Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Заусаева Светлана Анатольевна

Урок русского языка  в  3  классе  по  теме  "Морфологический  разбор имени существительного". УМК "Школа России". В уроке использована мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся познакомятся в новым видом урока, потренируются в самом разборе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx124.81 КБ
Файл russkiy_yazyk_3_klass.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

Русский язык,  3 класс

УМК  «Школа России»

Заусаева Светлана Анатольевна

Тема  урока: Морфологический разбор имени существительного.

Цель урока: познакомиться с порядком разбора имени существительного  как  части  речи; научиться выполнять  морфологический  разбор  имени  существительного.

Задачи:                                                                                                                                       

Обучающая: ознакомление с новым видом разбора (морфологическим);                          Развивающая: развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи;                                Воспитательная: воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности

Развитие УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, развивать навыки общения  в  группе,  паре;

Познавательные УУД: - организация работы по  обобщению  информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебники, рабочие тетради.

Место в учебном плане: 28-ой (предпоследний) урок большого раздела: «Имя существительное». Урок способствует закреплению знаний об имени существительном, знакомит с новым видом разбора – морфологическим.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: учебник «Русский язык», 3 класс, авторский состав: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2018 год, М., Просвещение.

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация.

Все готовы? Всё в порядке? 
Начинаем наш урок. 
Ручки, книжки и тетрадки 
Положи на уголок. 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Каждый хочет получать 
Только лишь оценку «5».

- Для чего мы изучаем предмет «Русский  язык»?

2.Минутка чистописания.

Образец дан в тетради и на интерактивной доске.

-На  что надо  обращать внимание? (высота букв, правильность написания, аккуратность)

-Оцените свою работу: нарисуйте на полях лесенку из 3-ёх ступенек, раскрасьте – 1-ю ступеньку, если буквы одинаковой высоты, 2-ю – если буквы написаны правильно. 3-ю – работа выполнена аккуратно.

-Как оценили свою работу? (опросить 3-4 человек).

3.Словарный  диктант.

- Я демонстрирую картинки на слайде, вы – записываете  слова, подчёркиваете  орфограммы.

Слова (картинки): капуста,  картофель,  компьютер,  лестница,  помидор,  трактор.

Самопроверка: слова появляются на экране.

-Оцените  работу словами:  

ошибок  нет – отлично, 1 ошибка – хорошо, 2-3 ошибки – удовлетворительно.

-В каких словах допущены ошибки? (опросить 2-3 человек).

4. Повторение об имени  существительном.

-Что объединяет эти слова?

-Много  ли  вы  знаете  об  этой  части  речи?

-Сейчас мы это проверим.

Игра  «Права  ли  я?»

- Я  называю  высказывание,  а  вы  должны  определить,  права  ли  я.

-Имя  существительное – часть  слова.

-Имя существительное  отвечает  на  вопросы  кто? что?

-Имя существительное  обозначает  признак  предмета.

-Имена существительные  бывают  одушевлённые  и  неодушевлённые.

-Имена существительные  бывают  собственные  и  несобственные.

- Имена существительные  бывают  мужского  и  женского  рода.

- Имена существительные  изменяются  по  числам.

- Имена существительные  изменяются  по  падежам.

-В русском  языке  4  падежа.

-Имя  существительное  можно  разобрать  по  составу.

-Имя  существительное  можно  разобрать  по  звукам  и  буквам (фонетический разбор).

-Имя  существительное  можно  разобрать  как  часть  речи.

-Почему последнее высказывание вызвало у вас затруднение?

5.Тема  урока:  Разбор  имени  существительного  как  части  речи (морфологический  разбор)

-Сформулируйте  цель  урока (научиться  выполнять  морфологический  разбор  имени  существительного)

- Я составляла  план  нашего  урока,  вот  что  у  меня  получилось:

 

 

 

-Как  вы  считаете,  я  правильно  составила  план  действий   на  урок?

Исправляю:

Тема,  цель урока  и  план  записаны  на  доске  (таблички).

6.Работа  в  группах. Составление памяток «Разбор  имени  существительного».

-Где  можно найти  материал  по   теме  урока? ( в учебнике)

-Вы  будете  работать  в  группах.  

Задание  группам:

  • Изучить  материал  учебника  с.144;
  • Обсудить,  в  каком  порядке  необходимо  выполнять  морфологический  разбор  существительного;
  • Составить  памятку  «Разбор  имени  существительного  как части  речи».

-Для  составления  памятки  вам  выданы  листы  и  таблички. Таблички  необходимо  наклеить  на  чистый  лист  так,  чтобы  получилась  памятка «Разбор имени существительного как части речи».

Таблички: часть  речи,  вопрос,  начальная  форма,  одушевлённое  или  неодушевлённое,  собственное  или  нарицательное,  род,  падеж,  число,  роль  в  предложении.

Таблички с постоянными и непостоянными признаками существительного разного цвета.

-На  обсуждение  даётся  7  минут,  назначьте  того,  кто  будет  следить  за  временем.

7.Проверка  по  слайду.

-Оцените  свою  работу  в  группе :

  • работал  активно,  
  • только  слушал,  
  • не  принимал  участия  в работе  группы.

8.Физминутка.

9.Подведение  первых  итогов.

-Что  уже  удалось  выполнить  из  запланированного? (обращаюсь к плану урока).

-Что  ещё  предстоит?

10.Работа  по  теме  урока. Разбор  имени  существительного как  части  речи.

-Сейчас  мы  с  вами  будем  выполнять морфологический  разбор  имени  существительного.  Для   этого  воспользуемся  упражнением  учебника  106.

-Помогать  выполнять  разбор  нам  будет  памятка,  составленная  вами. У  кого-то  она  уже есть на  парте  перед глазами,  остальным – выдаю готовую памятку, также  можно  пользоваться  памяткой  на  слайде.

-Образец  разбора для начала  я дам  на  доске,  вы  будете мне помогать,  далее – будете  работать  самостоятельно. Если  не уверены  в  своих  силах – будете  прислушиваться  к  объяснениям  на  доске.

-Итак, для образца  я выбрала из 1-го предложения существительное обезьяна. Разберём его вместе, без записи в тетради. Не забываем пользоваться памяткой.

Обезьяна – сущ., кто? Н.ф. - обезьяна, одуш., нариц., ж.р., в И.п., в ед.ч. Подлежащее.

Признаки существительного по мере обсуждения открываются на слайде. Обратить внимание на постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

-Если всё понятно – можно продолжать разбор существительных самостоятельно. Если пока трудно – прислушивайтесь к объяснениям товарища на доске. Из каждого предложения берите по одному существительному на выбор. Лучше брать существительные, которые не являются в предложении подлежащим, чтобы потренироваться в определении падежей.

Работа учащихся. 1-2 ученика работают на доске (сначала сильный, потом слабый).

11. Подведение итогов работы.

-Что нового для себя узнали?

-Оцените свою работу, подняв сигнальный кружок нужного цвета:

Зелёный – разобрался в теме урока, могу объяснить другим;

Синий – разобрался, но нужно ещё повторить;

Красный – ничего не понял.

12.Оценивание учащихся учителем.

13.Домашнее задание: упр. 107 с.59.

Упражнение открыть на слайде, пояснить задания. Выполнить разбор одного из предложенных имён существительных (на выбор).

14.Спасибо всем за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс

Слайд 2

Минутка чистописания Оцените себя: -высота букв; -правильность написания; -аккуратность.

Слайд 3

Словарный диктант

Слайд 4

Проверь себя: К о мп ь ютер, к а пуста, к а ртоф е ль, тракт о р, лес т ница, п о мид о р.

Слайд 5

Работа в группах Изучить материал учебника с.144 Обсудить, в каком порядке нужно выполнять разбор имени существительного Составить памятку «Разбор имени существительного как части речи».

Слайд 6

Разбор имени существительного как части речи Часть речи, вопрос, начальная форма, одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, падеж, число, роль в предложении.

Слайд 7

Образец разбора: Обезьяна - сущ., кто? Н.ф. – обезьяна, одуш ., нариц ., ж.р., в И.п., в ед.ч., подлеж .

Слайд 8

Подведём итоги: Что нового узнали? Чему научились?

Слайд 9

Оцените себя: Разобрался в теме урока, могу объяснить другим – Разобрался в теме урока, но необходимо ещё повторить – Ничего не понял -

Слайд 10

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепи...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...

Обобщение об имени существительном. Разбор имени существительного по составу.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" "Обобщение знаний обимени существительном.Разбор имени  существительного по составу."...