Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление. Упражнение в написании корня слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сабирова Татьяна Алексеевна

Урок разработан к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Сабировой Татьяны Алексеевны,

 учителя начальных классов

первой квалификационной категории,

МБОУ СОШ № 103

          Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся.

           Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

          Урок: русский язык

          Класс: 2 В

          Тема: Закрепление. Упражнение в написании корня слова.

           Птицы – наши друзья.

          Цель: закрепление умений выделять корень в однокоренных слов

 Планируемый результат.

Личностные.

  • Осознание практической важности изучаемой темы
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

  • Умения использовать научные методы познания;
  • Умения сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей.
  • Умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.

Предметные:

  • Знание способов подбора однокоренных слов
  • Умение подбирать однокоренные слова
  • Применение новых знаний в жизненных ситуациях

Задачи:

1. Закрепить понятие «орфограмма», умение детей практически пользоваться орфографическими правилами

2. Развивать умение устанавливать в  деформированном тексте  предложения по смыслу, развивать орфографическую зоркость

3. Воспитывать в детях любовь к родной природе  через изучение  русского языка

Ход урока

  1.  Психологический настрой

-Учитель предлагает детям сюжетную картину на тему «Игра по правилам».

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев играет по правилам, а кто нарушает?                
  • Нужно уважать того, с кем играешь? и т. д.  
  1. Постановка темы и задачи урока

- На уроке русского языка мы тоже используем правила. Как они называются? (орфографическое правило).

- Сегодня мы с вами вспомним и закрепим изученные орфографические правила. Нам будут помогать схемы-модели.

- Дети анализируют схемы, называя «орфограмму», «орфографическое правило» и стих – помощник. Например:

  • «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

«Если гласный звук вызвал у тебя сомнение,

Ты его немедленно поставь под ударение!»

  • «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

«Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!»

  • «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

«Если слово тебе  трудно записать,

Нужно его в словаре отыскать»

  • «Правописание сочетаний  ЧК – ЧН»

«ЧК – ЧН живут дружно,

Мягкий знак им не нужен!»

  • «Правописание сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ»

«Знаем твердо ЧА,ЩА пиши с буквой А!

Знаем твердо ЧУ,ЩУ пиши с буквой У!

Знаем твердо ЖИ,ШИ пиши с буквой И!»

  • «Разделительный мягкий знак»

  1. Словарная работа

На доске: с…л…вей, с…рока, в…рона, в…р…бей

Задание:

  • вставьте пропущенную букву; назовите орфограмму (непроверяемая безударная гласная - «словарные» слова)
  • запишите слова в тетрадь; подчеркните вставленные буквы
  • из данных слов составьте другие слова  (соло, сорок, рок, вор, он, бей, лов, сор)
  • вспомните для этих слов обобщающее слово (птицы)

    4. Минутка чистописания

 - На какой звук начинается слово «птица»? [п]

 - Что вы можете сказать об этом звуке? (согласный, глухой, парный, может быть твердым или мягким)

 - Какой буквой обозначается на письме этот звук?

 - Вспомним запись букв и сочетание: П п пе пел  пет

 - Вспомните названия птиц, которые имеют сочетания  «пел» и «пет» (пеликан,   петух)  

- Запишите названия этих птиц; разделите данные слова на слоги; определите ударение.

    5. Закрепление. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная»

- Сейчас мы с вами послушаем песню, в которой главный герой пытается ответить на вопрос «Кто такие птички?». Ваша задача запомнить те признаки о птицах, которые он перечисляет? (летают, поют,  гнезда вьют, несут яички)

Вариант: учитель может прочитать стихотворение или записать текст на доске.

Текст песни: «Надо узнать, что я за птица?

                        Помню, помню, птицами считают

                        Только тех, которые летают…

                        Знаю, знаю, птичек узнают,

                        Потому что птички песенки поют…  

                        Птички песенки поют

                        И даже гнезда вьют…

                        Кто же такие птички?

                        Те, которые несут яички.

                        Если ты знаешь, что ты за птица?

                       Это тебе всегда пригодится!»

 На доске: л…тают -                  анализ  орфограммы «Проверяемая безударная 

                  п…ют-                                                         гласная»

                  гн…здо -                  слова для справки: нёс, несушка, гнёзда, гнездовой,

                  н…сут -                                                     пою, пой, летание, полёт

Образец записи в тетради: летают, летание – полёт

                                              поют, пою – пой и т. д.

 - Значит, птицы это те животные, которые летают, поют, строят гнезда, несут яички?  

 - Я хотела бы с вами поспорить, но сначала проведем «орфографическую и орфоэпическую минутку».

   6. Орфографическая и орфоэпическая минутка

- Учитель раздает каждому ребенку карточку со словами:

1.Страус (овый)

  Голова (ушка)

  Песок (чный)

2.Кузнечик (овый)

  Нога (жка)

  Ухо (шной)

3.Мышь (онок, шата)

4.Крокодил (овы)

  Слеза (ливый)

Задание:

  • прочитать слова, изменяя окончания, четко проговаривая  (можно хором)
  • найти орфограмму
  • установить связь слов между собой. Например: Страус не прячет голову в песок. Ухо у кузнечика находится на ноге. Фразеологизм «крокодиловы слезы» - о лицемерном раскаянии.

                                                   Страус – птица, а не летает;

                                                    Кузнечик – «поет», а не птица;

                                                    Мышь-полевка – вьет гнезда;

                                                    Крокодил откладывает яйца;  

   7. Закрепление. Орфограмма «Разделительный мягкий знак»

 - Обратите внимание на слова: страус, кузнечик, мышь, крокодил. Итак: теперь  обещанный спор… 

  - Вывод: Птицы - это животные, которые покрыты пер…ями. (на доске)  

   - Назовите орфограмму и орфографическое правило. 

  8. Физминутка.

    Дети показывают характерные повадки таких птиц как «цапля, павлин,  воробей, страус».

  9.   Восстановление деформированного текста «Мальчик и снегирь».

      - Ребята, а теперь послушайте  описание птицы и попытайтесь вспомнить её   название:

Родина этих птиц – северные таежные леса.

В суровую зиму они прилетают к нам на зимовку.

На голове у этой птицы черная шапочка, а грудка – ярко-красная.

 (снегирь)

   - Полную информацию об этой птице вы сможете узнать из рефератов детей. Я, например, узнала, что снегиря называют русским попугаем. Но меня затронула одна история, послушайте: «Поймал Серёжа снегиря и посадил его в клетку.  Однажды мальчик забыл закрыть дверцу».

- Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

- Что произошло дальше, вы узнаете, если восстановите текст «Мальчик и снегирь».

(у детей карточка с деформированным текстом)

Поймал Сережа снегиря и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу…

Полетел снегирь к окошку и ударился о стекло. Птичка вылетела. Снегирь тяжело дышал. Поднял Сережа птичку. Сережа перестал ловить птиц. Скоро он умер.  

- Дети восстанавливают текст, анализируют, переписывают и доказывают орфограммы.

10. Итог урока.

- Чему вы сегодня научились?

- Что интересного вы сможете рассказать своим друзьям?

Выполняли работу – 23 чел. – 88%

Критерии

%

Процент справившихся с работой (выполнивших не менее 50 % заданий)

23 чел. 88 %

Процент не справившихся с работой (выполнивших менее 50% заданий)

1 чел. – 4%

Процент качества (получивших отметки «4» и «5»)

17 чел.- 74 %

         7 обучающихся выполнили работу на «5» - процент выполнения работы составил -  30%

10  обучающихся выполнили работу на «4» - 43%.

5 обучающихся выполнили работу на «3» - 22%.

                   1  обучающихся выполнили работу на «2» - 4%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...