Технологическая карта урока русского языка на тему "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Данный урок «открытия» нового знания ( с применением технологии деятельностного метода) способствует формированию умений учащихся классифицировать имена существительные по вопросам и значениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_na_temu_imya_sushchestvitelnoe.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Имя существительное
Тип урока: урок «открытия» нового знания ( с применением технологии деятельностного метода).
Цель урока: способствовать формированию умений классифицировать имена существительные по вопросам и значениям.
Задачи урока:
-образовательные: учить находить имя существительное и отличать его от других частей речи, пользуясь алгоритмом;
-развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
- воспитательные: воспитывать умение работать в паре и группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;
уметь обобщать и делать выводы, определяя имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедиа- проектор
- Интерактивная доска
- Учебные принадлежности
Дидактический материал:
- Презентация к уроку
- Раздаточный материал: рабочие листы для групповой работы, смайлики
Формы работы на уроке
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Работа в парах
Методы обучения, применяемые на уроке:
- Наглядный
- Частично-поисковый
- Словесный
- Практический
Средства обучения: учебник "Русский язык" С.Иванов, 3 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1
Технологическая карта
Этапы урока | Формируемые УУД | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Самоопределение к деятельности (Мотивация) | Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу Мотивация на успех. - Что значит «Быть успешным?» Чтобы много знать, что нужно делать? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»
| У детей смайлики: Дети показывают своё настроение. - Много знать, уметь, быть образованным, нужным, значимым для других. - Получать новые знания, быть внимательным, любознательным… Дети читают ( слайд). 1, 2, 3, 4, 5 – Я хочу успешным стать. Буду заниматься. | Регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи | |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии | 1Работа в парах. -На каждой парте есть листочек с тестом. ТЕСТ «Да – Нeт». Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях. - В слове вьюнок пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [ж] и [ш] парными согласными? -В слове юнга первый звук [й]? - Слова успех и неудача – антонимы? - Подлежащее может быть только существительным? -Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - Имя существительное - часть слова? -Имена существительные обозначают предмет? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? | Дети , работая в паре, записывают верное утверждение. Нет Да Да Да Нет Да Нет Да Да, нет | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целепологание, прогнозирование, оценка. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение информации Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | |
3. Выявление места и причин затруднения | 2. Затруднения в деятельности учащихся. - Посмотрите, мнение ваше разделилось. -А кто прав? -Проверим ваши предположения. -Перед вами слова на экране, выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика (Дерево, смелость, смелый, бег, беговая, красиво, бежать, собака) - А теперь давайте проверим, правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете, в чем трудность? | Дети отвечают на вопросы учителя. Дети выписывают слова. Проверка выписанных слов. -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову перепутали вопросы. | - Познавательные: Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение - Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения Физминутка музыкальная | -Какая же тема урока? -Какие задачи стоят перед нами? - Чему будем учиться? | Дети формулируют тему урока Тема урока: Имя существительное 1. Находить имена существительные среди других слов 2. Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3. Узнавать значение имен существительных. | Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. - Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. | |
5. Реализация построенного проекта | 1.-Начиная с этого урока, мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. -А что мы можем узнать о нем? -Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130. 2.Я предлагаю вам провести исследование, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая группа получает лист, на котором написаны предложения и алгоритм выполнения исследования: а) подчеркни имена существительные. б) докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -что обозначает слово? в) сделайте вывод Давайте сформулируем правило. | Дети читают правило Работа в группах. Дети находят в предложениях существительные и задают вопросы к ним Слова 1 группы: машина, ходьба, корова Слова 2 группы: собака, прыжок, стул. Слова 3 группы: стрельба, цветок, утка Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет Дети дают оценку работе в своей группе и группам товарищей. | Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) в коллективе, высказывать своё мнение Регулятивные: Умение организовать учебную деятельность, составлять алгоритм действий. | |
6Проговаривание во внешней речи | Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.131 Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание» с.131 -Устно закончи предложения, выбирая правильный вариант ответа: Слова, которые отвечают на вопрос что? называют …( явления природы, людей, растения, животных, предметы) Слова, которые отвечают на вопрос кто? называют …( явления природы, людей, растения, животных, предметы) -Применим полученные знания и выполним упражнение 2 Работать будем коллективно – у доски и в печатных тетрадях. Нужно разделить слова на два столбика: 1-слова, которые отвечают на вопрос КТО? 2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор. | Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом понимают явление природы, и человека, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия | Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
7Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Теперь мы сможем поработать самостоятельно, используя приобретенные знания? Работа по учебнику стр. 131 упр. 3 -Нужно распределить слова по группам в зависимости от значения. Проверка по эталону (образец на слайде) Выявление причин ошибок и их исправление Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил 2 ошибки, 1, более 2? | - Можем применить полученные знания, поработать самостоятельно…. Дети оценивают себя | Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Регулятивные: самоконтроль, самооценка. - Личностные: формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. | |
8Рефлексия урока | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.( по выбору) 1)Стр. 132, упр. 4 (Распределить по группам имена существительные и записать в тетрадь) 2) Написать текст из 5-7 предложений. Найти и подчеркнуть имена существительные, указав их значение. Оцените своё настроение с помощью смайликов. | Дети еще раз повторяют правило. Сегодня на уроке я узнал…… Мне показалось интересным……… Пока испытываю трудности……… У детей смайлики: Дети показывают своё настроение. | Регулятивные: самоконтроль, самооценка. Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. - Личностные: самоопределение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс
УМК "Школа России" Планируемые результаты УУД Предметные, метапредметные, личностные...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...