Конспект урока русского языка по теме "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный конспект урока поможет учителю провести урок интересно, увлекательно, а детям ъорошо усвоить новый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pristavka.docx | 26.89 КБ |
pristavka._urok.pptx | 396.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Приставка, ее роль в слове»
Тип урока: урок открытия нового знания УМК «Школа России»
Цели: Образовательные:
- уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
- Развивающие:
- развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
- развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
- продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку;
- развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.
Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.
Оборудование: карточки, листы, смайлики
ТСО: проектор, компьютер, демонстрационный экран.
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой. (слайд 1)
-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, настройтесь на работу.
-Я верю в вас и знаю - у вас всё получится!
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь?
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….
- А вот в какую страну послушайте. (слайд 3)
Привет, друзья!
Примите приглашение.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн.
Морфемы тут живут и здесь, и там.
- Что за страну мы посетим? (слайд 4)
- Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).
- Какие острова находятся в этой стране?(остров Корень, суффикс, приставка, окончание).- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали два острова. Что это за острова? (окончание, корень). Расскажите об этих островах :
3. Сообщение темы и задач урока.
Учитель: Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Приставка, её роль в слове)
- Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов.
- Часть слова.
- Стоит перед корнем.
- Может состоять из 1,2,3,4 букв? (слайд 5)
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
4. Чистописание.
- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 6)
к | н | о | р | ы | ч | м | и | ю |
й | ц | в | к | а | п | р | д | б |
г | щ | у | ы | ч | т | к | э | я |
з | х | ф | ъ | о | д | ж | к | е |
- Верно, сегодня повторим написание буквы К. (Слайд 7)
-Итак, какие задачи стоят перед нами?
Задачи:
- Доказать, что приставка – часть слова.
- Исследовать, для чего служит приставка
- Научиться писать приставку слитно со словом. (слайд 8)
5. Словарная работа. (слайд 9)
Учитель : Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
-Запишите на доске и в тетради, что это за животные.
-Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят (слайд 10)
-Что знаем про эти слова?
. 6. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.
Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:
1) разрезать лист бумаги
2) надрезать лист
3) вырезать треугольник
4) срезать угол
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.
Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать)
Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы)
Учитель: Какая часть слова изменяется? Выделите в словах приставку и корень.
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки?
(Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.)
Учитель: Замените и запишите одним словом с приставкой.
- Пропустить урок (прогулять)
- Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
- Начать исполнять песню (запевать)
- Проглотить таблетку с водой (запить)
- Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
- Сменить место проживания (переехать)
7. Физминутка.
Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нет - хлопаете в ладоши.
-Школа, пришкольный, море, приморский, город, пригородный, дорога, придорожный.
Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка.
8. Закрепление.
Учитель: Сейчас у нас с вами будет самостоятельная работа в группах. (слайд11)
Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ:
- надел, покрыл, пошел, понес;
- прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить;
- догнал, доплыл, наследил, докатил;
- подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;
Образовать новые слова от слов: (слайд 12)
1 гр.- работать. 2 гр. –учить. 3 гр.- резать.
Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу.
9. Тест.(слайд13- 14)
Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тестирование.
1. Корень это:
а) часть речи —п б) часть слова — м
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов — о
3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с
4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова — а
б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова — т
б) подобрать однокоренные слова — д
6. Укажите правильную схему разбора слов:
А) - о
Б) - е
7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок — ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец». (слайд 16)
10. Домашнее задание.(слайд 17)
с.84 правило, упр.154
11. Итог урока.
- Каковы были задачи нашего урока?
- Справились ли мы с задачами урока?
-И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим,
так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению » . С. И. Ожегов
Путешествие по «Океану Знаний» Привет, друзья! Примите приглашение! В нашей стране мы ждём вас с нетерпением. Познаете вы много разных тайн Морфемы тут живут и здесь, и там.
Что за страну мы с вами посетим? Морфемика корень приставка окончание суффикс
Служит для образования новых слов. Часть слова. Стоит перед корнем. Может состоять из 1,2,3,4 букв. Приставка
к н о р ы ч м и ю й ц в к а п р д б г щ у ы ч т к э я з х ф ъ о д ж к е
К к
Задачи урока: а) Доказать, что приставка часть слова. б) Исследовать, для чего служит приставка. в) Научиться писать приставку слитно со словом.
соробака сорока, собака ) корозаяц корова, заяц )
огорбузы огород, арбузы ) помипуста помидор, капуста ) моркофель морковь, картофель )
Работа в группах. 1 гр.- надел, покрыл, пошел, понес; 2 гр .- прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить; 3 гр.- догнал, доплыл, наследил, докатил;
Образовать новые слова от слов : 1 гр .- работать. 2 гр. –учить. 3 гр .- резать.
1. Корень это: а) часть речи — п б) часть слова — м 2. Приставка служит для: а) связи слов в предложении — н б) для образования новых слов — о 3. Приставка стоит: а) перед корнем - л б) после корня — с 4. Приставка это: а) изменяемая часть слова — а б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо: а) изменить форму слова — т б) подобрать однокоренные слова — д 6. Укажите правильную схему разбора слов : А) - о Б) - е 7. В каких из этих слов есть приставка: а) замок — ч б) записка — ц
Молодцы!
Домашнее задание: С 84 правило , упр. 154.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...