Разработка урока "Заглавная буква М"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ходиева Ольга Борисовна

Урок разработан для учеников 1 класса по школьной программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

1 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Ходиева О.Б.

Тема урока: Заглавная буква М

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: Научиться писать заглавную букву М в слогах и в словах.          

Задачи урока:

Личностные УУД.  Формировать:

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности;
  • осознание ответственности за общее дело.

Метапредметные  УУД:

Регулятивные УУД. Формировать:

  • умение формулировать и удерживать учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя;

Познавательные УУД. Формировать:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • умение применять правила, инструкции при выполнении заданий;
  • анализировать написанную буку, выбирать наиболее удавшийся вариант;
  • выделять элементы в строчной букве;

Коммуникативные УУД. Формировать:

  • умение предлагать помощь и сотрудничество;
  • умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • умение осуществлять взаимный контроль;
  • умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Предметные УУД. Формировать:

  • умение списывания с письменного текста;
  • умение делить слово на слоги, определять ударный звук в слове;
  • умение анализировать предложение.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Прописи в 4-х частях / Федосова А.Н. – М.: Просвещение, 2018. Поурочно-тематические разработки.

Ход урока:

Этап    

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Организационный

момент

Учить организовывать рабочее место

Предлагает проверить наличие необходимых для урока учебных принадлежностей

Готовят рабочее место: проверяют наличие необходимых принадлежностей,    наводят среди них порядок.

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

Учить определять тему урока, формулировать цель урока

Учить планировать свою деятельность: формировать навык сотрудничества

Предлагает определить тему урока, поупражняться в постановке цели урока.

-Ребята, давайте проверим, что мы с вами знаем. Каждому из вас я положила таблицу, в ней три столбика, первый столбик называется – вопросительный знак, второй столбик – задание, третий столбик – восклицательный знак!

(учитель рассказывает детям о том, что мы работаем с первым столбиком, знаки ставим в виде смайлика, если согласен -  улыбка, если не согласен – грустный смайлик).

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки.

-Давайте с вами перечислим что на них изображено?

- Что общего?

(они все начинаются на букву м).

- Давайте попробуем разделить с вами слова на две группы.

(обучающиеся разделяют слова на две группы у доски).

- Ребята, какую букву мы уже научились писать?

 - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(писать заглавную букву м).

- Откройте пропись на стр.7.

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на страничку и подумайте, как будет звучать тема нашего с вами урока?

-( заглавная буква М).

- Какую цель мы  поставим сегодня на уроке, что мы узнаем нового?

(Научиться писать заглавную букву М).

- А как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать заглавную букву М, где нам это пригодится?

(с заглавной буквы М мы будем писать имена, фамилию, отчество, название города и т.д...)

-С заглавной буквы, без сомнения,

Мы начинаем предложение,

Имя Мамы, Папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

- Так  какие слова мы будем писать с заглавной буквы?

Подводит итог сказанного детьми, корректирует ответы детей.

Определяют тему урока.

Определяют тему, тип урока, размышляют о роли полученных знаний в жизни человека. Ставят цели на урок, совещаясь друг с другом в паре. Если их мнения совпадают, они поднимают руки.

Регулятивные: формулировать познавательную цель; Коммуникативные: умение сотрудничать с соседом по парте.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений

Подготовка к работе.

Задание на доске.

Повторение: умение сравнивать и находить одинаковые элементы в буквах.

-  Ребята, посмотрите внимательно на верхнюю часть страницы, знакомы нам данные элементы букв?

- Из скольких элементов состоит наша буква?

(из трёх).

- Давайте с вами вспомним, в каких буквах мы можем встретить такие элементы?

Для этого, нам с вами нужно собрать урожай.

( на доске корзина и яблоки с буквами, обучающиеся должны собрать яблоки с буквами в корзину),(обучающиеся по очереди выходят к доске).

- Ребята, посмотрите, из скольких элементов состоит наша буква? (из трёх).

- Ребята, каждому на парту я раздала заглавную букву М, но пока вы были на перемене, я открыла окно, и тут подул сильный ветер, и разлетелись наши буквы на разные части, давайте с вами объединимся в пары и поработаем с нашими элементами. Ваша задача, из элементов, которые лежат у вас на парте - собрать заглавную букву М.

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в паре...

(учитель проговаривает вместе с детьми).

- Ребята, приступаем к работе, та, пара, которая справится с заданием, подайте сигнал в виде домика.

Моделирование буквы. Работа в парах.

- Сверьте свои буквы с той, которая написана на доске.

- Поднимите руки те пары, у которых получилась буква М.

- Поднимите руки те пары, у которых получилась другая буква.

- Давайте с вами немного отдохнем

(танцевальная физминутка).

.

Работа в парах.

 Предполагаемый ответ: будем повторять   полученные знания, работать над алгоритмом списывания предложения.

Учащиеся записывают буквы в тетради.

Дети формулируют задание.

Предполагаемые ответы:

-Нам надо сравнить две буквы и найти общий элемент.

Записывают буквы в тетрадь.

Коммуникативные:

адекватно воспринимать замечания учителя, одноклассников;

умение выслушивать одноклассников.

Познавательные:

формирование анализировать,

сравнивать написание букв, выделять общий элемент

Предметные:

формирование понятий «буква», «строчная буква», «прописная буква», «элемент буквы»;

Регулятивные: формировать умение проверять выполненное задание, сравнивая с эталоном или используя другие источники.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

- Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

( Научиться писать заглавную букву М).

- Давайте с вами посмотрим, как правильно писать заглавную букву М.

(учитель выводит на слайд видео и комментирует его).

(-Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём вниз вправо, делаем закругление, ведём наклонную линию вверх, доводим её до дополнительной, не отрываясь ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём наклонную линию до дополнительной линии, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо.)

- Давайте попробуем прописать эту букву в воздухе, приготовьте свои пальчики...

(учитель пишет вместе с детьми).

- Хорошо, приступаем с вами к работе в прописи.

- Вспомнить про посадку...

-Найдите первую рабочую строку, какая буква там написана?

-Давайте ее пропишем.

- Возьмите зелёный карандаш и обведите ту букву в кружок, которая на ваш взгляд получилась лучше всего.

- Ребята, посмотрите на следующую рабочую строку, прочитайте про себя то, что там написано.

- Что вы сейчас прочитали?

(слоги).

- Прочитайте первый слог.

- Давайте запишем этот слог.

-К доске пойдёт Мария, а остальные работают у себя в тетради.

- Ребята, проверьте работу Марии, просигнализируйте.

( так разбираем все слоги).

- Ребята, положите ручки, давайте разомнём наши пальчики.

Организовывает работу по проверке выполнения задания.

Учитель напоминает, о правильной посадке во время письма.

- Ребята, посмотрите на следующую рабочую строчку, прочитайте про себя то, что там написано.

- ... прочитай пожалуйста вслух.

- Ребята, что мы с вами сейчас прочитали?

(слово).

- Сколько слогов в этом слове?

(2 слога)

- Назовите первый слог

(МУР)

-Назовите второй слог

(КА)

- Почему данное слово написано с большой буквы?

- Запишите это слов самостоятельно, обратите внимание на соединения, пишем мы не отрывая руки.

- Ребята, давайте  с вами проверим работу своего соседа, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слова Мурка.

- Если ваш сосед выполнил всё правильно, простым карандашом поставьте плюсик, рядом с рабочей строкой, если же допустил ошибку, поставьте минус.

- Поменяйтесь тетрадями, выполните самопроверку, вдруг ваш сосед ошибся. На доске я записала слово Мурка, сверьте, всё ли верно?

- Поднимите руку те, кто не допустил ошибку.

-Поднимите руки те, кто допустил ошибку.

Обучающиеся запоминают написание заглавной буквы М.

Учащиеся пишут букву м в воздухе.

- Обучающиеся проговаривают правила посадки вместе с учителем.

- Учитель пишет на доске, обучающиеся в прописях.

- Обучающиеся работают в прописях самостоятельно.

Обучающиеся выполняют

Проверка на доске.

Динамическая пауза

Основные приемы динамической паузы

Учитель предлагает выполнить упражнения для разминки пальцев рук (сидячая разминка)

- Вот помощники мои (вытягиваем ручки вперёд)

Их как хочешь поверни (поворачиваем кистями в разные стороны)

Раз, два, три, четыре, пять.

-Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)

И работать захотели.

Тихо все на место сели.


Выполняют комплекс упражнений для разминки пальцев рук.

Называют тему урока, проговаривают ее  друг другу в паре.

Озвучивают правила работы в группах. Распределяют обязанности и выполняют работу.

Вспоминают алгоритм списывания. В случае затруднения обращаются к таблице на доске.

Прежде чем списать предложение, его нужно прочитать, разделить дугами снизу на слоги, поставить ударение, подчеркнуть трудные места. После этого списать и проверить.

Учащиеся работают в группах.

Ответственные в группах располагают предложения на доске и поясняют выполненное задание.

Дети списывают предложение с желтой карточки с печатного текста, выделяя слоги, ударение, подчеркивая трудные места зеленой ручкой.

Проверяют сами себя по карточке с письменным предложением.

Оценивают свою работу на полях.

Предполагаемые ответы:

-Урок повторения

-Повторяли алгоритм списывания предложения.

Познавательные:

извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

умение взаимодействовать в группе; предлагать и принимать помощь, осуществлять сотрудничество.

Регулятивные:

умение выполнять требования предложенные учителем.

Предметные:

умение списывать с печатного текста, делить слова на слоги, ставить ударение, находить «трудные места» в написании слов.

Итог урока

Учить оценивать свою работу на уроке, свой вклад в общее дело.

-Ребята, в начале урока я вам раздала карточки с таблицей, попросила ее убрать на уголок вашей парты, так вот сейчас она нам и пригодится, достаньте карточку, возьмите ручку, давайте с вами подведем итог урока, работать будем с третьим столбиком, задания будут те же, сигналы тоже, если согласны с утверждением, то ставим улыбку, если нет, то расстроенный смайлик, таким образом мы сделаем с вами проверку, определим, чему мы научились на уроке и что узнали нового.

Какую цель мы ставили на уроке?  

- Мы достигли цели урока?

-Какую букву мы сегодня научились писать?

- Будет ли полезным новое знание (умение)?

- В чём ценность (польза) нового знания и умения?

- Я сейчас проверю, как вы усвоели материал, если я называю слово, которое будем писать со строчной буквы м, вы встаёте, если я называю слово, которое мы будем писать с заглавной буквы М, мы садимся!

- Научиться писать заглавную букву м в словах и слогах.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свою деятельность, поведение на уроке, деятельность и поведение окружающих.

Рефлексия

Какое задание вам показалось сегодня интереснее всего?

А какое задание было труднее всего выполнять?

- Что мы можем посоветовать тем ребятам, которые не справились с заданием или у которых возникли трудности?

Спасибо за урок!  Урок окончен.

Дети оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы.

Регулятивные:

Осуществлять рефлексию собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс

Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватно...

Разработка урока "Буква Ш"

Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ш"...

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока Буква Ц,ц. Звук [ц]

Данная работа Буква Ц,ц. Звук [ц] может быть использована воспитателями детского сада в подготовительной группе, учителями первого класса,воспитателями ГПД  первого класса и учителями-логопедами....