Открытый урок по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Элаай Анай-ооловна Хертек

 Тема: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». 2 кл, Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку 

Тема: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным».

Учитель: Хертек Э.А.

Класс:

Дата: 22.01.2020г.

Цель: отрабатывать умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова и в середине слова; познакомить со словарным словом друг.

Тип урока: Решение частной задачи.

Планируемые предметные задачи:

- формировать умения распознавать  орфограмму;

- уметь применять знания об особенностях проверочного слова и способов проверки;

- развивать орфографическую зоркость.

 Метапредметные:

- развивать внимание, мышление, речь;

- уметь контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

- уметь строить работу с одноклассниками в группе;

- уметь правильно формулировать свои мысли.

Личностные:

- уметь оценить свою работу и работу товарищей;

- уметь оценить ситуацию успеха работы.

Задачи урока:

- закрепить знания учащихся о правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным;

- развивать речь учащихся, внимание, логическое мышление, умение обобщать и делать выводы;

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Формы, методы, приемы: фронтальный, словесный, индивидуальная, практический, чтение, групповой, объяснение.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация; рисунок собаки; маршрутные листы; письмо в шкатулке.

Ход урока

1.Мотивационные к учебной деятельности. (3 мин)

- Доброе утро, ребята!

- Прочитайте стихотворение-приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём

В страну Знаний попадём.

- Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука.

-  Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.

-  Сегодня урок будет особенным.   Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных головках.

- Продолжите, пожалуйста, предложение:

Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…

Предполагаемые ответы детей: на слайде

- давать полные ответы.

- повторить изученные правила и научиться их применять.

- научиться грамотно и красиво писать.

- Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие искать клад.

И нашим помощником будет…угадайте кто?

 

 49943659

-Верно, это собака по кличке Полкан. У каждого народа есть своя собака. И все они очень любят своих питомцев, заботятся о них.

- Похлопайте, у кого есть собака.

- В пути вас ждут много интересных заданий. Для того, чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания.

2. Чистописание.  (2 мин)

- Перед путешествием откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Пропишите буквы г-к и слово друг.

- Какая орфограмма есть в этом слове? – (Парная согл. Г на конце слова.)

- Подберите проверочное слово. (друг – нет кого? друга)

- Составьте предложение со словом друг или вспомните пословицы. (Собака – друг человека.)

- Кто готов работать дальше, сядьте прямо.

- Отправляемся в путешествие искать клад! Садимся в ракету и полетели в космос. Это наша первая остановка. Познакомьтесь с собаками Белкой и Стрелкой.

3. Зарядка для глаз. (1 мин).

4. Актуализация знаний. (3 мин).

- Внимание на слайд. Здесь напечатаны буквы.

- На какие две группы их можно разделить?

- Составьте из них пары.

Б Д В Ж З Г

П Т Ф Ш С К

– Давайте попробуем произнести звуки, которые они обозначают. Приложите ладошки к горлышку.

- Что вы заметили?

- Какой можно сделать вывод?

Предполагаемые ответы детей:

- Эти буквы обозначают парные согласные звуки;

- Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, а глухие согласные состоят только из шума.

-Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом.

-Молодцы! Вы справились с этим заданием.

- Путешествие продолжается. На машине доедем до Санкт-Петербурга. Здесь установлен памятник собаке, которая много лет служила науке. (Слайд)

5. Самоопределение к деятельности. (1 мин).

- Послушайте стихотворение:

В нашем русском языке
“Ходят парами” бэ-пэ
вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто “хитрые подружки”
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую –
Эту букву иль другую?
Предстоит сегодня вам
Все расставить по местам.

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? Полным ответом.

Предполагаемые ответы детей:

- Мы будем учиться проверять слова с парными согласными в середине и на конце слова.

- тема урока: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

 

6. Работа по теме урока. (25 мин)

- Итак, мы с вами продолжаем искать клад вместе с собакой и с парными согласными звуками.

- Живёт себе Зимушка, живёт,  не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Садитесь на сани в собачьей упряжке и поехали в Якутию.

- В Якутии собака и сторож, и помощник в охоте и в переноске добычи. В северных условиях собаку используют в качестве управляемого и безотказного транспорта.

1) Выполнение упр 42 с. 26

- Найдите упр 42. Прочитай задание. Прочитаем потешку.

Вот вори(ж,ш)ка нажал на задви(ж,ш)ку,

Вот Полкан зарычал на вори(ж,ш)ку

И немедленно в бу(д,т)ке исче(з,с),

Чтоб вори(ж,к)ка в неё не зале(з,с).

- Назовите звук в корне первого слова. [Ш]        

- Как вы думаете, какой буквой он обозначается?

- Измените слово. Подставьте к нему слово нет или много. (Много воришек.) 

- Проверьте по аналогии остальные слова.

Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.

Ответы детей: читают правило на с.22.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед  согласным, надо:

- изменить слово;

- или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный оказался перед согласным звуком или непарным звонким звуком [н].

2) Физминутка (1 мин).

- Отправляемся в наше путешествие по сказке дальше.

На Поклонной горе в Москве установлен "Памятник фронтовой собаке» в Великой Отечественной войне.  В годы войны тысячи собак воевали наравне с людьми, отдавая свои жизни и сохраняя жизни людей. В 2020 году вся страна отмечает 75-летие Победы в ВОВ.

3) Выполнение упр. 43 на с.26

- Прочитайте задание. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком. Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверять.

- Прочитайте образец: Сладок – сладкий.

- Какое слово из пары является проверочным?

- Какой звук произносится в проверяемом слове?

- Перед каким звуком он стоит?

1 группа:

низок - …..

крепок - ….

ловок - ….

2 группа:

робок - …

мягок - …

дерзок - …

3 группа:

редок - …

меток - …

резок -

- Проверим вашу работу.

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Вот мы добрались до дома в Монгун-Тайгу. Нас встречает собака тувинской породы – тыва ыт. Слайд

Собака тувинской породы - тыва ыт. Она помогает чабанам пасти овец. Эти собаки очень крупные, выносливые и храбрые.  

4) Работа с картами.

- У  всех путешественников должна быть карта, которая  поможет в поисках клада. Всем трём группам раздам маршрутные листы.

1.                                                                                                                                                  

                                                                                                               

- Прочитайте слова на ваших картах. Ребята, вы молодцы, все дошли до таинственного места, где спрятан клад. Каждая группа шла своей тропой. Но посмотрите, здесь умная собака Полкан, которая не хочет отдавать нам сокровища. Она хочет, чтобы вы выполнили её задание, и только тогда она отдаст клад.

- Составление пословиц о собаке.

1 группа: Хорошая собака без хозяина не останется.

2 группа: Собака помнит, кто ее кормит.

3 группа: Собака старое добро помнит.

- Прочитайте ваши пословицы. Повесьте на доску и запишите в тетрадь.

- Ребята, помните, что мы в ответе за своих домашних питомцев: кормить, лечить, оберегать.

7. Итог урока. (2 мин).

- Ребята мы выполнили все задания, и можем взять свой клад.
- Здесь лежит какой-то листок. Это письмо?! (Слайд)

Учитель читает:

“Дорогие ученики 2а класса!

   Вы  преодолели  пока небольшой, но трудный путь и получили в награду знания.
  Храните этот клад знаний и пополняйте его на каждом уроке. И помните: знания - это самое ценное богатство!”

Ответьте на вопросы:

Над какой темой мы работали?

– Как проверить согласную букву в середине и на конце слова?

Какое задание вызвало затруднение, а какое вам больше понравилось?  

8. Рефлексия. (1 мин).

– А теперь, пожалуйста, изобразите собой шкалу успеха.  

– Покажите, насколько  вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, разобрались с темой урока, научились применять свои знания.

– Если:

  • Слабо – сидите за партами;
  • Хорошо – просто стойте;
  • Отлично – стоя похлопайте в ладоши.

Вы сегодня замечательно потрудились.

- Я, надеюсь, что вы многому научились на этом уроке и многому научились с нашим верным другом Полканом.

9. Домашнее задание. (1 мин).

- Снежинки эти не простые, а с заданием.

Большая снежинка – это трудное задание.

Упр 44. Выписать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Письменно подобрать к каждому записанному слову проверочное слово.

Снежинка поменьше – задание легче.

Упр 44. Выписать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Устно подобрать к каждому записанному слову проверочное слово.

- Большое спасибо. Урок окончен. Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....