём его трудность?

-Успешно ли вы с ними справились?

-Трудно ли было проверять соседа?

- Оказалось ли полезным для вас выполнение этого задания? Чем?

6. Включение нового знания в систему знаний и повторения. Закрепление изученного

 Работа в парах – раздаются карточки.

- Как работают в паре?

Слайд:

 

косы       уточки 
столб       удочки 
хлев         зубр 
улица      щель 

- В словах «спрятаны» ещё слова. Найдите их и запишите

-Сможете ли выполнить задание?

- Трудно ли оно для вас? В чём именно заключается трудность?

- Что нам может помочь?  Правила, учитель, товарищ.

Проверка Слайд.

Осы        точки

Стол       дочки

Лев         зуб

Лица       щель

- Как вы думаете, что мы здесь сделаем? (Какое задание можно предложить?)

- (В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик имена существительные во множественном числе). 
Самопроверка. Слайд.

1 вар.      2 вар. 
стол        осы 
лев          точки 
зуб          дочки 
ель         лица 

В ходе выполнения упражнения задаются вопросы

Проверка по эталону (документ камера) «волшебные линеечки»-«сигналки» (ошибки)

-Трудным ли было задание?

- В чём его трудность?

-Успешно ли вы с ними справились?

- Оказалось ли полезным для вас выполнение этого задания? Чем?

7. Рефлексия учебной деятельности

Учитель читает имена существительные, учащиеся определяют их число. Если существительное в форме единственного числа, то дети поднимают вверх руки, если существительное во множественном числе – хлопают в ладоши 3 раза.

Дождь, малыши, чайник, груши, лиса, торты, столяр, директора, шофёр, шофёры, арбузы, договора.

8. Подведение итогов урока. Слайд

 

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- В форме какого числа могут употребляться имена существительные?

- Чем они различаются?

- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на этом уроке русского языка? Как? Где?

- Какое задание (или  момент  урока ) было для вас самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке (с помощью «сигналок»)

- Изобразите свое настроение в конце урока (см. начало урока).

- Что помогло вам быть успешными на этом уроке? (внимательность, старательность, воспитанность, сдержанность, аккуратность, дружба, взаимопомощь и т.д.)

Д/З.  Карточки с заданиями разной степени сложности (уровневая дифференциация)

   

Уровень 1

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено - поленья

Звено - …, крыло - …, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Уровень 2

Образуйте из данных слов слова во множественном числе .

Звено - …, крыло - …, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Уровень 3

Образуйте из данных слов слова во множественном числе .

Звено - …, крыло - …, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Допишите два своих слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

презентация к уроку русского языка по теме" единственное и множественное число имён существительных"

данная презентация помогае учащимся наглядно увидеть в каком числе могут находиться существительные...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Единственное и множественное число имён существительных.

Русский язык, "Школа России", 2 класс, презентация "Единственное и множественное число имён существительных"....

Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...