Изложение на основе прогнозирования
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Михайлова Инга Рюриковна

Дисциплина «Методика преподавания русского языка»

Фрагмент урока: "Изложение на основе прогнозирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_na_osnove_prognozirovaniya_mihaylovoy_i.r.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина «Методика преподавания русского языка»

Фрагмент урока: "Изложение на основе прогнозирования"

1) Работа над заголовком. (курсивом написаны варианты ответов детей)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем писать изложение. 

- Текст, по которому мы будем писать изложение, называется  «Петя помог». О чём или о ком может быть этот текст? О чём может говориться в данном тексте?

 (Дети читают заголовок на доске. Прогнозируют содержание текста по названию. Возникает состояние готовности, необходимое для того, чтобы знания воспринимались активно и с интересом).

Дети: (Как мальчик Петя помог родным. Мальчик Петя сделал хороший поступок.).

- Посмотрите на рисунок на доске.(На доску учитель вывесил рисунок ласточки). Кто это? (ласточка).

- Как вы думаете, теперь о чём будет наш текст?

Дети: (Как Петя помог ласточке.)

- К какому жанру можно отнести текст? (рассказ)

- Как вы думаете, какой тип нашего текста? (повествование, описание)

2) Пошаговое прогнозирование текста. (курсивом написаны варианты ответов детей)

Учитель:  Сейчас я буду читать текст и останавливаться, для того чтобы вы дополнили предложения своими версиями, словами которые, как вы думаете, подойдут по смыслу. В конце я прочитаю текст, и вы узнаете, верны ли ваши версии.

- Над  окном дома  было ласточкино ... (гнездо, место, жильё) гнездо.

- Из него выглядывали (кто?) ... (птенчики, птенцы), (какие?) (маленькие, пушистые) четыре крохотных птенчика.

- Вдруг один птенчик (что сделал?) ... (упал, вылетел, запищал) выпал  из гнезда.

- Ласточки кружились  над ним (что ещё делали?) ... (летали, кричали, пищали, суетились) пищали, а помочь не могли.

- Это  увидел Петя. Он поднял птенчика и (что сделал?) ... (отнёс домой, положил в гнездо, проверил, цел ли он) посадил его в гнездо. (посадил как? с каким чувством?) (нежно, ласково) заботливо.

- Ласточки весело зачирикали и ( что сделали?) ... (улетели, сели в гнездо, замахали крыльями) стали кормить своего птенчика.

3) Составление таблицы. (курсивом написаны варианты ответов детей)

Учитель: Чтобы вспомнить основные моменты мы составим таблицу по тексту. Запишу её на доске.

-Первый столбик называется "Кто? Что?". Здесь мы будем записывать главных действующих лиц либо о чём говорится в тексте.

- Что было над окном дома? (гнездо).

- Второй столбик называется "Какой? Как?". Здесь будет описание главных действующих лиц либо описание того, о чём говорится в тексте.

- Над окном было гнездо какое? чьё? (ласточкино).

- Третий столбик называется "Что делает?". Здесь будет написано действие, которое совершает главное действующее лицо.

- Ласточкино гнездо над окном что делало? (было).

- Кто были в гнезде? (четыре птенчика).

- Какие птенчики были в гнезде? (крохотные).

- Что делали четыре крохотных птенчика в гнезде? (выглядывали).

- Что случилось с одним птенчиком? (выпал).

- Как он выпал? (вдруг)

- Кто отреагировал на то, что птенчик выпал? (ласточки).

- Что они делали? (кружились, пищали, помочь не могли)

- Кто ещё отреагировал на то, что птенчик выпал? (Петя)

- Мальчик что сделал сначала? (увидел)

- Что он сделал с птенчиком затем? (поднял и посадил в гнездо).

- Как он это сделал? (заботливо).

- А что сделали ласточки, когда увидели, что птенчик в гнезде? (зачирикали, стали его кормить)

- Как зачирикали ласточки? (весело).

- У нас получилась таблица, в опоре на которую вы сможете написать изложение.

Кто? Что?

Какой? Как?

Что делает?

гнездо

ласточкино

было

четыре птенчика

крохотных

выглядывали

птенчик

вдруг

выпал

ласточки

весело

кружились, пищали, помочь не могли

зачирикали, стали кормить

Петя,

он

заботливо

увидел,

поднял, посадил

Учитель: Сейчас я прочитаю весь текст.

Петя помог

            Над  окном дома  было ласточкино гнездо. Из него выглядывали четыре крохотных птенчика.

            Вдруг один птенчик  выпал  из гнезда. Ласточки кружились  над ним, пищали, а помочь не могли.

            Это  увидел Петя. Он поднял птенчика и заботливо посадил его в гнездо.

            Ласточки весело зачирикали и стали кормить своего птенчика.

Изложение состоит из 49 слов.

Класс: 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста

Урок русского языка в 4 классе (с использованием ИКТ) ...

«Написание изложений на основе моделирования»

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОС НРК, особое внимание уделяю развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на основе личностно-о...

Конспект урока "Изложение на основе метода прогнозирования"

Урок  русскаго языка по теме "Изложение на основе метода прогнозирования"  3класс....

конспект урока "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Мурлыка» (По Н. Сладкову)."

Конспект урока разработан по программе "Школа 2100". Изложение в 3 классе носит обучающий характер....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...

Урок "Изложение на основе прогнозированного текста

Изложение опирается на механизм подражания, на языковую интуицию учащихся, но одна интуиция не решает проблему воспризведения заданного текста детьми. Методика проведения изложения на основе предварит...

Презентация на основе статьи Тивиковой С.К. "Творческое изложение на основе метода прогнозирования"

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов...