Рабочая программа по родному языку. 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Терентьева Наталья Викторовна

Рабочая программа по родному языку, 1 класс, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_1_klass.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4

________/Чеботарева Н. Е./

Приказ №159 от 30.08.2019

Рабочая программа по родному языку

1 «А, Б» классов

Составлена на основе программы «Школа России» для

1  класса общеобразовательных учреждений

Авторы  программы: О. М.  Александрова и др., 2019 г.

Составители:

 Учителя начальных классов –  

Терентьева Н.В., Казьмина Н. В.

        

Егорьевск, 2019 год

Аннотация

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена  на основе следующих документов:

 -  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

-  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010. (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);

  - Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол от 08.04.15. № 1/5). Программа разработана на основе программы «Русский язык». Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко. УМК «Школа России».

 Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

 • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

 Место предмета в учебном плане 

На изучение родного (русского) языка в 1-ом классе  согласно учебному плану начального общего образования  выделяется 17 часов в год (1 четверть – 0 ч, 2 четверть – 1ч, 3-4 четверти – 0,5 ч). Таким образом, реализуется право обучения на родном языке.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе

Планируемые результаты предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:

  1. воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  1. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  2. формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  3. овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

Первоклассник научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–   выражать собственное мнение и аргументировать его.

Первоклассник получит возможность научиться:

–   создавать тексты по предложенному заголовку;

–   подробно или выборочно пересказывать текст;

–   пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения

 учебного предмета

         Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных текстов, к их поступкам.

       Средством достижения этих результатов являются тексты в упражнениях учебника «Русский язык».

        Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

       Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно – диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

        Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

         Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Основное содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч.)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы. Горница, светлица, светец, лучина и т.д.).

2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти ит.д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч.)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Секреты речи и текста

6

2

Язык в действии

5

3

Русский язык: прошлое и настоящее

6

ИТОГО

17

Календарно-тематическое планирование по родному языку 1 класс

(1 чет. – 0ч, 2 чет. – 1ч, 3-4 чет. – 0,5ч )

№ п.п.

Наименования разделов и тем

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Секреты речи и текста (5ч)

1

Как люди общаются друг  с другом

Общение. Устная и письменная речь

9 неделя

2

Вежливые слова

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)

10 неделя

3

Как люди приветствуют друг друга

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми

11 неделя

4

Зачем людям имена

Имена в малых жанрах фольклора

12 неделя

5

Спрашиваем и отвечаем

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

13 неделя

Язык в действии (5ч)

6

Выделяем голосом важные слова

Роль логического ударения

14 неделя

7

Как можно играть звуками

Звукопись в стихотворном художественном тексте

15 неделя

8

Где поставить ударение

Смыслоразличительная роль ударения

16 неделя

9

Где поставить ударение

Смыслоразличительная роль ударения

17 неделя

10

Как сочетаются слова

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов)

19 неделя

Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)

11

Как писали  в старину

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

21 неделя

12

Как писали  в старину

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

23 неделя

13

Дом в старину: что как называлось

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)  

25 неделя

14

Дом в старину: что как называлось

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)  

27 неделя

15

Во что одевались в старину

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т. д.)

29 неделя

16

Во что одевались в старину

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,  сарафан, лапти и т. д.)

31 неделя

Секреты речи и текста (1ч)

17

Сравниваем тексты

Сопоставление текстов

33 неделя

Итого

17 часов

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Нормативные документы

 

1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерацииˮ».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576).

 5. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernayaprogramma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyhorganizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya

 

Учебно-методическая литература

 

1. Русский родной язык.   1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018.    

           2. Русский родной язык.   1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.  

 

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL:  http://gramota.ru/class/istiny  

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop 

Древнерусские берестяные грамоты. URL:  http://gramoty.ru 

 Какие бывают словари. URL:  http://gramota.ru/slovari/types  

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

 Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru 

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs  

Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/searchschool.html  

Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru 

 Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru 

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

 Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru 

Русская речь. URL:  http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/  

Русский филологический портал. URL:  http://www.philology.ru  

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash  

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me 

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru 

Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:  http://litera.ru/stixiya 

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru 

 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL:  http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

Лист согласования

 «Рассмотрено»

Протокол методического объединения учителей начальных классов

от 29.08.2019 г.

Руководитель ШМО _________/Митрофанова Н.Г./

«Согласовано»

        Заместитель директора по УВР ___________/Липатова В.С./

        Дата 29.08.2019 г.

       

         «Принято»

        Протокол педагогического совета  №1

        Дата 30.08.2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку для 3 класса.

Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс

Рабочая программа по родному языку (тувинский язык) 2 класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс

Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс...

Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...