Разбор имени прилагательного как части речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Семикопенко Галина Николаевна

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС «Школа 2100»

Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.

Тема: Разбор имени прилагательного как части речи.

 – Развитие умений систематизировать изученные признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС «Школа 2100»

Конспект составила учитель начальных классов : Семикопенко Г.Н.

Тема: Разбор имени прилагательного как части речи.

 – Развитие умений систематизировать изученные признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.

Этапы урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

–Проверь готовность к уроку русского языка. У вас на парте лежит рабочий лист, подпишите его.

- Какая часть речи рассказывает о себе следующее:

У существительных подчас

Не жизнь ,а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас ,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

( В. Агафонов)

Цель урока.

- Как вы думаете ,какова будет цель нашего урока?

- Сегодня мы отправимся в путешествие не только по страницам нашего учебника ,но и во времени. А поможет нам один литературный персонаж

по имени Митрофанушка из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» .Кого так могут называть? (человека ,который до чего-то не дорос)

  1. Словарная работа.

- Отправляясь в путешествие необходимо контролировать время, т.е вести счет. Новое словарное слово счет .Выполним его фонетический разбор.

Счет (щот) -3 б.,4 зв.,1сл.

- Митрофанушка объявляет , что хорошо знаком с грамматикой. Давайте посмотрим сценку с урока и  подумаем так ли это?

Сценка.

Учитель: … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Учитель: Дверь, например, какое имя существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Учитель: Котора дверь? Вот эта!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит  ещё  не повешена: так та  покамест существительна.

– Вы согласны с Митрофанушкой? Конечно, Митрофанушка – неуч и невежа.

2. Проверка домашнего задания. Игра « Морской бой»

1. Устный опрос по теме «Имя прилагательное как часть речи».

- Поможем разобраться в этом вопросе Митрофанушке.

-Имя прилагательное - самостоятельная или служебная часть речи?

-Что обозначает имя прилагательное ?

-На какие вопросы  отвечает?

- Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное?

- Почему имя прилагательное связано именно с именем  существительным?

-Как изменяется имя прилагательное?

-Какие из предложенных имен прилагательных описывают внешность человека?

-Какое место по употреблению в речи занимает имя прилагательное?

- Какая форма имени прилагательного является начальной?

-Учитель Митрофанушке дал задание- составить предложение. Вот что у него получилось:

Над полем разнесся запах травы.

-Ярким, красочным получилось предложение? У вас в рабочих листах есть слова для полем справок. Восстановите предложение.

Над зелёным полем разнесся  медовый запах молодых  трав.

(Слова для справок: медовый, смелый, зеленый, молодая, быстрый)

- Прочитайте. Подчеркните слова, благодаря которым предложение стало более ярким и выразительным..

- К какой части речи относятся данные слова?

-Найдите в тексте сочетание слов ,которые соответствуют данной схеме.

   сущ.  +   прил.

 

-С чего вы начнёте выполнять это задание?

над зелёным полем (ед.ч.,ср.р.)

медовый запах (ед.ч.,м.р.)

молодых  трав(мн.ч.)

-В каком словосочетании прилагательное стоит в начальной форме?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

II. Формулирование проблемы.

-Ребята, мы вспомнили признаки имен прилагательных. Как вы думаете, к какой большой работе мы готовились? Посмотрите, может они помогут вам сформулировать тему урока.

Опора (разбор, прилагательное, часть речи)

Тема: Разбор имени прилагательного как части речи

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III.Изучение нового материала

-Митрофанушка прислал письмо, в котором допустил ошибки и перепутал разбор слова как части речи с другими видами разбора. Работа в группах:

- Работая в группе, составим план, исправив ошибки Митрофанушки.

Составление порядка разбора имени прилагательного как  части речи

(в конвертах Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос. Ставлю прилагательное в начальную форму (ед. ч., муж. род).Указываю часть речи .Определяю род (в ед. числе).Определяю число .Выделяю суффикс. Определяю грамматическую основу. Записываю транскрипцию слова.)

-Сравните результат своей работы с алгоритмом на стр. 83. Оцените свою работу.

IV. Развитие умений.

Физкультминутка

Работа в учебнике

-Митрофанушка не смог отгадать загадку из упр. 321.

- Прочитайте и догадайтесь , о ком идет речь?

 1. Упр. 321 – развитие умений с опорой на алгоритм в рамке.

Комментированный письменный разбор прилагательных.

Выпишите из 2 строчки стихотворения прилагательное .

Выполним его разбор по образцу учебника.

(ученик – у доски, учитель – направляет деятельность ученика)

Выпишите из 3 строчки  прилагательное ,выполним его разбор по образцу учебника.

(ученик у доски работает самостоятельно)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

IV. Итог урока.

-Надеюсь, что Митрофанушка смог обогатить свои знания. Дадим ему совет. Выберите подходящую по смыслу пословицу.

Повторять да учить — ум точить.

В тесноте, да не в обиде.

Как аукнется, так и откликнется.

Игра.

Ключевые слова:

  1. Разбор ( С каким видом разбора мы сегодня познакомились?)
  2. Трудности (Что для вас было сложным сегодня на уроке?)
  3. Вместе ( Удалось ли взаимодействие с одноклассниками?)
  4. Оценка ( Оцените свою работу)

- Оцените свою работу на шкале успеха, определите место своих знаний .

V. Домашнее задание.

1. Упр. 321 доделать.

2. Подготовить устный рассказ «Что я знаю об имени прилагательном» по ключевым словам.

 © ООО «Баласс», 2014



Предварительный просмотр:

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос.

Ставлю прилагательное в начальную форму (ед. ч., муж. род).

Указываю часть речи .

Определяю род (в ед. числе).

Определяю число.

Выделяю суффикс.

Определяю грамматическую основу.

Записываю транскрипцию слова.



Предварительный просмотр:

Ф.И. ______________________________________________________________________

1. Словарь: _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

2. Над полем разнёсся  запах травы.

Над ____________________ полем  разнёсся  __________________________ запах _____________________________  трав.

Слова для справок: медовый, смелый, зеленый, молодая, быстрый.

   сущ.  +   прил.

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.

Упражнение 321.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

4. http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1137971/main_Fonvizin1.jpg

  • Повторять да учить — ум точить.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Как аукнется, так и откликнется. 

5. Шкала успеха:

___________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ (ОС «ШКОЛА 2100») Тема: Разбор имени прилагательного как части речи Цель: развитие умений систематизировать изученные признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.

Слайд 2

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Слайд 3

Словарь СЧЁТ

Слайд 4

У существительных подчас Не жизнь , а просто скука! Ни цвета нет у них без нас , Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. ( В. Агафонов)

Слайд 6

А1 А2 А3 В1 В2 В3 С1 С2 С3

Слайд 7

-Имя прилагательное - самостоятельная или служебная часть речи?

Слайд 8

- Что обозначает имя прилагательное ?

Слайд 9

-На какие вопросы отвечает?

Слайд 10

-Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное?

Слайд 11

- Почему имя прилагательное связано именно с именем существительным?

Слайд 12

-Как изменяется имя прилагательное?

Слайд 13

-Какие из предложенных имен прилагательных описывают внешность человека? Веселый Синеглазый Светловолосый Доброжелательный

Слайд 14

-Какое место по употреблению в речи занимает имя прилагательное?

Слайд 15

- Какая форма имени прилагательного является начальной?

Слайд 16

Над полем разнёсся запах трав. Над __________________ полем разнёсся _____________ запах ______________ трав. Слова для справок : медовый, смелый, зеленый, молодая, быстрый..

Слайд 17

сущ. + прил. Над зеленым лугом разнёсся медовый запах молодых трав.

Слайд 18

Ключевые слова - разбор, - прилагательное, - часть речи Тема: Порядок разбора имени прилагательного как части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разбор имени прилагательного как части речи"

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"...

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по русскому языку (конспект урока + презентация) на тему «Разбор имени прилагательного как часть речи», УМК "Школа России"...

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)"

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)", 3-4 классы...

Разбор имени прилагательного как части речи

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему " Разбор имени прилагательного как части речи". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Перспектива...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива

Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...