технологическая карта "Тематические группы слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

УМК "Перспектива" технологичекая карта урока русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskie_gruppy_slov.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Тематические группы слов

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Автор урока (ФИО, должность

Ковалева Надежда Вячеславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ №9»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная

        знакомство учащихся с тематическими группами слов

        совершенствование умения  подбирать  слова в группы

        формирование умения применять на практике полученные знания;

        расширять, уточнять словарный запас учащихся

Развивающая

        развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

        развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

        воспитание интереса к русскому языку;

        воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;

        воспитание читательской активности

Задачи урока

        Углубить знания и представления учащихся о словах  

        Дать понятие  тематические группы слов

        Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии

Необходимое оборудование и материалы

Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, тетрадь

Список учебной и дополнительной литературы

Литература:

•        УМК «Перспектива», учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть. Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева издательство «Просвещение», 2012г.

•        Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 2 класс. Авторы:

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап.  

Мотивация к

учебной деятельности

Цель:

- мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

Дети готовы  к уроку

II этап.

Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …(слово)

- У меня рассыпались буквы, помогите мне восстановить слово   (дерево)

1слайд (дерево)

Учащиеся отвечают хором - слово

Дети из букв собирают слово и у них получается -ДЕРЕВО

III этап. Самоопределение деятельности

Цель:

- мотивировать к изучению темы;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Молодцы, ребята!

Сегодня у нас на уроке необыкновенное дерево. Оно нам  будет помогать весь урок. Каждый этап нашего урока будет сопровождаться падением одного листика с дерева.

-  Начнём.

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

-Запишите число, классная работа

-  С нашего дерева падает первый листик, на котором написано минутка чистописания.

2  слайд

- Отгадайте загадку:

 «Весной веселит, летом холодит,

  Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

3 слайд

- Объясните смысл загадки

Дд      до    дя

5 слайд

Учащиеся записывают число, классная работа

Отгадывают загадку

Пишут в тетраде букву Д и слоги до,дя

IVэтап.

Открытие новых знаний.

Цель:

- обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия

На доске 2 домика, на одном написано слово растения, на другом – животные. Я показываю картинки, вам необходимо найти им свой домик

6,7,8,9,10,11,12 ,13 слайды

-  Записываем в два столбика слова:

        растения        животные

        берёза          сорока

        рябина        петух                        

         осина                корова        

          яблоня        баран        -

  -  На какие вопросы отвечают слова первой группы? (что?)

-  Как называются слова, которые отвечают на вопрос что? (неодушевлённые)

-  На какие вопросы отвечают слова второй группы? (кто?)

-  Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые)

Работают в тетрадях, записывают слова в два столбики

Отвечают на вопрос -что.

Неодушевленные

Отвечают на вопрос -кто

одушевленные

V этап.

Создание проблемной ситуации и выход из неё.

 Цель:

- организация фиксирования индивидуального затруднения;

- стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

-  Какие два домика у нас были? (животные и растения)

-  Как ещё можно было назвать первую группу? (деревья) 14 слайд

-Как назовем вторую группу слов? (животные)15 слайд

-  Мы с вами выяснили, что слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают (называют). 16 слайд

-  И сегодня мы с вами будем учиться объединять слова в тематические группы.

Так как будут называться наша тема урока? 17 слайд

Открываю тему урока на доске.

18 слайд

Домик с животными и растениями.

Деревья

Животные

Дети называют тему урока

VIэтап. Применение новых знаний.

Цель:

 -  научить применять знания в практическом задании;

- организовать взаимопроверку

-  С дерева падает следующий листик – работа по учебнику

-Открыли учебники на стр.39,  прочитайте, что нам говорит И.И. Самоваров

Дети читают и выполняют задание.

Рассмотрите рисунки. Назовите изображенные на них предметы.

 Упр. 53 стр 40

Распредели слова в три группы : люди, машины, космос.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Обратите внимание, какое слово сегодня нужно записать себе в словарик и запомнить его. Ракета  .

 Сделайте  фонетический разбор слова ракета

19 слайд

Дети читают высказывание профессора Самоварова

Выполняют упражнение и меняются тетрадями для взаимопроверки

Работают со словарным словом Ракета

VII этап.

Физминутка

20 слайд

Топай мишка,хлопай мишка,

Приседай  со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

Дети хором произносят стихотворение и делают под него движения

VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

21 слайд

Слетел еще один листочек с дерева и принес нам следующее задание

22 слайд

-  1 вариант записывает 3 слова к тематической группе школа

-  2 вариант записывает 3 слова к тематической группе мебель

  Сдали листочки.

23 слайд

Учащиеся работают самостоятельно

IX этап.  

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

-  Легко ли вам было создавать тематические группы слов?

Сделаем вывод: Нужно иметь большой словарный запас, знать значения слов.

-  А что для этого нужно? (много читать, быть любознательными).

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

- Чему вы научились?

- Что вам понравилось?

- Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.

24 слайд

Ответы детей

Много читать, быть любознательными

Тематиченские группы слов

Ответы детей  

X этап.  

Домашнее задание (разноуровневое) Цель:

- провести инструктаж по выполнению домашнего задания

--  Посмотрим, что за задание на последнем листике – домашнее задание.

 Задание на дом я для вас приготовила необычное.

-  Оно написано на кленовых листиках.        

Домашнее задание: Упр.54, стр.40

Люди (кто?): девочка, артист.

Растения (что?): пшеница, клён, ольх

Дети записывают задание в дневник

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету русский язык, тема: «Группы слов» 1 класс

Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Русский языкТема урока: «Группы слов»Тип урока: «Открытие» новых знанийКласс: 1УМК: ПерспективаДата урока: 3.04.19Цели урока: форми...

Технологическая карта открытого урока по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов".

Цели данного урока:1.Ознакомить с понятиями "фразеологизмы", "фразеологический оборот";2.Развивать способности употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;3.Содейство...

Технологическая карта урока русского языка "Предложение, как группа слов связанных по смыслу"

Технологическая карта урока русского языка "Предложение, как группа слов связанных по смыслу"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Цель урока: создание условий для развития представления о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; для распознавания группы слов и предложения; умения выделять предложения в тексте; ...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...