Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Никитина Наталья Андреевна

Кружок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikitina_russkiy_yazyk_s_uvlecheniem.doc657.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по   внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями:

26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.  (далее ФГОС НОО)

2. Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области (протокол пс№11 от 15.06.2020 Приказ 177/1 от 18.06.2020).

3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области на 2019-2023 уч.г. (протокол пс №11 от 15.06.2020 Приказ 177/1 от 18.06.2020)

4. Учебный план МБОУ Гимназия №1» г. Курчатова на 2020/2021 учебный год (протокол пс№11 от 15.06.2020 Приказ 177/1 от 18.06.2020)

5. Федеральный перечень учебников с изменениями, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. (ПРИКАЗ от 18 мая 2020 г. N 249 )

Программа создавалась на основе авторской программы под редакцией Коваленко Л.Н. «Русский язык с увлечением» 3 класс. — Москва: ООО «Планета, 2014». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Учебно-методический комплекс на основе которого разработана программа

 «Русский язык с увлечением. 3 класс.» : Учебное пособие «Русский язык с увлечением» под редакцией Коваленко Л.Н. «Русский язык с увлечением» 3 класс. — Москва: ООО «Планета, 2014».

Общее количество часов в соответствии с программой -35 часов, 1час в неделю согласно Программа разработана на базовый уровень усвоения, что обусловлено особенностями класса. Психолого-педагогическая характеристика прилагается  к воспитательному плану.

Планируемые результаты изучения учебного материала

В результате освоения предметного содержания по русскому языку с увлечением  у  учащихся, оканчивающих 3 класс, формируются учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут формироваться:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

— интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в заданиях рабочей тетради;

— ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

— представление о своей этнической принадлежности.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

— интереса к познанию русского языка;

— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

— самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— представления о совей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

— принимать роль в учебном сотрудничестве;

— выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Третьеклассник получит возможность научиться:

— контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах

изучаемых языковых фактов и явлений;

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и

 вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. 

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

— пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в рабочей тетради;

— ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Третьеклассник получит возможность научиться:

— проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям)

при указании и без указания количества групп;

— обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

— воспринимать другое мнение и позицию;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению;

— открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

— строить монологическое высказывание;

— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

— учитывать другое мнение и позицию;

— договариваться и приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

— осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты

К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:

  • повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
  • части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по 

вопросам в предложении; имя прилагательное, род, число  прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;

  • корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
  • имена собственные;
  • парные согласные на конце слова, правила их правописания;

уметь:

  • находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род, время   и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);
  • писать раздельно предлоги со словами;
  • подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
  • находить в словах орфограммы на изученные правила;
  • различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
  • обозначать парные согласные на конце слов;
  • различать слова с разделительными ь и ъ;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
  • приводить примеры слов с нужными орфограммами.

Содержание курса  кружка    «Русский язык с увлечением»

1. Загадки русского языка

Тема 1.  Сказочное царство слов

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

2. Речевой этикет

Тема 8-9.   Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

3. Откуда пришли слова

Тема 10.  Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

4. В стране слов

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке. Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова -  антонимы  

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

5. В стране сочинителей

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах . Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24.  Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

6. Занимательное словообразование

Тема 25.  Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы .Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы

 Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  КВН по русскому языку.

 

Тематическое планирование.

Тема занятия

               Количество часов

Общее количество

Теория

Практика

Контроль

 1. Загадки русского языка

7

1

Сказочное царство слов .  

1

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

1

1

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

1

1

2

2. Речевой этикет

2

8- 9

Добрые слова.

1

1

2

3. Откуда пришли слова

4

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

1

4. В стране слов

7

14- 15

Синонимы в русском языке

.

1

1

2

16

Слова- антонимы.

1

1

17

Слова- омонимы.

1

1

18

Крылатые слова.

1

1

19- 20

В королевстве ошибок.

1

1

2

5. В стране сочинителей

4

21-22

В стране Сочинителей.

1

1

2

23-24

Искусство красноречия.

1

1

2

6. Занимательное словообразование

8

25

Праздник творчества и игры.

1

1

26

Трудные слова.

1

1

27

Анаграммы и  метаграммы.

1

1

28-29

Шарады и логогрифы.

2

2

30

Откуда пришли наши имена.

1

1

31

Занимательное словообразование.

1

1

32    

КВН по русскому языку.

1

1

1

7. Повторение

3

33-35

Резервные часы

3

Итого

35

8

16

8

35

Перечень литературы в учебно-методическом обеспечении

по федеральному государственному образовательному стандарту

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  3. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2011.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

6. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www.gramota.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

 

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...