Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Морфологический разбор имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Заусаева Светлана Анатольевна

Урок русского языка  в  3  классе  по  теме  "Морфологический  разбор имени существительного". УМК "Школа России". В уроке использована мультимедийная презентация. В ходе урока учащиеся познакомятся в новым видом урока, потренируются в самом разборе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx124.81 КБ
Файл russkiy_yazyk_3_klass.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

Русский язык,  3 класс

УМК  «Школа России»

Заусаева Светлана Анатольевна

Тема  урока: Морфологический разбор имени существительного.

Цель урока: познакомиться с порядком разбора имени существительного  как  части  речи; научиться выполнять  морфологический  разбор  имени  существительного.

Задачи:                                                                                                                                       

Обучающая: ознакомление с новым видом разбора (морфологическим);                          Развивающая: развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи;                                Воспитательная: воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности

Развитие УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, развивать навыки общения  в  группе,  паре;

Познавательные УУД: - организация работы по  обобщению  информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебники, рабочие тетради.

Место в учебном плане: 28-ой (предпоследний) урок большого раздела: «Имя существительное». Урок способствует закреплению знаний об имени существительном, знакомит с новым видом разбора – морфологическим.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: учебник «Русский язык», 3 класс, авторский состав: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2018 год, М., Просвещение.

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация.

Все готовы? Всё в порядке? 
Начинаем наш урок. 
Ручки, книжки и тетрадки 
Положи на уголок. 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Каждый хочет получать 
Только лишь оценку «5».

- Для чего мы изучаем предмет «Русский  язык»?

2.Минутка чистописания.

Образец дан в тетради и на интерактивной доске.

-На  что надо  обращать внимание? (высота букв, правильность написания, аккуратность)

-Оцените свою работу: нарисуйте на полях лесенку из 3-ёх ступенек, раскрасьте – 1-ю ступеньку, если буквы одинаковой высоты, 2-ю – если буквы написаны правильно. 3-ю – работа выполнена аккуратно.

-Как оценили свою работу? (опросить 3-4 человек).

3.Словарный  диктант.

- Я демонстрирую картинки на слайде, вы – записываете  слова, подчёркиваете  орфограммы.

Слова (картинки): капуста,  картофель,  компьютер,  лестница,  помидор,  трактор.

Самопроверка: слова появляются на экране.

-Оцените  работу словами:  

ошибок  нет – отлично, 1 ошибка – хорошо, 2-3 ошибки – удовлетворительно.

-В каких словах допущены ошибки? (опросить 2-3 человек).

4. Повторение об имени  существительном.

-Что объединяет эти слова?

-Много  ли  вы  знаете  об  этой  части  речи?

-Сейчас мы это проверим.

Игра  «Права  ли  я?»

- Я  называю  высказывание,  а  вы  должны  определить,  права  ли  я.

-Имя  существительное – часть  слова.

-Имя существительное  отвечает  на  вопросы  кто? что?

-Имя существительное  обозначает  признак  предмета.

-Имена существительные  бывают  одушевлённые  и  неодушевлённые.

-Имена существительные  бывают  собственные  и  несобственные.

- Имена существительные  бывают  мужского  и  женского  рода.

- Имена существительные  изменяются  по  числам.

- Имена существительные  изменяются  по  падежам.

-В русском  языке  4  падежа.

-Имя  существительное  можно  разобрать  по  составу.

-Имя  существительное  можно  разобрать  по  звукам  и  буквам (фонетический разбор).

-Имя  существительное  можно  разобрать  как  часть  речи.

-Почему последнее высказывание вызвало у вас затруднение?

5.Тема  урока:  Разбор  имени  существительного  как  части  речи (морфологический  разбор)

-Сформулируйте  цель  урока (научиться  выполнять  морфологический  разбор  имени  существительного)

- Я составляла  план  нашего  урока,  вот  что  у  меня  получилось:

 

 

 

-Как  вы  считаете,  я  правильно  составила  план  действий   на  урок?

Исправляю:

Тема,  цель урока  и  план  записаны  на  доске  (таблички).

6.Работа  в  группах. Составление памяток «Разбор  имени  существительного».

-Где  можно найти  материал  по   теме  урока? ( в учебнике)

-Вы  будете  работать  в  группах.  

Задание  группам:

  • Изучить  материал  учебника  с.144;
  • Обсудить,  в  каком  порядке  необходимо  выполнять  морфологический  разбор  существительного;
  • Составить  памятку  «Разбор  имени  существительного  как части  речи».

-Для  составления  памятки  вам  выданы  листы  и  таблички. Таблички  необходимо  наклеить  на  чистый  лист  так,  чтобы  получилась  памятка «Разбор имени существительного как части речи».

Таблички: часть  речи,  вопрос,  начальная  форма,  одушевлённое  или  неодушевлённое,  собственное  или  нарицательное,  род,  падеж,  число,  роль  в  предложении.

Таблички с постоянными и непостоянными признаками существительного разного цвета.

-На  обсуждение  даётся  7  минут,  назначьте  того,  кто  будет  следить  за  временем.

7.Проверка  по  слайду.

-Оцените  свою  работу  в  группе :

  • работал  активно,  
  • только  слушал,  
  • не  принимал  участия  в работе  группы.

8.Физминутка.

9.Подведение  первых  итогов.

-Что  уже  удалось  выполнить  из  запланированного? (обращаюсь к плану урока).

-Что  ещё  предстоит?

10.Работа  по  теме  урока. Разбор  имени  существительного как  части  речи.

-Сейчас  мы  с  вами  будем  выполнять морфологический  разбор  имени  существительного.  Для   этого  воспользуемся  упражнением  учебника  106.

-Помогать  выполнять  разбор  нам  будет  памятка,  составленная  вами. У  кого-то  она  уже есть на  парте  перед глазами,  остальным – выдаю готовую памятку, также  можно  пользоваться  памяткой  на  слайде.

-Образец  разбора для начала  я дам  на  доске,  вы  будете мне помогать,  далее – будете  работать  самостоятельно. Если  не уверены  в  своих  силах – будете  прислушиваться  к  объяснениям  на  доске.

-Итак, для образца  я выбрала из 1-го предложения существительное обезьяна. Разберём его вместе, без записи в тетради. Не забываем пользоваться памяткой.

Обезьяна – сущ., кто? Н.ф. - обезьяна, одуш., нариц., ж.р., в И.п., в ед.ч. Подлежащее.

Признаки существительного по мере обсуждения открываются на слайде. Обратить внимание на постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

-Если всё понятно – можно продолжать разбор существительных самостоятельно. Если пока трудно – прислушивайтесь к объяснениям товарища на доске. Из каждого предложения берите по одному существительному на выбор. Лучше брать существительные, которые не являются в предложении подлежащим, чтобы потренироваться в определении падежей.

Работа учащихся. 1-2 ученика работают на доске (сначала сильный, потом слабый).

11. Подведение итогов работы.

-Что нового для себя узнали?

-Оцените свою работу, подняв сигнальный кружок нужного цвета:

Зелёный – разобрался в теме урока, могу объяснить другим;

Синий – разобрался, но нужно ещё повторить;

Красный – ничего не понял.

12.Оценивание учащихся учителем.

13.Домашнее задание: упр. 107 с.59.

Упражнение открыть на слайде, пояснить задания. Выполнить разбор одного из предложенных имён существительных (на выбор).

14.Спасибо всем за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс

Слайд 2

Минутка чистописания Оцените себя: -высота букв; -правильность написания; -аккуратность.

Слайд 3

Словарный диктант

Слайд 4

Проверь себя: К о мп ь ютер, к а пуста, к а ртоф е ль, тракт о р, лес т ница, п о мид о р.

Слайд 5

Работа в группах Изучить материал учебника с.144 Обсудить, в каком порядке нужно выполнять разбор имени существительного Составить памятку «Разбор имени существительного как части речи».

Слайд 6

Разбор имени существительного как части речи Часть речи, вопрос, начальная форма, одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, падеж, число, роль в предложении.

Слайд 7

Образец разбора: Обезьяна - сущ., кто? Н.ф. – обезьяна, одуш ., нариц ., ж.р., в И.п., в ед.ч., подлеж .

Слайд 8

Подведём итоги: Что нового узнали? Чему научились?

Слайд 9

Оцените себя: Разобрался в теме урока, могу объяснить другим – Разобрался в теме урока, но необходимо ещё повторить – Ничего не понял -

Слайд 10

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепи...

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...

Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."

Открытый  урок " Три  склонения  имен  существительных. Дополнение  памятки  морфологического  разбора  имен  существительных"...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...