Конспект урока русского языка в 3 классе «Обобщение знаний о падежах имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ольга Анатольевна Лимонова

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока: закрепление знаний о системе падежей русского языка. Задачи: отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении;  развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий; воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme.docx317.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».  Учитель Лимонова О.А.

Цель урока: закрепление знаний о системе падежей русского языка.

 

Задачи

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении. 

Развивающие -  развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий.

Воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.

Планируемые результаты

Личностные

- осознание значимости отобранного материала;

- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 Метапредметные 

Регулятивные УУД:

- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД:

- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи; 

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

- закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения; 

- выведение алгоритма действий.

Ход урока

I Орг. момент 

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

Запись в тетради: … февраля. Классная работа.  

 Вот и идут последние денёчки зимнего месяца. Февраль – месяц, сотканный из противоречий и противоборства природы. Считается, самый короткий и самый холодный, он и месяц лютый, и солнце на лето поворачивает, и зиму замыкает, и весну строит.  

- Сколько букв в слове февраль? Сколько звуков?

- Назовите гласные звуки, согласные звуки. Сколько слогов в слове? Какие орфограммы встретили в слове?

(На доске записаны слова с пропущенными буквами.)

– Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограмму и проверочное слово (устно).

Л.сица, пе..он, пого.ка, чу.ство, окрес.ность, ша.ка. (Лисица, перрон, погодка, чувство, окрестность, шапка.)

-Что объединяет эти слова? На какие группы можно из разделить? (одушевленные-неодушевленные, по родам) Как изменяются имена существительные? (по числам, по падежам)

–Подчеркните вставленные буквы. Что это за буквы? (Первые буквы в названии падежей.) О чем пойдет речь на уроке? Какую цель мы можем поставить? (повторить и закрепить все, что знаем о падежах)

-Вспомните названия падежей русского языка. (дети получают табличку с именем падежа, который назвали)

III Работа по теме урока

1) (Работа в группах) -Используя материал, который лежит на партах, составьте модель для рассказа о падеже, название которого получили.

2) Составление кластера «ПАДЕЖИ», рассказ по схеме.

                                                      Падежи

И.п.           Р.п.                Д.п.             В.п.                    Т.п.                 П.п.

Кто?       Кого?             Кому?         Кого?                Кем?               О ком?

Что?      Чего ?             Чему?          Что?                  Чем?               О чем?

нет          без, у ,            к, по.      через, по,             над, за               при, о,

предл.     от, до,                             в, во,                под, перед          об, на,

               из, для,                          на, за, под,        с, со, между         на, в, во

                с, возле

Подлежащее         Дополнение, обстоятельство

Физминутка

(Чтобы лучше запомнить падежи, можно использовать жесты показывают и проговаривают хором.)

И.п. – киваем головой (да) ЕСТЬ - КТО? ЧТО?

Р.п – отрицание (нет) НЕТ - КОГО? ЧЕГО?

Д.п. – дам (жест протянутой рукой)КОМУ? ЧЕМУ?

В.п. – вижу (жест капитана, смотрим вправо, влево) КОГО? ЧТО?

Тв.п. – доволен (погладить живот после сытного обеда) КЕМ? ЧЕМ?

П.п.- думаю (жест думаю, рука к голове, изобразить мыслителя) О КОМ? О ЧЕМ?

3) –(…) Делу время, а потехе час. (на экране пословицы)

-Как вы это понимаете? Подберите синонимы к слову ДЕЛО. (работа, труд, занятие)

-Спишите пословицы, определите падеж слова ДЕЛО, вставив перед ним вопрос.

От слова до (…) дела целая верста.

Велик телом, да мал (…) делом.

И умен, и пригож, и в (…) деле гож.

4) Работа в парах сменного состава «Ручеек».

-Вставьте пропущенные предлоги и определите падеж существительного:

ДОЕХАТЬ…ДОМА

ДОПЛЫТЬ…БЕРЕГА

ПОДБЕЖАТЬ…ШКОЛЕ

ПРОЙТИ…ДОРОЖКЕ

ЛЕТЕЛ…ПОЛЕМ

ПЛЫЛ…ВОДОЙ

ДУМАЛ…МАМЕ

МЕЧТАЛ…ПОДАРКЕ

СМОТРЕЛ…МОРЕ

ПОДНЯЛСЯ…ГОРУ

-Кто ошибся? В каких словосочетаниях? Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. Разберите предложение по членам. Выполните разбор по составу слова ДОРОЖКЕ. Для чего нужно знать состав слова? (Для каждой части слова есть свои правила проверки орфограмм) Чтобы грамотно писать безударные окончания имен существительных, нужно хорошо знать падежи. Этому мы будем учиться в 4 классе.

5) Игра «Кто лучше знает падежи?»

-На листочках даны тексты. Определите падеж выделенных существительных и передайте листок по цепочке. Чей ряд справится быстрее и правильнее?

 Растет на поляне ромашка. Есть у неё приятель – мотылёк. Ромашка гордится мотыльком. И он думает о ромашке. Даёт ромашке в подарок нежную паутинку или блестящую росинку.  А ромашка дарит мотыльку капельку сладкого нектара.  Маленький путешественник очень гордится ромашкой.  Нет для ромашки ничего приятнее, чем видеть счастливого мотылька. (проверка по образцу на доске)

-Как определить падеж имени существительного? (НАДО

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное;
  2. Поставить от него нужный вопрос;
  3. По вопросу и предлогу определить падеж;

Если затрудняетесь в определении падежа – поставьте слова-подсказки.)

IV Самостоятельная работа

1вариант

1)Обозначьте падежи имен существительных.

Уважать труд, рад успеху, рисовал карандашом, рос на окошке, выучил таблицу.

2) Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.

Зима (в. п.) …

лед (р. п.) …

роща (т. п.) …

2 вариант

1) Обозначьте падежи имен существительных.

Гулять по аллее, слышу раскаты, залез на вершину, статья о художнике, горжусь сестрой.

2) Поставь данные слова в указанном падеже с предлогом.

Птица (р.п.) …

море (т.п.) …

зима (д.п.) …

V Итог урока

Подошло к концу время урока. Чтобы подвести итог, надо обобщить наши знания. Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка? (В определении падежей имён существительных)

Почему у каждого падежа по два вопроса? (Для одушевленных и неодушевленных имен существительных)

Как называются все падежи кроме Именительного? (Косвенные).

В каком падеже стоит подлежащее? (Им.п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Какая шуточная присказка помогает запомнить название и последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова, Варвара топит печь) ван родил девчонку, велел тащить пеленку)

Какое слово поможет различить винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода? (лиса)

VI Рефлексия

Продолжите фразы:

-сегодня я узнал…

- было трудно…

- я научился…

- было интересно…

VII Домашнее задание: (на выбор) упр.92 или упр.103.

В завершение урока я хочу предложить вам шуточное стихотворение. И желаю, чтобы вы не стали похожими на его героя.

C:\Users\Ольга\Desktop\3 КЛАСС ПАДЕЖИ\hello_html_7fa0dbaa.png

-Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс. "Обобщение знаний о падежах".

Тема урока: обобщение знаний о падежах, 3 класс. программа "Школа России".Цель урока: закрепить знания я о падежах имён существительных;Задачи:Обучающие:·           ...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке....

Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Урок русского языка 4 класс по программе УМК " Школа России" Тема " Именительный и винительный падежи имени существительного"...