Урок "Изложение на основе прогнозированного текста
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Изложение опирается на механизм подражания, на языковую интуицию учащихся, но одна интуиция не решает проблему воспризведения заданного текста детьми. Методика проведения изложения на основе предварительного прогнозирования текста, разработанная С.К.Тивиковой, кандидатом пеагогических наук, заведующей кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО, даёт эффективные результаты по воспроизведению текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №53»

г. Нижний Новгород

2015 г.

Беленко Л.В., учитель высшей категории

Изложение на основе прогнозирования текста (с приложением)

4 класс.

Умный зверёк.

Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ёжик не двигался с места. Я взял его и отнёс в густой малинник. Но через некоторое время ёж снова появился на дорожке. Я опять понёс зверька в малинник.

Вскоре ёж опять показался на садовой дорожке. Я внимательно оглядел его. На спине у ежа я заметил глубокую рану. Я осторожно взял его и принёс домой. Дома я промыл рану, смазал её йодом. Ёж лежал спокойно. После лечения зверёк с удовольствием полакал молока из миски, оглядел комнату. Ёж тихо отправился к двери, а затем в знакомый малинник.

Счастливого тебе пути, ёжик! Живи долго.  (100 слов)

Этапы урока

I этап. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения.

  • Ребята, мы сегодня будем писать изложение. Чем отличается работа над изложением от обычных упражнений, которые вы выполняете дома и в классе? Что нам необходимо будет сделать на уроке? Что важным будет для нас сегодня?
  • Составьте слово из букв: кттсе (текст).

Постарайтесь быть внимательными, постарайтесь запомнить содержание текста, и у вас всё получится. Работать будем вместе, дружно. Девиз мушкетёров «Один за всех, и все за одного!» сегодня очень нам подходит.

II этап. Работа с заголовком:

1.Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «Умный зверёк». Как  вы думаете, о каком зверьке пойдёт речь.

2.Где, когда могли происходить события, описанные в тексте?

3.Почему зверька охарактеризовали  умным? Что мог сделать зверёк, чтобы за это его назвали умным?

Формирование УУД

Регулятивные УУД (самостоятельно  формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия)

Познавательные УУД

(анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы)

Познавательные УУД (сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников)

Коммуникативные УУД (владеть монологической и  диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

III этап. Пошаговое прогнозирование текста:

1.«Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа».

  • (Учитель после каждого фрагмента просит учащихся задать вопросы, которые у ребят возникают по прогнозированию текста,  При затруднении задаёт детям вопросы сам)
  • Что вас удивило, когда услышали эту информацию, что необычного? (Ёж – лесное животное, а автор обнаружил его в саду).
  • Попытайтесь объяснить появление ежа в саду, задав вопросы одноклассникам.
  • Как вы думаете, зачем ёж пришёл в сад?
  • Как поведёт себя ёж дальше?
  • Что будет делать автор?

2.«Ёжик не двигался с места. Я взял его и отнёс в густой малинник».

  • Что нас настораживает?
  • Как вы объясните поведение ежа?
  • Как вы объясните действие автора?
  • Что может произойти дальше с героями?

3.«Но через некоторое время ёж снова появился на дорожке. Я опять понёс зверька в малинник».

  • Стало ли нам понятно, почему ёж появился в саду и зачем вернулся?
  • Предположите дальнейшие события.

4.«Вскоре ёж опять показался на садовой дорожке».

  • Как думаете, зачем ёжик опять вернулся?
  • Что будет делать автор?

5.«Я внимательно оглядел его».

  • Зачем, с какой целью автор оглядел ежа?
  • Какие дальнейшие действия автора и ежа?

6. «На спине у ежа я заметил глубокую рану».

  • Что прояснила нам данная информация?
  • Важно ли для автора, откуда взялась рана?
  • Что предпримет автор в данной ситуации?
  • Что будет делать ёж?
  • Что вы можете сказать о ёжике? (умное животное, ёж пришёл к человеку за помощью).

7.«Я осторожно взял его и принёс домой. Дома я промыл рану, смазал её йодом. Ёж лежал спокойно».

  • Предположите, что произойдёт дальше с ёжиком.
  • Что вы можете сказать о еже и авторе? (Ёж понимал, что человек его лечил, и не мешал. Автор любит животных, помогает им. Он добрый, заботливый.)

8.«После лечения зверёк с удовольствием полакал молока из миски, оглядел комнату».

  • Что вы узнали из этого отрывка? (лечение помогло, зверёк пошёл на поправку:  с удовольствием поел, стал проявлять интерес к окружающей среде).
  • А зачем он оглядел комнату?
  • Дальнейшие действия ежа?

9.«Ёж тихо отправился к двери, а затем в знакомый малинник».

  • А почему ёжик теперь ушёл?
  • Как ушёл ёж? Как это характеризует зверька?
  • Предположите, что будет дальше делать автор?

10.«Счастливого тебе пути, ёжик! Живи долго».

  • Чьи это слова?
  • Как характеризуют они автора?

Познавательные УУД (сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников)

Познавательные УУД

(анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы)

Коммуникативные УУД (владеть монологической и  диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, понимать текст на слух, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, задавать вопросы, соблюдать правила речевого этикета)

Личностные УУД (ответственно и с сочувствием  относиться к животным, живой природе, понимать чувства других людей,  сопереживать, выражать своё отношение в конкретной ситуации)

IV этап. Составление таблицы по тексту надоске:

  • Назовите героев текста.
  • Какие синонимы использовались в тексте в назывании героев?
  • Охарактеризуйте героев.
  • Найдите глаголы, характеризующие действия героев.
  • Как действовали герои? К глаголам подбери наречия (как выполнял действия?)

Кто? Что?

Какой? Как?

Что делает?

я (автор)

внимательно

осторожно

йодом

счастливого

долго

шёл

наткнулся

взял и отнёс

понёс

оглядел

заметил

взял и принёс

промыл

смазал

пожелал

зверёк

ёж

ёжик

он

умный

снова

вскоре  

опять

спокойно

с удовольствием

тихо

не двигался

появился

показался

лежал

полакал

оглядел

отправился

рана

глубокая

Познавательные УУД

(перерабатывать и представлять информацию (содержание текста) в таблице)

V этап. Орфографическая подготовка.

Объясните написание слов в таблице:

  • Найдите наречия, вспомните, как они пишутся.
  • Прочитайте слова с приставками. Какое правило вы будете использовать при написании слов с приставками?
  • А как пишутся предлоги и союзы? Приведите примеры из текста изложения.
  • Что вы знаете о написании глаголов с частицей не?
  • Прочитайте слова с проверяемой безударной гласной в корне и вспомните правило написания и проверки слов с данной орфограммой.
  • Прочитайте слова с парными согласными в корне в слабой позиции и вспомните правило написания слов с данной орфограммой.
  • Прочитайте слова с непроизносимыми  согласными в корне и вспомните правило написания и проверки слов с данной орфограммой.
  • Найдите прилагательные в таблице. Вспомните правило написания и проверки окончаний прилагательных.
  • Найдите словарные слова.
  • Составьте по содержанию изложения предложения с однородными членами предложения. Вспомните правила, которые помогут вам написать правильно предложения с однородными членами предложения.
  • Вспомните правило написания предложения с обращением. Какое предложение с обращением  было использовано в тексте?
  • Будете ли вы использовать восклицательные предложения? Составьте такое предложение. Объясните его уместность в тексте.

Предметные результаты (уровень освоения материала по русскому языку,  применение  полученных знаний  при подготовке к изложению)

VI этап. Целостное чтение текста вторично:

Умный зверёк.

Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ёжик не двигался с места. Я взял его и отнёс в густой малинник. Но через некоторое время ёж снова появился на дорожке. Я опять понёс зверька в малинник.

Вскоре ёж опять показался на садовой дорожке. Я внимательно оглядел его. На спине у ежа я заметил глубокую рану. Я осторожно взял его и принёс домой. Дома я промыл рану, смазал её йодом. Ёж лежал спокойно. После лечения зверёк с удовольствием полакал молока из миски, оглядел комнату. Ёж тихо отправился к двери, а затем в знакомый малинник.

Счастливого тебе пути, ёжик! Живи долго.  

Познавательные УУД

(Слушать и понимать информацию, представленную в виде текста)

VII этап. Написание детьми текста изложения.

На доске остаётся таблица, составленная в процессе работы с текстом, которая будет выступать как орфографическая помощь, как план

Познавательные УУД

(умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи)

Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый контроль в форме сличения с заданным эталоном)

Предметные результаты (применение  полученных знаний  по русскому языку при  письменной передаче текста)

Коммуникативные УУД (оформлять свои мысли в письменной речи)

VIII этап. Самопроверка и самоконтроль.

Учащиеся используют таблицу, составленную в процессе работы с текстом.

Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый и итоговый  контроль в форме сличения с заданным эталоном)

Литература

С.К. Тивикова. Методика изложения на основе прогнозирования текста //Начальная школа.2004.№ 2

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе // Москва. Просвещение. 2010

В.Т.Голубь. Сборник текстов для изложений в начальных классах //Воронеж. 2007

Приложение к заданию 2.

Детские изложения.

Умный зверёк.

1.        Я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Я взял его и отнёс в малинник. Через некоторое время ёж опять появился на дорожке. Я опять отнёс его в малинник.

Вскоре  ёж появился на садовой дорожке. Я внимательно осмотрел его. На спине у ежа была глубокая рана. Я отнёс его домой. Я промыл рану и смазал её йодом. Ёж лежал спокойно. Затем он полакал молока и оглядел комнату. Ёж тихо отправился в знакомый малинник.

Счастливого пути, ёжик! Живи долго. (79 слов)

(Павел С.)

2.         Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ёж не двигался. Я отнёс его в малинник. Вскоре ёжик вновь появился на дорожке. Я опять понёс его в малинник.

Ёж опять вернулся. Я внимательно оглядел зверька и заметил глубокую рану. Я принёс его домой и промыл рану йодом. Он спокойно лежал. Потом ёжик с удовольствием полакал молоко из миски и оглядел комнату. Затем он тихо отправился к двери, а потом и в знакомый малинник.

Счастливого пути тебе, ёжик! Живи долго. (80 слов)

 (Полина Ш.)

3.        Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Я взял и отнёс его в густой малинник. Вскоре ёж снова оказался на садовой дорожке. Я опять понёс ежика в густой малинник.

        Ёж снова оказался на садовой дорожке. Я внимательно оглядел его. На спине я заметил глубокую рану. Я взял и принёс его в домик. Дома я промыл рану и смазал йодом. Ёж лежал спокойно. Вскоре ёжик с удовольствием полакал молока из миски и оглядел комнату. Ёжик тихо отправился к двери, а потом в знакомый малинник.

Счастливого тебе пути, ёжик! Живи долго. (92 слова).

                                                                                       (Екатерина К.)

 

4.         Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа. Ёж не двигался с места. Я взял        ежа и отнёс его в густой малинник. Через несколько минут ёж опять появился на дорожке. Я опять отнёс его в малинник.

        Но ёж снова вернулся. Я оглядел его. На спине у ежа была глубокая рана. Я отнёс его в дом. Я промыл рану и обработал её йодом. После лечения ёжик  с удовольствием попил молока и оглядел комнату. Ёж тихо побежал к двери, а затем к знакомому малиннику.

Счастливого тебе пути, ёжик! Живи долго. (90 слов).

(Анастасия Т.)

5.        Однажды я шёл по садовой дорожке и вдруг наткнулся на ежа. Ёжик не двигался. Я отнёс его в малинник. Через некоторое время ёж опять пришёл на дорожку.

        Я его осмотрел и заметил глубокую рану. Я отнёс ежа домой. Обработал рану йодом. Ёж лежал спокойно. Ёжик пошёл и осмотрел комнату. Потом тихо пошёл к выходу и в любимый малинник.

        Всего хорошего, ёжик! Долго жить.(62 слова)

(Татьяна Б.)

6.        Однажды я шёл по садовой дорожке и наткнулся на ежа он лежал неподвижно. Я взял и отнёс его в густой малинник, через некоторое время он снова пришёл в сад, я снова отнёс его в малинник.

        Через некоторое  время он опять пришёл в сад я внимательно осмотрел его и заметил на спине глубокую рану. Я взял его и отнёс в дом затем я промыл  и намазал йодом рану. После лечения он с удовольствием  полакал молока и тихо осмотрел комнату.  Он  тихо отправился к двери и отправился в знакомый кустарник.

Счастливого пути тебе, ёжик! Живи долго. (93 слова)

 (Валера Д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение на основе метода прогнозирования текста

Урок русского языка в 4 классе (с использованием ИКТ) ...

Мастерская творческого письма на основе литературного текста

Разработка урока по технологии "Мастерская творческого письма".Приложение: хокку....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...

Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;Предметные:учить дет...

УМК "Школа России" 3 класс. «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»

Цели: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина «Моя Родина»;развить навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста;формировать умение отвечать на вопросы по содержани...

Изложение на основе прогнозирования

Дисциплина «Методика преподавания русского языка»Фрагмент урока: "Изложение на основе прогнозирования"...