Орфограммы
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Глушич Наталья Васильевна

Опоры для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opora_orfogrammy_3_klass.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАТЬ и УМЕТЬ ПРИМЕНЯТЬ! 3 класс

орфограмма

правило

примеры

1.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова .

Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Непроверяемая гласная- запомнить, посмотреть в словарь.

дома-дом

гонять-гонка

Медведь, улица.

2.Гласные И, А, У

после шипящих.

ЖИ-ШИ пиши с буквой -И-

ЧА-ЩА пиши с буквой –А

ЧУ-ЩУ пиши с буквой -У

Жизнь, шина, чаща, чугун, щука.

Исключения: жюри, брошюра, парашют.

3.Буквосочетания:

-ЧН-, -ЧК-, -ЩН-, -СТ-, -ЦН-, -НЧ-, -НЦ-, -РЩ-

Запомни: пишутся без  Ь!

Сочный, сумочка, изящный, листья.

4.Ь после шипящих у существительных муж. и жен. рода.

У существительных ж.р. в И.п., ед.ч.

пишется- Ь мягкий знак,

у сущ. м.р. -НЕТ.

Рожь, тишь, ночь.

Грач, луч, плащ.

5.Непроизносимые согласные в корне  слова.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными (в,д,л,т), нужно подобрать однокоренное слово, в котором все согласные произносятся отчётливо.

Здравствуйте-здравие, сердце-сердечный.

6.Парные согласные звуки в корне  слова.

Надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить  слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.

Внимание: не во всех случаях можно проверить парный согласный. (например, следствие)

Дуб-дубы,

молотьба-молотить.

7.Согласные и гласные буквы в приставках.

Всегда одинаково, независимо от произношения пишутся согласные и гласные в приставках. Запомни приставки!

(Об, от, над, под, пред, в, с, пере, до).

Перешёл, отметил, объявление, съехал.

8.Буквы –З-С- в приставках.

В приставках, оканчивающихся на З(С), перед гласными и звонкими согласными пишется  З, а перед глухими- С в соответствии с произношением.

Разбежаться, расписаться.

9.Правописание НЕ с глаголами.

Частица НЕ пишется раздельно.

НЕ-пишется слитно только с теми глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Не шуметь, не читал.

Ненавидеть, нездоровится.

Правописание НЕ с наречиями.

10.Правописание безударных окончаний имён существительных.

Необходимо определить склонение имени существительного, подставить вспомогательное слово с ударным окончанием:

1 склонение- сестра, земля.

2 склонение-слон, конь.

3 склонение- степь.

В избушке (в земле).

О брате (о слоне).

На площади ( на степи).

11.Правописание окончаний прилагательных.

Необходимо задать вопрос от существительного к имени прилагательному. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать у прилагательных.

Великим (каким?), голубое  (какое?)

12.Раздельное написание существительных и местоимений с предлогами.

Предлоги с существительными и местоимениями пишутся раздельно! Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или слово (перед глаголами нет предлогов); между предлогом и местоимением можно поставить вопрос.

В (каком?) лесу, в (тёмном) лесу; со мной (с кем?). к ней (к кому?)

13.Буквы Ъ и Ь разделительные.

В корне слова,  перед гласными е, ё, ю, я, и пишется разделительный мягкий знак.

После приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный твёрдый знак.

Вьюга, льёт.

Подъезд, объявление.

14.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Мягкий знак пишется на конце слов и в середине слов между согласными.

Тетрадь, мальчик.

15. Соединительные гласные О-Е в сложных словах.

Сложные слова образуются путём сложения:

-слов,

-основ с помощью соединительных гласных

 О и Е (иногда И),

- начальных букв слов.

Школа-интернат, ракета-носитель, диван-кровать. ЛесОстепь, пешЕход. ВУЗ (высшее учебное заведение).

16.Правописание

 букв Е-И в суффиксах –ИК ,  -ЕК

Чтобы правильно писать слова с суффиксами –ИК и –ЕК нужно изменить слово. Если при изменении слова гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.

Если при изменении слова гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е. (горошек-горошка, дружочек-дружочка)

садик-садики

ключик-ключики

горошек-горошка

дружочек-дружочка

19.Родственные (однокоренные слова).

Признаки однокоренных слов:

1) близки по смыслу

2) имеют общую часть (корень).

Разные формы слова: стол, столы, стола, к столу, столом, у стола и т.д.

Однокоренные слова: стол, столик, столовая.

Лес, лесок, лесничий.

20.Корень

Общая часть родственных слов, в котором заключено их основное значение. Неизменяемая часть слова.

Дом, домик, домашний.

21.Приставка

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. Приставка служит для образования новых слов.

Отходить, подходить, переходить,уходить.

22.Суффикс

Часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Зайчик, избушка, коровка.

23.Окончание

Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. Чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

Дороги, перешли, весёлый.

24.Основа

Часть слова без окончания.

В основу входит: приставка, корень, суффикс- перегородка

25.Предложение

Слово или несколько слов связанных между собой по смыслу. Выражает законченную мысль. В каждом предложении есть грамматическая основа, которая обычно состоит из подлежащего и сказуемого.

Может состоять и из одного главного члена-подлежащего или сказуемого.

Заря.

Синеет край востока.

Светает.

26.Главные члены предложения

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? (существительное, местоимение).

Сказуемое обозначает, что в предложении говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделал? и другие. (глагол)

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Кот сидит на крыше.

Кот сидит на крыше.

Кот сидит на крыше.

27.Второстепенные члены предложения.

Второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения.

Определение-обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение-обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого?(чего?), кому?(чему?) и т.д.

Обстоятельство-обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы косвенных падежей и

смысловые : где? когда?  и другие.

Над рекой опустился густой туман.

Определение- (какой?) густой.

Обстоятельство- (над чем? где?) над рекой.

28.Распространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов.

Дети гуляли во дворе.

29.Нераспространённые предложения

Предложения, которые состоят только из главных членов.

Дети гуляли.

30.Однородные члены предложения

Отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.

Между однородными членами ставится запятая. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзами  И, ДА, ИЛИ.

Гуси, утки летят в тёплые края.

Дети пишут и читают.

31.Части речи.

Имя существительное- самостоятельная часть речи. Обозначает предмет, отвечает на вопрос: кто? или что?

Начальная форма: И.п., ед.ч.

Имя прилагательное- самостоятельная часть речи. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? чей? и др.

Начальная форма: какой? чей?

Глагол- самостоятельная часть речи. Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие.

Начальная форма: что делать? что сделать?

Наречие-самостоятельная часть речи. Обозначает признак действия, признак признака. Отвечает на вопросы: как? Когда? Где? Каким образом? И др.

Местоимение- самостоятельная часть слова, которая указывает на лицо,  предмет, событие, признак и тому подобное, но не называет их.

Имя числительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? Который? Какой?

Предлог- служебная часть речи, которая служит для связи отдельных слов в словосочетаниях и предложениях. Употребляется с существительными и местоимениями.

Союз- служебная часть речи, которая связывает слова в предложении,

предложения.

Доска, печь, собака.

Голубое, красная, весёлый.

Пишет, сказала, мечтаешь.

Много, по-новому,жгуче, зимой.

К нему, её, от нас, ты, они.

Тридцать, тринадцатый, пять.

В, под, над, перед, с, за, около, из-за…

И, а, но, что, если, когда…

выросли и улетели

32.Имя существительное.

Одушевлённые –отвечают на вопрос КТО?

Неодушевлённые – отвечают на вопрос ЧТО?

Собственное- пишется с большой буквы.

Нарицательное-пишется с маленькой буквы.

Изменяется по числам:

единственное число (море, дом, тетрадь), множественное число (моря, дома, тетради).

Изменяется по падежам.

Бывает: женский род-она, моя;

 мужской род-он, мой;

 средний род-оно, моё.

1 склонение- существительные женского и мужского рода с окончаниями –А, -Я в именительном падеже.

2 склонение- существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями –О, -Е в именительном падеже.

3 склонение- существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в именительном падеже.

кошка

парта

Таня, Оха, Петрович, Волга.

Девочка, город, отчество.

Море, дом, тетрадь.

Моря, дома, тетради.

Сестра, река.

Пенал,стол.

Село, пальто.

ДядЯ, сестрА, землЯ.

Слон, конь, село, море.

Молодёжь, площадь.

33.Имя прилагательное.

Связано с именем существительным. Чтобы определить число, род и падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится. Какого числа и рода существительное, такого и прилагательное.

Маленькая (ед.ч., ж.р.) девочка (ед.ч., ж.р.).

Запомни: во множественном числе у прилагательных род не определяется!

Маленькая (ед.ч., ж.р.) девочка (ед.ч., ж.р.).

34.Глагол.

Изменяется по числам: пишет (ед.ч.),

пишут (мн.ч.).

Изменяется по временам:

Настоящее время: что делает? что делают? что делаю?)

Прошедшее время: что делал? (м.р),что делала? (ж.р)что делало? (с.р.) что делали? (мн.ч.)

Будущее время: что сделает? что будет делать?

Изменяется по падежам:

Именительный (есть)- кто? что?

Родительный (нет)-кого? чего? (где? куда? откуда?) Предлоги: от, до, из, без, у, для, около, подле, возле.

Дательный (дать)- кому? чему? (где? куда?) Предлоги: к, по.

Винительный (вижу)- кого? что? (где? куда?) Предлоги: в, на, за, про, через.

Творительный (доволен)- кем? чем? (где? куда?) Предлоги: под, над, за, с, перед, между.

Предложный (говорить)-о ком? о чём? (где?) Предлоги: в, на, о, об, при.

Пишу, читает.

Писал, читали.

Напишет, будет читать.

Наречие

Неизменяемая часть речи, не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается.

Если наречие присоединяется к глаголу, то обозначает признак действия, если к прилагательному-признак признака.

По значению делятся на группы:

1)наречия образа действия-

как? каким образом?

2)наречия меры степени –

в какой степени? насколько?

3)наречия места- где? куда? откуда?

4)наречия времени-  когда? как долго?

5)наречия причины- почему? отчего?

6)наречия цели- зачем? для чего?

В предложении является обстоятельством.

громко, дружески

очень, чесчур, совсем

далеко, справа,назад

давно,сегодня, весной,сгоряча,сослепу

назло, нарочно

Береги честь смолоду.

Местоимение

1-ое лицо-я, мы. 2-ое лицо- ты, вы.

3-е лицо-он, она, оно, они.

Имя числительное

35.Виды предложений по цели высказывания.

Повествовательное (сообщить о чём-либо),

вопросительное (спросить о чём-либо),

побудительное (побудить к чему-либо).

Сейчас рано темнеет.(повест.)

Почему ты опоздал? (вопрос.)

 Говори громче! (побудит.)

36.Виды предложений по эмоциональной окраске.

Невосклицательное,

восклицательное.

Сейчас рано темнеет. (невоскл.)

Говори громче! (воскл.)

37.Виды предложений по числу грамматических основ.

Простое (одна основа), 

сложное (две и более основы)

Снег выпал только в январе. (прост.)

Блеснула молния, и загремел гром. (слож.)

38.Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.

Нераспространённое (только главные члены),

распространённое ( есть главные и второстепенные члены).

Наступила осень. (нераспр.)

Наступила золотая осень. (распр.)

39.Второстепенные члены предложения.

Определение-обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Дополнение-обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого?(чего?), кому?(чему?) и т.д.

Обстоятельство-обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? Когда? Почему? И др.

Над рекой опустился густой туман.

Подлежащее-туман.

Сказуемое-опустился.

Определение-густой.

Обстоятельство- над рекой.

 40.Запятая  при однородных членах предложения.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.

Запятая не ставится, если союз И употребляется при однородных членах один раз.

Ученики читали, писали, считали.

Ученики читали и писали.

Я помню и лес, и полянку, и песни у костра.

41.Речь

Речь состоит из предложений.

Формы речи: устная и письменная.

Речь бывает: монологической (монолог), диалогической (диалог).

Стили речи- разговорный, художественный, научный, деловой.

Типы речи- повествование, описание, рассуждение.

42. Текст.

Это сочетание предложений , связанных по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Урок русского языка в 3-м  классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить  определять тип орфограмм,  р...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д...

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....