Открытый урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку

Шапкина Анна Викторовна

Третье склонение имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

21 ноября 2019 год.

Тема: Третье склонение имён существительных.

Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

-познакомить учащихся с признаками имен существительных 3-го склонения, формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения, развивать внимание, память, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.

-воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах.

 Оборудование: УМК «Школа России», карточки.                                                                1 мин

Ход урока.

I. Орг. Момент                                                                                       1 мин

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Повернитесь друг к другу - улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости. Только это  настроение нам понадобится сегодня для работы.

II. Актуализация знаний.

- Какое сегодня число? (21 ноября)

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Следите за осанкой.

- Ребята, что написано на доске? (слова)                                                        5 мин

Дима, сочинение, зиме, написал, о, красивое.

- Составьте из слов предложение. (Комментированное письмо, выделение орфограмм по ходу)

Дима написал красивое сочинение о зиме.

- Ребята, какие знания мы можем проверить на этом предложении?

 (Одушевленные, неодушевленные, какое предложение по цели высказывания и интонации, выделить грамматическую основу, указать части речи, падежи, склонения).

III. Самоопределение к деятельности (постановка проблемы).

-А теперь, давайте  вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?               1 мин

(Упражнялись в распознавании имен сущ. 1-го и 2-го склонения)

-У вас на парте лежат конверты. Откройте их. Определите вашу задачу.

(Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения. Вставить пропущенные буквы)   Это словарные слова                                                            5 мин                                                                                           

Работа в парах. У детей – конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 1 слово лишнее (3- склонения).

-Справились с заданием? Давайте проверим. Назовите слова 1-го склонения:

1-е скл. – дядя, беседа, аллея, дедушка. (Доказать)

2-е скл – берег, медведь, облако, горох. (Доказать)

- Все слова распределили? (Нет)

- Какое слово осталось и почему? (Морковь, потому что оно не 1-го и не 2-го склонения)

- Как вы думаете, к какому склонению относится это слово? (К 3-му скл)

-Откройте учебник на стр. 96 и прочитайте тему урока.  (3-е склонение имен существительных).                

-Сформулируйте задачи урока. (Познакомимся с особенностями имен существительных 3–го склонения, научимся распознавать такие существительные)

IV. Работа по теме урока. (Получение новых знаний)                    6 мин

Работа по учебнику.

Упр. 169 (с. 96) Коллективная работа.

[й’ э л’]     [п ы л’]     [н о ч’]     [м ы ш]    [ д в’ э р’]

   ель           пыль        ночь         мышь       дверь

- Подчеркните орфограммы.

- Какие части речи вы записали? (им. Сущ.)

- Что общего у этих имён существительных? (Все слова оканчиваются на ь знак, у них нулевое окончание)

- Укажите род и выделите окончание.

- Какой еще общий признак вы заметили? (Все имена сущ. женского рода)

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание»

- Какие имена существительные вы записали? (им. сущ. 3-го склонения)

- Глядя на слова, сформулируйте правило: какие же слова относятся к 3-му склонению? (им. сущ. ж. р., с нулевым окончанием, в именительном падеже, ед. ч)

- Давайте проверим наш вывод с. 97 (сведения о языке).

- Назовите признаки имен существительных 3-го склонения в начальной форме.

- Так к какому же склонению относится слово морковь? (3-е скл)

V. Физминутка.                            1 мин            (20 мин)

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко!

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки.

На уроке – не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

VI. Первичная проверка понимания.               7 мин

Упр. 171. (с. 97)

(Комментированное письмо)

-Какой способ словообразования вы использовали? (Суффиксальный)

-Сделайте вывод: как распознать существительные 1-го и 3-го  склонения среди существительных женского рода? (По окончанию: имена сущ. ж.р. с окончаниями –а, -я относятся к 1-му склонению, с нулевым окончанием – к 3-му склонению).

VII. Закрепление изученного материала.

Работа в рабочей тетради.

Упр.       с.  

VIII. Рефлексия.

Работа по карточкам.

- Соедините стрелками признаки имен существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончания –а, -я                                                             3- е склонение

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

XI. Подведение итогов урока.

- С признаками, каких имен существительных вы познакомились на уроке?

- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

Домашнее задание.

Упр. 172.

Оценивание.                               1 мин

(листья разных цветов: красные, жёлтые и зелёные) украшаем дерево.

(Если осталось время - задание на закрепление)

Определи склонение имён существительных.

- Объясняя лексическое значение слов.

Панамка -                         Мысль -

Бабочка -                           Сынишка -

Братишка -                           Свирель -

Испуг -                           Закат -

Болезнь -                            Дядя -

Остров -                          Солнце -

Зверь -                           Храбрость -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....