Технологическая карта урока русского языка на тему "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Савенкова Наталья Александровна

Данный урок «открытия» нового знания  ( с применением технологии деятельностного метода) способствует формированию умений учащихся  классифицировать имена существительные по вопросам и значениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_na_temu_imya_sushchestvitelnoe.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык    3 класс  УМК «Начальная школа XXI  века»

Тема: Имя существительное

Тип урока: урок «открытия» нового знания  ( с применением технологии деятельностного метода).

Цель урока: способствовать формированию умений классифицировать имена существительные по вопросам и значениям.

Задачи урока:

  -образовательные: учить находить  имя существительное  и отличать его от других частей речи, пользуясь алгоритмом; 

-развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при   рассмотрении языкового материала;

- воспитательные: воспитывать умение работать в паре и группе; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель,   способствовать формированию  адекватной  самооценки.  

Планируемые УУД:

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

уметь обобщать и делать выводы, определяя  имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедиа- проектор
  • Интерактивная доска
  • Учебные принадлежности

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Раздаточный материал: рабочие   листы для групповой работы, смайлики

Формы  работы на уроке

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Работа в парах

Методы обучения, применяемые на уроке:

  • Наглядный
  • Частично-поисковый
  • Словесный
  • Практический

Средства обучения: учебник "Русский язык" С.Иванов,  3 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1

        Технологическая карта

Этапы урока

Формируемые  УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности (Мотивация)

Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу
- Ребята, покажите, пожалуйста, своё настроение.

Мотивация на успех.

- Что значит «Быть успешным?»

Чтобы много знать, что нужно делать?

- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»

 

 У детей смайлики:

Дети показывают своё настроение.

- Много знать, уметь, быть

образованным, нужным, значимым для других.

- Получать новые знания, быть внимательным, любознательным…

Дети читают  ( слайд).

1, 2, 3, 4, 5 –

Я хочу успешным стать.

Буду заниматься.
Будет получаться!

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи 

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

1Работа в парах.

-На каждой  парте есть листочек с тестом. ТЕСТ  «Да – Нeт».

Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях.                

- В слове вьюнок  пишется Ъ знак?

- Можно назвать звуки [ж] и [ш] парными согласными?

-В слове  юнга  первый звук [й]?

- Слова успех и неудача  – антонимы?

- Подлежащее может быть только существительным? 

-Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

- Имя  существительное - часть слова?

-Имена  существительные обозначают предмет?

- Мы с вами уже все  знаем об имени существительном?

Дети , работая в паре, записывают верное утверждение.

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да,  нет

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целепологание, прогнозирование, оценка.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений,

поиск и выделение информации

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

3. Выявление места и причин затруднения

2. Затруднения в деятельности учащихся.

- Посмотрите, мнение ваше разделилось.

-А кто прав?

-Проверим ваши предположения.

-Перед вами слова на экране, выпишите из них только имена существительные.

Учитель вызывает к доске ученика

 (Дерево, смелость, смелый,  бег, беговая, красиво, бежать, собака)

- А теперь давайте проверим, правильно ли вы выписали.

- Почему же вы допустили ошибки?

-Как вы  думаете, в чем трудность?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети выписывают слова.

Проверка выписанных слов.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову

перепутали вопросы.

- Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение  - Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка музыкальная

-Какая же тема урока?

-Какие задачи стоят перед нами?

- Чему будем учиться?

Дети формулируют тему урока

Тема урока:

 Имя существительное

1. Находить имена существительные среди других слов

2. Учиться правильно  задавать вопрос к имени существительному.

3. Узнавать значение имен существительных.

Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 - Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

5. Реализация построенного проекта

1.-Начиная с этого урока, мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное.

-А что мы можем узнать о нем?

 -Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.130.

2.Я предлагаю вам провести исследование, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)

Каждая группа получает лист, на котором написаны  предложения  и алгоритм выполнения исследования:

а) подчеркни имена существительные.

б) докажи, что они являются именами существительными:

-на какой вопрос отвечает слово?

-что обозначает слово?

в) сделайте вывод

Давайте сформулируем  правило.

Дети  читают правило

Работа в группах.

Дети   находят в предложениях  существительные и задают вопросы к  ним

Слова 1 группы: машина, ходьба, корова

Слова 2 группы: собака, прыжок, стул.

Слова 3 группы: стрельба, цветок, утка

Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что?

Все слова обозначают предмет

 Дети дают оценку работе в своей группе и группам  товарищей.

Коммуникативные:

взаимодействовать (сотрудничать) в коллективе, высказывать своё мнение

Регулятивные:

Умение организовать учебную деятельность,  составлять алгоритм  действий.

6Проговаривание во внешней речи

Работа в парах над рубрикой «Давай подумаем.» с.131

Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом?

Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание» с.131

-Устно закончи предложения, выбирая правильный вариант ответа:

Слова, которые отвечают на вопрос что? называют …( явления природы, людей, растения, животных, предметы)

Слова, которые отвечают на вопрос кто? называют …( явления природы, людей, растения, животных, предметы)

-Применим полученные знания и выполним упражнение 2

 Работать будем коллективно – у доски и в печатных тетрадях.

 Нужно разделить слова на два столбика:

1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?

2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Комментируем свой выбор.

Дети работают над рубрикой, высказывают свое предположение.

Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом  понимают явление природы, и человека, и животное, и неживые предметы.

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

Коммуникативные:

формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Теперь мы сможем поработать самостоятельно, используя приобретенные знания?

Работа по учебнику стр. 131 упр. 3

-Нужно распределить слова по группам

 в зависимости от значения.

Проверка по эталону  (образец на слайде)

Выявление причин ошибок и их исправление

Кто выполнил задание без ошибок?

Кто  допустил 2 ошибки, 1, более 2?

- Можем применить полученные знания, поработать самостоятельно….

Дети оценивают себя

Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

- Личностные:

формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.

8Рефлексия  урока

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:

Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.( по выбору)

1)Стр. 132, упр. 4 (Распределить по группам имена существительные и записать в тетрадь)

2) Написать текст из 5-7  предложений. Найти и подчеркнуть имена существительные, указав их значение.

Оцените своё настроение с помощью смайликов.

Дети еще раз повторяют правило.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Пока испытываю трудности………

У детей смайлики:

Дети показывают своё настроение.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи.

- Личностные:

самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс

Тема: «Изменение имён существительных по падежам» Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, ф...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка "Род имен существительных" (3 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Род имен существительных.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование понятия о грамматическом роде, способствование развитию ум...