Урок русского языка.Тема : «Алфавит», 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Зайкова Татьяна Игоревна

Урок русского языка.Тема :  «Алфавит», 1 класс.

Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом  для упорядочивания слов и поиска нужной информации

Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.

Цели урока: обеспечить условия  для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по теме «Алфавит» с использованием  технологии проблемного обучения

Урок русского языка  1 класс

Тема «Алфавит»

Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом  для упорядочивания слов и поиска нужной информации

Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.

Цели урока: обеспечить условия  для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.

Воспитательные:

  • воспитание любознательности при получении знаний;
  • формирование интереса к изучению родного языка;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
  • развивать устную речь учащихся.

Время реализации занятия – 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда – Microsoft XP, редактор – Power Point.
  2. Вид медиапродукта – наглядная презентация 19 слайдов (переход по щелчку мыши)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки со  словами.

 

План урока

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время реализации

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Восприятие

  2 минуты

Актуализация, ситуация успеха.

Проверка знаний учащихся, полученных ранее

Фронтальная работа, самостоятельная работа

6 минут

Создание проблемной ситуации

Создать ситуацию затруднения при выполнении  знакомого задания

Фронтальная работа, самостоятельная работа

3 минуты

Осознание противоречия

Выдвижение гипотез

1 минута

Постановка учебной проблемы и цели.

Помощь обучающимся в формулировании проблемы и цели

Формулирование проблемы и цели под руководством учителя

2 минуты

Физминутка

2 минуты

Решение учебной проблемы

Разъяснение и помощь по просьбе учащихся, подводящий диалог

Самостоятельная и фронтальная работа (поиск решения выхода из проблемной ситуации).

15 минут

Проверка верности выдвинутых гипотез.

Самостоятельная и фронтальная работа

7 минут

Моделирование

Моделирование нового правила в виде модели.

Предложения по созданию модели

2 минуты

Практическое задание.

Закрепление и обобщение знаний

Обобщение материала

Осознание и обобщение новых знаний (учащиеся проверяют свои предположения  с теоретическим материалом учебника).

2 минуты

Рефлексия

Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.

3 минуты

Этапы

Содержательный материал

Записи на доске

  1. Оргмомент

Упражнения по кинезиологии

  1. Актуализация знаний, ситуация успеха.

Практическое задание. 

Gосмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова.

Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке

козайчихаграчиж  (коза, зайчиха, грач, чиж)

Грач, зайчиха, коза, чиж

Учитель:

- Были ли у вас затруднения при выполнении задания?

 - Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок?

 - Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке.

Ученики:

- Нет.

 - Хорошо знаем алфавит.

  1. Создание проблемной ситуации

Практическое задание.

 Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом)

 Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

Вкус у ягоды хорош.

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван…

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

 - Напишите слова в алфавитном порядке.

(После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах)

- Обсудите результаты работы в группах.

морковь

капуста

ежевика

горох

малина

Учитель:

- Смогли ли вы справиться с заданием?

- Есть ли какие-нибудь затруднения?

Ученики:

-Да.

  1. Осознание противоречия

- Что вас удивило?

-В чем возникли затруднения?

-Чем это задание похоже на предыдущее?

- Какие знания применили для решения этого задания?

- Можно ли считать, что задание выполнено?

- Что является причиной затруднения?  

В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли. 

Не знаем, какое слово писать сначала.

-В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке.

-Знание алфавита.

-Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они.

-Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке.

1гипотеза. Горох, ежевика, капуста, морковь, малина.

2 гипотеза. Горох, ежевика, капуста, малина, морковь.

  1. Постановка учебной проблемы и цели.

-С какой проблемой столкнулись?

- Что нам известно для решения задачи?

- Что неизвестно?

- Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву.

-.Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву.

 - Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву.

- Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву.

- Продолжаем тему «Алфавит».

  1. Физминутка

  1. Решение учебной проблемы

- Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту.

- Достаточно ли этого условия для решения этого задания

- Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий?

- Как проверить первую гипотезу?

-Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше?

- Как проверить вторую гипотезу?

-Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше?

- Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет?

-Смотрим на первую букву.

-Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву.

-Может быть, но мы его не знаем.

-Да, все слова расположили в алфавитном порядке.

-Да, все слова расположили в алфавитном порядке.

-Нам  может подсказать учебник.

  1. Проверка верности выдвинутых гипотез.

- Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется?

- Для чего нужен орфографический словарь?

- Как составляют словари?

 - Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь?

- Какую букву в словаре будем искать?

- Какое слово написано раньше?

- Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему?

- Итак, сформулируйте секрет словаря.

- Итак, что нового узнали?

-Орфографический словарь.

-Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова.

-В словарях все слова пишут  в алфавитном порядке.

-Какое слово будем писать первым: морковь или малина.

-Букву М

-Слово малина.

-Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре.

-Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на  вторые  буквы этих слов.

- Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву.

  1. Моделирование

  1. Практическое задание.

- Как новое правило мы можем зафиксировать в модели?

Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое  в словаре должно быть первым.

вода   весна

лето   луг

змея   зимушка

- Какие слова выписали? Назовите  одним словом.

- Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке.

в у м р а е й  

р в о б й о е  

д в м ь д е е    

ф а л а т и в    

( 1,2_ _ _ _ и 1,2_)

весна

лето

зимушка

муравей

воробей  

медведь

алфавит

Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей.

  1. Рефлексия

Приложение

1. О букве.

- Зачем нужны буквы?

- Как раньше обходились без букв?

Сначала не было ни знаков, ни рисунков. Сохранилось даже предание о «живом» письме, которое послали скифы персидскому царю Дарию.

Потом что только ни придумывали: завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

2. Вот так Б. Заходер предлагает заучивать алфавит.

АБВГДЕЖ – прикатили на еже.

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.

ПРСТУФХ – оседлали петуха.

ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья.

- Что заметили? (нет букв ь  и  ъ)

- Чем особенны эти буквы?

3. - Как по другому называется алфавит?

    - Почему два названия?

    Азбука -  русское слово, алфавит – греческое.

    - Кто создал азбуку?

Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица (наглядный материал – изображение Глаголицы и Кириллицы)

    - Как вы думаете, какая возникла раньше? Почему? Какие буквы по форме в глаголице? Какие буквы по форме в кириллице?

Кириллица названа по имени одного из братьев – Кирилла.

    - Сколько букв в нашем алфавите? Сколько букв в Кириллице? Обратите внимание на первые буквы. Теперь вам должно быть понятно, почему так названа азбука.

Используемая литература:

  1. Ресурсы Интернета, Гимнастика для глаз http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html;
  2. Ресурсы Интернета, иллюстрации овощей http://www.x-top.org/prikol/label/3601/;
  3. http://golovinatatyana.ucoz.ru/index/russkij_jazyk/0-26
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии, Москва, Просвещение, 1991;
  5. Бакулина Г.А., Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва, «Владос», 2001;
  6. Лайло В.В., Развитие памяти и повышение грамотности, Москва, «Дрофа», 2001;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Урок русского языка Тема "Приставка" 2 класс

Данная презентация может использоваться при изучении темы "Приставка" во втором классе на первом уроке. В игровой форме дети знакомятся с новой частью слова ....