Методическая разработка урока русского языка для 2 класса "Учимся писать безударные гласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" с использованием игровых технологий и ЭОР (презентация)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Гимназия №295
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Методическая разработка
урока русского языка
для 2 класса
Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Учитель: Муттонен О.В.
Санкт-Петербург 2018
Тема урока: Учимся писать безударные гласные в корне слова.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Цель: формирование навыков правописания и самоконтроля; сопоставление двух орфограмм; правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и правописание непроверяемых написаний (словарных слов).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Предметные результаты:
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способа решения проблем творческого и поискового характера.
Оборудование:
- Презентация.
- Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь по русскому языку.
- Карточки со словами: гора, окно, страна, портфель, работа, машина.
- Карточки с ромашками
- Жетоны для игры.
Ход урока
- Организационный момент
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. Я приготовила карточки со словами, но вдруг…
Слайд 2
- Прилетел в класс буйный ветер,
Перепутал все слова.
Что же делать бедным детям?
Что писать им: «о» иль «а»?
Где словарные словечки?
Как проверить им слова?
Растерялись человечки –
Просто кругом голова.
Что, поможем им, ребятки,
Содержать слова в порядке?
Все расставим на места?
Отвечайте хором… (Да)
- Сегодня на уроке с нами будут веселые человечки. Прежде чем мы начнем работу, давайте вспомним, как проверить написание безударного гласного в корне слова. (Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. Например, леса – лес.)
- А как же быть со словами, которые не подходят к этому правилу? (Если безударный гласный в корне нельзя проверить, то это словарное слово, его нужно запомнить.)
- Разделите слова со слайда на два столбика. (Раздаются карточки.)
Проверим, как вы выполнили работу.
Слайд 3
- Слова первого столбика – это слова … (С безударным гласным в корне.)
(Появляется запись : «Слова с проверяемым гласным»)
- Слова второго столбика – это … (Словарные слова.)
- Допишите в каждый столбик по два своих примера.
Самостоятельная работа детей с последующей проверкой.
- Назовите слова, которые вы дописали в первый столбик. (Ответы детей.) Повторим правило правописания безударного гласного в корне. (Ответы детей.) Назовите слова, которые вы дописали во второй столбик. (Ответы детей.) Можно ли проверить безударный гласный в этих словах? (Ответы детей.)
Слайд 4
- Запишем с помощью транскрипции слово «сады». Поставим ударение. Подчеркнем безударный гласный звук. Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой о или а. Обязательно нужно проверять. Как проверить безударный гласный звук в корне? Назовите проверочное слово. (Сад.)
- Запишем слово «сады». Запишем с помощью транскрипции слово «коньки». Поставим ударение. Подчеркнем безударный гласный звук. Можно ли проверить безударный гласный звук в этом слове? (Нет. Значит это словарное слово.)
II. Словарная работа
Слайд 5
- Прочитаем слова цепочкой.
Задание: спишите со слайда слова по вариантам, поставьте ударение и подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.
Самостоятельная работа.
- Проверим. Поменяйтесь тетрадями. Читаем по очереди, называем слово и букву, которую вы подчеркнули.
Проверка задания: клик мышкой по слову – вход знака ударения и подчеркивания. Дети друг у друга исправляют ошибки зеленой ручкой.
- Определите вид орфограммы в этих словах. (Безударный гласный, который не проверяется ударением.)
- Что вы знаете о безударных гласных, которые не проверяются ударением? (Написание слов с безударными гласными, которые не проверяются ударением, нужно запомнить. Это словарные слова.)
III. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях «Учусь писать без ошибок», с.25
- Откройте рабочие тетради на стр.25. Прочитайте задание про себя. Как вы будете выполнять задание? (Выбрать проверочные слова, подчеркнуть их, вставить пропущенные буквы.)
- Поставьте ударение. (Дети ставят ударение.)
- Выполняем по вариантам.
Самостоятельная работа
- Поменяйтесь тетрадями. Проверяем зеленой ручкой.
Слайд 6
Задание: дети по очереди читают слова, называют проверочные и вставленную букву. Обращаем внимание детей на проверочные слова с буквой «ё» и односложные слова. В них ударение не ставится.
- Как вы узнали, какую букву нужно вставить? (Подбирали проверочные слова с ударением на пропущенную букву.)
- Определите вид орфограммы в словах: стрела, гнездо, леса, река. (Безударный гласный в корне, который проверяется ударением. Например, травы – трава)
- Вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова. (Ответы детей.)
IV. Физминутка
V. Игра «Знаешь ли ты русский язык?»
Слайды 7-18
- Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ вы получите жетон. А веселые человечки будут помогать нам думать.
Вопрос 1: Какая буква всегда стоит под ударением? (Ё)
Вопрос 2: В каком шарике во всех словах пропущена буква «о»? (Задание выполняют на раздаточных листочках, вписывая буквы)
Слайд 11
Поменялись листочками. Исправляем ошибки зеленой ручкой. Называем проверочные слова. (Правильный ответ: фиолетовый шарик)
- Определите вид орфограммы в этих словах. (Безударный гласный, который проверяется ударением.) Приведите еще примеры подобных слов.
Слайд 12
Вопрос 3: разделите слова на две группы. Слова: река, реки, горы, гора, травы, трава. (Работаем с раздаточными карточками.)
Слайд 13
- Проверяем. Дополнительный вопрос: по какому признаку вы разделили слова на две группы? (Один – много.) Выделите корень, поставьте ударение. - Что вы заметили? (В словах первого столбика ударение падает на гласный в корне, во втором столбике гласный в корне без ударения.)
- Назовите второй признак, по которому можно разделить слова на две группы. (Проверочные и проверяемые слова.) Определите вид орфограммы. Допишите по два слова в каждый столбик на белых листочках.
Слайд 14
Вопрос 4: Назовите птиц, которые живут в словаре.
Слайд 15
- На слайде предложения с картинками. Замените картинки словами.
(Дети работают на раздаточных листочках – вписывают слова.)
Слово не ____________, вылетит - не поймаешь.
На чужой сторонушке рад своей ______________.
(Взаимопроверка зеленой ручкой.)
- Когда так говорят? Как вы понимаете эту пословицу?
- Определите вид орфограммы в этих словах. (Безударный гласный, который не проверяется ударением. Это словарные слова.)
- Назовите других птиц, которые «живут» в словаре. (Сорока, петух)
Проговорим четко по слогам. Запишем.
Слайд 16
Вопрос 5: Назовите 5 букв, обозначающих гласные звуки, написание которых мы проверяем.
В этом вам поможет «ромашка». Вставьте пропущенные буквы.
Слайд 17
Дети выполняют задание на печатных листах.
- Поменяйтесь листочками. Работаем зеленой ручкой.
- А теперь назовите 5 букв, обозначающих гласные звуки, написание которых мы обычно проверяем. ( Это гласные «а», «о», «е», «и», «я».)
- Определите вид орфограммы для данных слов. (Безударный гласный, который проверяется ударением.)
Слайд 18
- Наша игра окончена. Веселые человечки благодарят вас за игру. Подведем итоги, посчитаем жетоны.
VI. Итог урока
- Что интересного было для вас на уроке?
-Повторим правила написания безударных гласных в корне.
- А если проверить гласный в корне нельзя? (Ответы детей.)
VII. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".
.Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". Данная разработка позволит любому учителю начальных классов успешно провести урок руского языка п...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме \'Правописание слов с безударной гласной в корне\'
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне" в соответствии с нормами ФГОС...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе: "Безударные гласные в корне слова"
В данной методическое разработке представлен конспект урока и презентация по теме: "Безударные гласные в корне слова"....

Методическая разработка урока русского языка 3 класс "Написание жи-ши в словах" с использованием современных образовательных технологий.
Задачи:Образовательная: - Формировать умения определять на слух в произношении и написании сочетаний ЖИ и ШИ в словах; Коррекционно-развивающие:- Развивать зрительное и слуховое внимание, м...

Методическая разработка урока русского языка "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных".
Цели:1.отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость;3.воспитывать аккуратность, терпен...
