Конспект урока русского языка по теме "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данный конспект урока поможет учителю провести урок интересно, увлекательно, а детям ъорошо усвоить новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pristavka.docx26.89 КБ
Файл pristavka._urok.pptx396.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Приставка, ее роль в слове»                    

Тип урока: урок открытия нового знания          УМК «Школа России»

Цели:      Образовательные: 

  • уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
  • Развивающие:
  • развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
  • развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
  • продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку;
  • развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.

Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.

Оборудование: карточки, листы, смайлики  

ТСО: проектор, компьютер, демонстрационный экран.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой. (слайд 1)

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные  хозяева, окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение  у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята,  настройтесь на работу.

-Я   верю в  вас и знаю - у вас всё получится!

2. Сообщение  темы урока.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование         
- Все вы  станете  исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь?

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».   ( слайд 2)

     - Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

     - А вот в какую страну послушайте. (слайд 3)

          Привет, друзья!

          Примите приглашение.

          В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

          Познаете вы много разных тайн.

          Морфемы тут живут и здесь, и там.

         - Что за страну мы посетим?         (слайд 4)

   - Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

- Какие острова находятся в этой стране?(остров Корень, суффикс, приставка, окончание).- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику.  И исследовали  два  острова. Что это за острова? (окончание, корень). Расскажите об этих островах :
3.  Сообщение темы и задач урока.

Учитель: Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Приставка, её роль в слове)

  - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов.

- Часть слова.                                                                  

 - Стоит перед корнем.                                                                                            

- Может состоять из 1,2,3,4 букв?  (слайд 5)
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы.

4. Чистописание.

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.   ( слайд 6)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 к

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 к

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 к

 е

-  Верно, сегодня повторим написание  буквы  К.  (Слайд 7)

-Итак, какие задачи стоят перед нами?

 Задачи: 

  • Доказать, что приставка – часть слова.
  • Исследовать, для чего служит приставка
  • Научиться писать приставку слитно со словом.  (слайд 8)

5. Словарная работа.  (слайд 9)

Учитель :   Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
-Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

-Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят (слайд 10) 

-Что знаем про эти слова?  

. 6.  Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.

Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:

1) разрезать лист бумаги

2) надрезать лист

3) вырезать треугольник

4) срезать угол

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать)

Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы)

Учитель: Какая часть слова изменяется? Выделите в словах приставку и корень.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки?

(Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.)

Учитель:    Замените и запишите одним словом с приставкой.

  • Пропустить  урок (прогулять)
  • Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
  • Начать исполнять песню (запевать)
  • Проглотить таблетку  с водой  (запить)
  • Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
  • Сменить место проживания (переехать)

7.  Физминутка.

Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нет - хлопаете в ладоши.

-Школа, пришкольный, море, приморский, город, пригородный, дорога, придорожный.

Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка.

8. Закрепление.

Учитель: Сейчас у нас с вами будет  самостоятельная работа в группах. (слайд11)

                 Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ:

  1. надел, покрыл, пошел, понес;
  2. прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить;
  3. догнал, доплыл, наследил, докатил;
  4. подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

 

Образовать новые слова от слов: (слайд 12)

1 гр.- работать. 2 гр. –учить. 3 гр.- резать. 

Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу.

  9. Тест.(слайд13- 14)

Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке.  Для этого проведём тестирование.                                                                                            

1. Корень это:
а) часть речи —п         б) часть слова —
м

2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов —
о

3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с  

4. Приставка это:

а) изменяемая часть слова — а
б) неизменяемая часть слова — о

5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова — т
б) подобрать однокоренные слова — д

6. Укажите правильную схему разбора слов:

А)        -  о

Б)      -  е

7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок — ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец
». (слайд 16)

 10. Домашнее задание.(слайд 17)

с.84 правило, упр.154
11. Итог урока.

- Каковы были задачи нашего урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

-И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим,

так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.
 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс http://aida.ucoz.ru Урок-исследование

Слайд 2

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению » . С. И. Ожегов

Слайд 3

Путешествие по «Океану Знаний» Привет, друзья! Примите приглашение! В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн Морфемы тут живут и здесь, и там.

Слайд 4

Что за страну мы с вами посетим? Морфемика корень приставка окончание суффикс

Слайд 5

Служит для образования новых слов. Часть слова. Стоит перед корнем. Может состоять из 1,2,3,4 букв. Приставка

Слайд 6

к н о р ы ч м и ю й ц в к а п р д б г щ у ы ч т к э я з х ф ъ о д ж к е

Слайд 7

К к

Слайд 8

Задачи урока: а) Доказать, что приставка часть слова. б) Исследовать, для чего служит приставка. в) Научиться писать приставку слитно со словом.

Слайд 9

соробака сорока, собака ) корозаяц корова, заяц )

Слайд 10

огорбузы огород, арбузы ) помипуста помидор, капуста ) моркофель морковь, картофель )

Слайд 11

Работа в группах. 1 гр.- надел, покрыл, пошел, понес; 2 гр .- прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить; 3 гр.- догнал, доплыл, наследил, докатил;

Слайд 12

Образовать новые слова от слов : 1 гр .- работать. 2 гр. –учить. 3 гр .- резать.

Слайд 13

1. Корень это: а) часть речи — п б) часть слова — м 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении — н б) для образования новых слов — о 3. Приставка стоит: а) перед корнем - л б) после корня — с 4. Приставка это: а) изменяемая часть слова — а б) неизменяемая часть слова — о

Слайд 14

5. Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова — т б) подобрать однокоренные слова — д 6. Укажите правильную схему разбора слов : А) - о Б) - е 7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок — ч б) записка — ц

Слайд 15

Молодцы!

Слайд 16

Домашнее задание: С 84 правило , упр. 154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...