Фразеология современного русского языка в начальной школе с использованием ИКТ
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Наталья Николаевна Коршунова

Логически четкая, доказательная, образная, правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и уровня его культуры в целом.  Богатейшие возможности для этого предоставляет русская фразеология, сохранившая в себе многовековую мудрость народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korshunova_n.n.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Альманах мировой науки (Педагогические науки)

Коршунова Н.Н.

Фразеология современного русского языка в начальной школе с использованием ИКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 города  Ельца», г. Елец, Липецкая обл.

Логически четкая, доказательная, образная, правильная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и уровня его культуры в целом.  Богатейшие возможности для этого предоставляет русская фразеология, сохранившая в себе многовековую мудрость народа. Знакомство с русской фразеологией в начальной школе происходит в несколько этапов: первичное ознакомление с фразеологической единицей; углубленное понимание ее семантики; сознательное мотивированное использование фразеологизмов в собственной речи.[1]

Вся работа по обогащению речи младших школьников фразеологическими единицами будет направлена на достижение следующих целей.

  1. Изучение фразеологии необходимо начать с изучения источников ее происхождения. Составляя дома рассказы, ребята продумывают и готовят рисунки, иллюстрирующие первоначальное или буквальное значение предложенных устойчивых выражений.
  2. Показ сочетаемости слов и выражений, смысл которых легко раскрывается. Дети опираются на контекст и объясняют смысл значения фразеологических единиц. Например: дом построить на песке – что-то непрочное;  служить верой и правдой – служить честно и преданно; проливать слезы – горько плакать и т. д. Необходимо учить детей заменять фразеологизм одним словом. Например: на всех парах – стремительно; во весь дух, со всех ног – быстро; в час по чайной ложке – медленно.
  3. Формирование умения составлять предложения с фразеологизмами. Например, с использованием таких выражений: много воды утекло, намылить шею, заварить кашу.
  4. Объяснение различия между омонимичными свободными и устойчивыми словосочетаниями. Например: вилять хвостом – хитрить, заискивать; копать яму – вредить; марать руки–ввязываться в плохую историю.
  5. Подбор фразеологизмов-синонимов. Нужно научить младших школьников подбирать синонимические фразеологизмы, например, к следующим выражениям: быстро бежать – со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах; очень тесно – повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельди в бочке.
  6. Побор фразеологизмов-антонимов. Например: встать на якорь – сняться с якоря; одержать победу – потерпеть поражение; сдержать слово – нарушить слово.
  7. Формирование умения использовать фразеологизмы в связной речи. Например: пропущенный час – годом не нагонишь; поменьше говори – побольше слушай.

Когда у детей сформируется определенный фразеологический запас, проводится викторина «Удивительные фразеологизмы». В силу того, что современное общество – это информационное общество, необходимо внедрять новые методы обучения для реализации задач ФГОС, использовать в школьной практике современные информационные технологии. Использование ИКТ повышает эффективность образовательного процесса, делает его более привлекательным, обеспечивает доступность, учитывает интересы детей. [2]

Литература:

  1. Вартаньян, Э.А. Из жизни слов. 2-е изд. [Текст] / Э.А. Вартаньян. –– М.: Просвещение, 2010.
  2. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово. 2-е изд. [Текст] / Э.А. Вартаньян. –– М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....

Использование современных сервисов сети интернет (LearningApps.org) на уроках русского языка в начальной школе как условие формирования метапредметных результатов

Статья посвящена формированию метапредметных результатов на уроках русского языка с применением современных сервисов сети интернет (LearningApps.org). В статье рассматривается, что такое современные с...

Изучение фразеологии русского языка в начальной школе

В данной статье представлена методическая система по ознакомлению младших школьников с русской фразеологией, разработанная автором после изучения и анализа лингвистической и методической литературы, п...

Обучение фразеологии русского языка в начальной школе.

Материал предназначен для работы над обогащением речи детей начальной школы фразеологизмами, усвоением их значения и особенностей употребления, развитием речи и формированием образной речи ...