Урок русского языка . 2 класс. "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гергедава Светлана Алексеевна

Урок русского языка . 2 класс. "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

2 класс

Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Тип урока: учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Цели:

1. Образовательная: способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение

3.Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

4.Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • умение высказывать личные суждения
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
  • выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре.

Предметные:

  • первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
  • распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные ;
  • находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного лексическое значение.

Оборудование: компьютер, проектор, снежинки для гостей, шкала для самооценки, смайлики (солнышко, снежинка, тучка), карточки.

Ход урока:

  1. Мотивация (3 мин)

Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь, улыбнитесь. Давайте поздороваемся.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

(Всем гостям дети раздают снежинки. На них надпись: «Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке, просим Вас помочь нам в его проведении и оценить нашу работу».)

- А теперь наши гости хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами.

2. Актуализация знаний, умений (5 мин)

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Запишем: дату, классная работа

Минутка чистописания.

Зябко зайчику зимой

По земле поземка,

Заскользил по льду косой от лисы и волка.

-Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?

- Давайте запишем красиво:

зм зв за зи зя зы

зима, зимний, зимовать…

- Какие задания с этими словами вы могли бы предложить одноклассникам.

(Определить части речи; объяснить лексическое значение слов; выделить корень; подчеркнуть орфограммы.)

- Продолжите ряд слов своими однокоренными словами. (зимушка, зимовье). Объясните лексическое значение этих слов. Зимовье - место

Вы, наверное, уже догадались, какому времени года мы посвятим наш урок?

-А чего нам больше всего не хватает зимой? (Солнца)

- Правильно, поэтому за самые лучшие ответы вы сегодня будете получать «солнышко». Посмотрите на нашу шкалу для самооценки и запомните условные знаки:hello_html_m277c761f.png

Все правильно! Молодец!

hello_html_46c5b2e5.jpg

1-2 ошибки. Хорошо.

hello_html_1bf7f440.png

Повтори пройденный материал и все получится.

3.Анализ изученного содержания (7 мин)

Словарная работа

Давайте вспомним и запишем словарные слова на тему «Зима»:

- Какие явления погоды можно наблюдать зимой? (мороз, метель)

- Каких птиц можно увидеть сейчас в наших краях? (воробей, сорока)

- Каких животных можно увидеть в лесу зимой? (заяц, лисица)

- Запишите по порядку зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

Самопроверка по слайду. Оцените свою работу.

- Что общего у всех этих слов? (Это имена существительные)

- На какие две группы можно их разделить? (Одушевленные и неодушевленные)

- Назовите одушевленные имена существительные. (Воробей, сорока, заяц, лисица)

- Назовите неодушевленные имена существительные. (Мороз, метель)

Целеполагание

- Определите основную тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

Повторим …

Узнаем …

Научимся …

Подготовка к усвоению материала

-Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал об этой части речи: работа в парах:

Игра «Продолжите фразу».

  • Имя существительное обозначает …
  • Имена существительные отвечают на вопросы … и …
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

(4 ученика из разных пар читают по 1 предложению, остальные проверяют.

Осуществляют самооценку. Работы своей пары и своё участие в работе пары.)

Физминутка (1 мин)

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы(руки на пояс, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос (дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся)

Заметает все кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками).

4. Выделение главного в изученном (5 мин)

Игра «Поможем лосям спуститься на землю»

Группировка существительных по признаку одушевлённости.

- Оцените работу товарища.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Если нет ошибок, то пусть загорится солнышко, если 1 -2 ошибки, то покажите снежинку, а если больше ошибок, не расстраивайтесь, скоро загорится солнышко. (По одному человеку выходят к доске и распределяют слова в две группы – «Одушевлённые» и «Неодушевлённые». Остальные записывают слова в тетрадях в два столбика.)

- Сделайте вывод, что же надо делать, чтобы определить одушевлённое существительное или нет? (Задать вопрос)

5. Установление межпредметных и внутрипредметных связей. Проблемная ситуация.

Вову Колесникова попросили задать вопрос к словам

лисички

мышка

Он затрудняется. Помогите ему. Почему не можете?

(Подсказка: Какие лисички могут быть лисами, а какие нет?)

Приведите свои примеры слов, которые могут отвечать на оба вопроса.

Придумайте предложения: 1 вариант - со словом «лисички» в разных значениях, 2 вариант со словом «мышка» в разных значениях.

От чего будет зависеть вопрос, который будем задавать?

3) Работа по индивидуальным разноуровневым карточкам.

1 уровень

Спишите слова. Над существительными надпишите од. или неод.

Синица, лед, снегирь, шарф, шуба, Снегурочка, зима.

Проверка 

2 уровень

Спишите предложения. Над существительными надпишите од. или неод.

Наступила зима. Белое пушистое одеяло укрыло землю. Белка приготовила на зиму орехи.

Проверка 

3 уровень

Составьте предложения, запишите. Над существительными надпишите од. или неод.

К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые.

На, орехи, приготовила, белка, зиму.

Проверка 

6. Рефлексия (5 мин)

- Сегодня на уроке мы …

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

7. Выставление отметок.

8. Домашнее задание: на индивидуальных карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

Данная презентация является фрагментом к  уроку  руского языка  "Несклоняемые имена существительные". В конце урока использую  музыкальную композицию из коллекции Уроки Р...

Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...