Конспект урока по русскому языку для 1 класса
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Хайбулина Анастасия Равильевна

Тема урока: "Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык      Дата: 09.04.2020г.

Класс: 1Б             Учитель: Носова Т. Г.

Студент: Хайбулина Анастасия Равильевна  

Технологическая карта

Тема урока

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме

Цель

Научить правильно произносить безударный гласный звук в слове и обозначать его буквой на письме.

Задачи

- уточнить представления об безударных гласных в слове;

- совершенствовать умение различать гласные в безударных слогах;

- провести наблюдение над произнесением и написанием безударных гласных в слове.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты

Предметные:

- определять ударную и безударную гласную; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание;

- определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Метапредметные: 

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Оборудование

Учебник Русский язык 1 класс В. П. Канакина, презентация, листочки с холмами и звездочками.

Организация пространства

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Равильевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Здороваются с учителем.

Слушают стихотворение.

Настраиваются на урок.

Личностные: -сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Актуализация знаний

Откройте свои тетрадки, положите тетрадки правильно. Отступите 2 строчки вниз от прошлой работы. Запишите число 9 апреля, на следующей строчке классная работа.

- Урок, как всегда, начинаем с чистописания.

1) Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Моря, море, вода, воды, нора, норы, гора, горы.

- Сейчас мы их запишем под диктовку.

- Поставьте в словах ударение и подчеркните, букву обозначающую безударный гласный в слове.

- Разделите слова на две группы.

- Чем похожи все слова в первой группе? А во второй?

- Правильно.

- Сегодня на уроке мы будем учиться проверять написание безударных гласных.

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Открывают тетрадки.

Записывают дату, классная работа.

Записывают слова под диктовку.

Моря, море, вода, воды, нора, норы, гора, горы.

(1 - Моря, вода, нора, гора, 2 – море, воды, норы, горы.)

Ударение падает на последнюю гласную букву, а во второй ударение падает на первую гласную.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- создание способов решения проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

- Откройте свои учебники на странице 64. Посмотрите на упражнение 4.

- Прочитайте его.

- Что вначале нам нужно сделать?

- Правильно. Какое слово вы напишите? (сова)

- Что обозначает это слово? (безударная гласная О обозначает звук [А])

- Верно. Что теперь нужно сделать? (Подчеркнуть в нём букву, обозначающую безударный гласный звук).

- Правильно. Безударная буква это какая? (без ударения)

- Правильно. Как определить какую букву мы будем подчёркивать? (поставить ударение и подчеркнуть ту букву, на которой ударение не стоит)

– Верно. Поставьте ударение. На какую букву падает ударение? (На букву а)

- Верно. А какую букву надо подчеркнуть? (букву о).

- Правильно.

- Что ещё нам нужно сделать в этом упражнении?

- Нам нужно изменить слово сова, так чтобы оно обозначало несколько сов. Как вы думаете какое это слово? (совы).

- Верно. Запишите его рядом со словом сова.

- На этом мы закончили упражнение? (нет)

- А что еще нужно сделать? (Подчеркнуть букву, которой обозначен ударный гласный звук.)

- Как вы думаете какая эта буква? Как вы определили? (буква о, поставили ударение).

- Верно. Какое же слово может быть проверочным для слова сова?

- Правильно.

Спиши слово – название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

Списать слово – название птицы.

Сова.

Название птицы.

Изменить слово сова́ так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

Какое же слово может быть проверочным для слова сова?

слово совы может быть проверочным для слова сова́.

 Личностные:
- формирование ценностных ориентиров
Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Реализация проекта

- Посмотрите на упражнение 5 страница 65.

- Прочитайте пары слов.

- Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика? (обозначают безударные гласные звуки).

- Верно. А что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика? (обозначают ударные гласные звуки).

- Правильно. Сравните написание этих слов. Одинаковыми ли буквами обозначены ударные и безударные гласные звуки в каждой паре слов?

- Верно. Как вы думаете, слова какого столбика будут проверочными? Обоснуйте свой ответ.

- Правильно. Молодцы.

- Обратите внимание на страницу 66, прочитайте правило в жёлтой рамочке.

- Какие слова называются проверяемыми? (Проверяемые – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.)

- А какие слова называются проверочными? (проверочное – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.)

- Правильно, молодцы. А сейчас давайте немного отдохнем.

https://budu5.com/files/panelimage/0/11000/0/11662.jpg

Да, одинаковой буквой обозначен безударный гласный звук и ударный в каждой паре.

Слова 2 столбика будут проверочными для слов первого. В проверочных словах ударение падает на проверяемую гласную.

читают правило.

сова́, земля́.

со́вы, зéмли.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задачи.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют упражнения

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Посмотрите на упражнение 3 стр. 64.

- Прочитай скороговорку. Для чего нужны скороговорки?

- Спишите скороговорку. Обозначьте ударение в двусложных словах, так же как в учебнике.

- Какими буквами он обозначен? (буквами о, а).

- Правильно.

Вывод: по упр. безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами

На дворе трава,

На траве дрова.

Скороговорки помогают учиться, с их помощью закрепляются навыки, также они помогают формировать красивую речь, учат проговаривать буквы.

На дв[аé тр[аа́

На тр[аé др[а]ва́

сова́, земля́.

со́вы, зéмли

Личностные:
- формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Давайте поиграем в игру! Найди пару (слова раскиданы по доске)

Слова: Гора-горы, трава- травы, река-реки.

- На какие группы можно распределить эти слова?      

- Что мы сделали со вторым словом?

- Верно. А для чего мы меняли форму слова?

- Правильно. Какой вывод можно сделать?

Вывод: безударный и ударный гласные звуки при изменении формы слова обозначены одинаковыми буквами.

Звук в безударном положении обозначали буквой. В этом нам помогало второе слово с ударным гласным звуком.

На однокоренные

Один и много.

Изменили форму слова.

Для того, чтобы узнать какой буквой обозначить безуд. гл. звук.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные:
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Включение с систему знаний

- Какое новое открытие сделали на уроке?

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Какие гласные звуки называются ударными? (Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слова.)
-Какие гласные звуки называются безударными? (Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов.)

Безударный гласный может обозначаться разными словами. Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Итог урока.

Рефлексия

- Итак, какая тема была на уроке?

- Как вы думаете мы достигли цель урока? Чему вы научились?

Ребята на столах у вас листочки с холмами и звёздочками.

- Три холма, три вершины. Оцените свою работу на уроке, приклейте звёздочку к той вершине. Какой вершины вы достигли сегодня.

- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо за внимание. До свидания.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Да. Научились обозначать безударный гласный звук буквой.

-Было интересно…

-Было трудно…

-У меня получилось…

До свидания.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 

Учитель: Носова Т. Г. _________________

Методист: Артюхова В. В. _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....