Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "3-е склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Кристина Владимировна
Данный урок соответствует требованиям ФГОС и  проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_tehkarta_russkiy_yazyk_s_tehnologiyami.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «3-е склонение имён существительных»

Класс: 3 «В»

Цель урока: создание условий для формирования умений распознавать склонение имен существительных по категориальным признакам.      

Задачи урока:

Дидактические: 1) познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;

2) обобщить знания о существительных 1 и 2 склонения.

Развивающие: 1) развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательные: 1) воспитывать любовь к предмету, школе.

Ресурсы урока: Учебно-методическое сопровождение: Учебник «Русский язык, 3 класс», 1 часть, авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.; поурочное планирование по учебнику « Русский язык, 3 класс», «ПНШ»,; ИКТ, ЦОР: компьютер, презентация к уроку «3-е склонение имён существительных»; «Дидактический материал по русскому языку» 3 класс, авторы Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина.

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и  приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной дея-ти

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П; К; Р)

Личностные

Организационный этап: 1мин.

1)поприветствовать детей;

2)проверить готовность к уроку

Метод: словесный

Приём: беседа

Диалоговые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет посадку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф

Школьные принадлежности

Контроль учителя

Л-2

Актуализация знаний:5 мин.

1)вспомнить изученный материал

Метод: словесный, практический, наглядный

Приём: работа с интерактивной доской

Игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, ИКТ.                                          

Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется «Узнай падеж».

(слайд)

 1. Игра «Узнай падеж»                                                                              

Форма какого падежа является начальной? (И.п.)

Без предлога не употребляются какой падеж?      (П.п.)

Вопрос кому?  ( Д.п. )                                                      

Вспомогательное слово нет (Р.п.)

Предлоги к, по      Д.п.                                                    

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …   (И.п.)

Вопрос что?   (И.п., В.п.)

 

-И.п.

-П.п.

-Д.п.

-Р.п.

-Д.п.

-И.п.

-И.п., В.п.

Ф

Интерактивная доска

Фронтальный опрос

П-1

П-1

Л-1

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности урока:10 мин.

1) определить тему урока

Метод: словесный;

Приём: беседа

Технология проблемного обучения, кейс-технология, информационно – коммуникационная технология, технология развивающего обучения, ИКТ технологии, технология личностно-ориентированного обучения, диалоговые технологии, технология сотрудничества.

- Как называется изменение имен существительных по падежам?

-О чем пойдет речь на уроке?

-Верно, сегодня мы продолжим работать над данной темой.

(слайд) Что вы уже знаете о склонении имен существительных.

(слайд)

-Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

2.Словарная работа.

Разделите словарные слова на две группы в зависимости от их склонения.

Аллея, беседа, вагон, заря, овощ, ландыш, дорога, морковь, бассейн.

- Какое слово будет лишним?

-Если мы не можем отнести его ни к 1 склонению, ни ко 2 склонению, то как вы думаете, к какому склонению оно относятся?

 

-Что нового мы сегодня узнаем о склонении имен существительных?

(слайд)-алгоритм определения имен сущ-х

-Попробуем сформулировать цели нашего урока. Какие знания вы бы хотели приобрести к концу урока?

-склонение

- о склонении имен существительных

-что существительные могут быть 1 склонения и 2 склонения

-морковь, т.к. оно не относится ни к 1 ни ко 2 склонению, это слово относится к третьему склонению.

-к 3 склонению

Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения,

 -научиться распознавать их

Ф, П

Интерактивная доска

Контроль учителя

П-1

Р-2; Р-3

Л-1

Первичное усвоение новых знаний: 8 мин.

1)познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;

2)обобщить знания о существительных 1 и 2 склонения;

3)развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Метод: словесный, наглядный, практический

Приём: работа с учебником, интерактивной доской, рабочей тетрадью

Здоровьесберегающие технологии, традиционные технологии, технология развивающего обучения, ИКТ технологии, технология личностно-ориентированного обучения, диалоговые технологии, технология интегрированного обучения

ФИЗМИНУТКА

- Откройте учебник на странице 125.

а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.

- Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?

-А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение?

 - К какому словарю  нужно обратиться?

-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126

- А что же такое Аршин?

б) Ответы детей на поставленные вопросы.  

  - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы?

- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?

- Какого они рода?

- Какие у них окончания в начальной форме?

- К какому склонению относится слово медведь?

- А существительное лошадь?(III cкл.)

-А в чем особенность сущ. III cкл.?

  - Давайте найдем этому подтверждение в учебнике на стр. 126

(Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).

Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной     форме относятся к III склонению.

  -Так какие существительные относятся к  III склонению?

ФИЗМИНУТКА

Внимательно слушают

-Миша неправильно понял устойчивое выражение

-к словарю

Ученик читает

Ученик читает

-Да

-Да

Отвечают на вопросы учителя

Читают правило

Отвечают на вопросы

Ф

Видеозаписи, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь

Коллективное выполнение задания; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам

П-1;П-2

П-1;П-2;К-1;К-2

Л-1

Первичная проверка понимания: 10 мин.

1)проверить понимание детей;

2)познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;

3)обобщить знания о существительных 1 и 2 склонения.

Метод: словесный, наглядный, практический

Приём: работа с необходимыми предметами на уроке

Здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ технологии, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, диалоговые технологии, технология коллективного взаимообучения.

 Работа по учебнику

Выполнение упражнения №117 с. 126.

(учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

-С каким словарем предстоит работать?

 - Какие существительные третьего склонения вы нашли?

 -  Значение всех ли слов вам понятны?

-  Где можно посмотреть значения непонятных слов?

(Объясняется значение слова: выпь.)

Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель

Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и).

Взаимопроверка.

Разминка для глаз и кистей рук.

Выполнение упражнения

-В толковом словаре.

Склоняют

Взаимопроверка

Ф, И, П

Интерактивная доска, учебник, меловая доска

Сочетание коллективной и индивидуальной работы, контроль учителя

П-1;П-2

П-1; П-2; Р-1;К-2

Л-1

Первичное закрепление: 8 мин.

1)закрепление материала, проверка понимания

Метод: словесный, практический

Приём: проговаривание, работа с необходимыми предметами на уроке

Технология личностно-ориентированного обучения, традиционные технологии, технология развивающего обучения, диалоговые технологии.

С. 127 №118. (устно)

- Читайте задание про себя.

- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении?

- Что интересного вам удалось обнаружить?

- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения?

С. 127 № 119  

- Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать?

 -Определите одушевленность/неодушевленность сущ.  сухарь и соль.

Затем, определив род, ученики отвечают на вопрос, какое из них II  склонение, а какое - III склонение.

 

Далее они подтверждают это письменно, склоняя эти слова и выделяя падежные окончания. Склоняя существительные, дети проверяют правильность выбора буквы окончания по таблице упр. 118 (по образцу).

- Удалось подтвердить наше предположение?

 Выполнение № 118

-разные

-Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.

Выполнение упражнения №119

Активно включены в работу

Ф, И

Интерактивная доска, меловая доска учебник

Сочетание коллективной и индивидуальной работы

П-1; П-2

П-1; П-2;Р-1;К-2

Л-1

Информация о д.з, инструктаж по его выполнению: 1 мин.

1)записать д.з в дневник.

Метод: словесный

Приём: беседа

Диалоговые технологии, технология личностно-ориентированного обучения.

Уч. с. 128 № 120, правила  на с.126 – 127.

Записывают домашнее задание

Ф,И

Интерактивная доска

Контроль учителя

К-1

Рефлексия: 2 мин.

1)обобщить знания;

2)подвести итог урока.

Метод: словесный;

Приём: беседа

Технология развития критического мышления, диалоговые технологии, технология личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества.

-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

-А для чего нам нужны эти знания?

- Наш урок подходит к концу.

-Поднимите руки вверх те, кто сегодня старался на уроке, ему все понравилось и было всё понятно.

- Поднимите руки те, кто старался, но некоторые задания вызвали затруднения.

- Поднимите руки те, кто не старался и кому урок не понравился.

- Всем спасибо, до новых встреч!

-Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в

начальной форме от существительных  женского рода с нулевым окончанием.  Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.

-Чтобы не допускать ошибок в  написании падежных окончаниях имен существительных.

Подведение итогов

Ф

Интерактивная доска

Контроль учителя, самоконтроль

Р-2;К-3

Л-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме:"Упражнение в определении склонения имён существительных"

Данный открытый урок был дан в рамках проведения "Недели начальных классов"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс  «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....