Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Хлыстова Ирина Валентиновна

Рабочая программа по русскому языку УМК Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преамбула

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ НШ-ДС  № 72 города Калининграда, авторской программы Иванова В.С «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.  

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.

            Программа по предмету «Русский язык» относится к предметной области «Русский язык и литературное чтение», рассчитана на 141 час в год и расширена 25 часами внутрипредметных модулей  «Наш друг – словарь» (11 ч) и «Сочиняю и пишу» (14 ч). Данные модули введены с целью повышения уровня практической грамотности у младших школьников,  умения владеть устной и письменной речью как средством отражения действительности, совершенствования навыков лингвистического анализа, реализации творческих способностей, а также развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности.

Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.        

Личностными результатами изучения программы «Русский язык» являются  следующие умения:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Средством достижения этих   результатов служат тексты из учебника Русский язык».

Метапредметными результатами освоения программы «Русский язык» является формирование универсальных учебных  действий(УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать  цели урока после предварительного обсуждения; учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

         Познавательные УУД: отбирать необходимые знания из большого объёма информации, самостоятельно работать с учебником, пользоваться словарями, справочниками, систематизировать и классифицировать информацию,  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), систематизировать учебный материал.  

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

                 Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя), темп письма 70-80 знаков в минуту.

                  Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами к концу обучения в 4  классе является сформированность следующих умений:

Фонетика и графика

Выпускник научится:

  • проводить фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов.

Орфоэпия

Выпускник получит возможность научиться)

  •  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  •  оценивать соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников;
  •  находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.).

Состав слова

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделенными  морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • оценивать правильность проведения разбора слова по составу;

Лексика

 Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Морфология

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имен существительных  - род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. врем.), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах).

Синтаксис

Выпускник научится:

  • различать предложения, словосочетания, слова;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные);
  • определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные  члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства);
  • выполнять в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический);
  • оценивать правильность разбора простого предложения;
  • различать простые и сложные предложения.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • применять правила правописания;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объемом 80-90 слов;
  • писать под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибок и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

Развитие речи

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.);
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • оценивать  правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при  интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи).

Содержание учебного предмета

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний).

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

Наречие как часть речи.

Имя числительное: общее значение.

Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения.

Словосочетание.

Сложное предложение.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма).

 Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи». Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Тематическое планирование

Раздел программы или тема

Количество часов на изучение раздела (темы)

Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме)

Практическая часть раздела (темы) программы

1.

Фонетика

1

2.

Состав слова

2

3.

Морфология

36

7

4

4.

Синтаксис

31

6

3

5.

Правописание

57

9

12

6.

Развитие речи

14

3

2

Итого

141

25

21

Поурочное планирование

Тема

Дополнительные сведения

1

Пишем письма.

2

Повторение фонетики и словообразования.

3

Повторение изученных орфограмм.

4

Повторение изученных орфограмм.

5

Повторение признаков имени существительного.

6

Повторение правописания окончаний имён существительных 1-го склонения.

7

Повторение правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

8

Повторение правописания окончаний имён существительных 3-го склонения.

9

Входная контрольная работа

10

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Пишем письма.

11

М. «Наш друг – словарь». Роль словарей, справочников, энциклопедий в жизни современного человека.

12

Морфологический разбор имени существительного.

13

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

14

Повторение признаков имени прилагательного.

15

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

16

Списывание.

17

Морфологический разбор имени прилагательного.

18

Текст.

19

М. «Сочиняю и пишу». Что такое творчество? Кого мы называем творцом? Труд писателя.

20

Проверочная работа по темам: «Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного».

21

Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Буквы о-ё после шипящих и ц.

22

Повторение орфограммы «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

23

М. «Сочиняю и пишу». Откуда писатели берут темы для своих произведений?

24

Повторение местоимения. Словарный диктант.

25

Орфограммы приставок.

26

Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

27

Контрольная работа по теме «Морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и местоимения»

28

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Члены предложения. Разбор по членам предложения.

29

Обучающее изложение.

30

Синтаксический анализ предложения.

31

М. «Сочиняю и пишу». Функциональные стили речи и их признаки (научный, художественный, разговорный, публицистический).

32

Синтаксический анализ предложения.

33

Знаки препинания при однородных членах предложения.

34

Знаки препинания при однородных членах предложения.

35

Знаки препинания при однородных членах предложения.

36

Контрольная работа по теме «Синтаксический разбор и анализ предложения».

37

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Синтаксический анализ предложения.

38

Текст. Деление текста на абзацы.

39

Глагол как часть речи.

40

М. «Наш друг – словарь». Орфографический словарь - твой помощник.

41

Правописание приставок в глаголах.

42

Правописание не с глаголами.

43

Вид глагола.

44

Начальная форма глагола.

45

Личные формы глагола.

46

Лицо и число глагола.

47

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

48

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

49

Текст – описание.

50

М. «Сочиняю и пишу». Работа с текстами разных стилей.

51

Контрольное изложение.

52

Анализ изложений и работа над ошибками. Правописание  -ться и -тся в глаголах.

53

Правописание –ться и тся в глаголах.  

54

Проверочная работа по теме «Глагол».

55

Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Спряжение глаголов.

56

Спряжение глаголов.

57

Спряжение глаголов.

58

Правописание глаголов. Словарный диктант.

59

Правописание безударных окончаний глаголов.

60

Правописание безударных окончаний глаголов.

61

М. «Сочиняю и пишу». Монолог, построенный на антитезе «Что я люблю…Что я не люблю…»

62

Правописание безударных окончаний глаголов.

63

М. «Наш друг – словарь». Интересные глаголы.

64

Правописание безударных окончаний глаголов.

65

Контрольный диктант по теме: «Орфограммы, изученные за первое полугодие».

66

М. «Наш друг – словарь». Сокровища живого русского языка. Собиратель слов В.И.Даль

67

Правописание глаголов. Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов».

68

Правописание глаголов.  

69

Правописание глаголов.

70

Настоящее время глаголов.

71

Правописание суффиксов глаголов.

72

Прошедшее время глагола.

73

Обучающее изложение.

74

Правописание суффиксов глаголов.

75

Будущее время глагола.

76

Правописание суффиксов глаголов.

77

Изменение глаголов по временам.

78

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.

79

Условное наклонение глагола.

80

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант.

81

М. «Сочиняю и пишу». Расскажу вам о себе…. Устный рассказ – знакомство.

82

М. «Наш друг – словарь». Толковые словари русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова.

83

Повелительное наклонение глагола.

84

Словообразование глаголов.

85

Глагол в предложении.

86

М. «Сочиняю и пишу». «Все мы родом из детства….» Забавный случай, о котором все любят вспоминать.

87

Проверочная работа по теме: «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов».

88

Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Правописание глаголов.

89

Морфологический разбор глагола.

90

М. «Наш друг – словарь». Фразеологические словари. Словари пословиц и поговорок.

91

Учимся писать краткое изложение.

92

Анализ изложений и работа над ошибками. Наречие.

93

Как образуются наречия.

94

Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант.

95

М. «Сочиняю и пишу». Комплексный анализ текста художественного стиля.

96

Морфологический разбор наречий.

97

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

98

М. «Наш друг – словарь». Этимологические словари. Этимология знакомых слов.

99

Контрольная  работа по теме: «Гласные на конце наречий, ь на конце шипящих».

100

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Мягкий знак на конце слов после шипящих.

101

М. «Сочиняю и пишу». Редактирование текста.

102

М. «Сочиняю и пишу». Анализ текста с элементами рассуждения.

103

Имя числительное. Изменение имён числительных.

104

М. «Наш друг – словарь». Особенности грамматических словарей.

105

Слитное и раздельное написание числительных.

106

Контрольная  работа по теме: «Глагол, наречие, имя числительное».

107

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. М. «Сочиняю и пишу». Повествование. Заметка в газету.

108

М. «Сочиняю и пишу». Эссе как жанр сочинения.

109

Правописание мягкого знака в  числительных.

110

Правописание числительных.

111

Связь слов в предложении. Словосочетание.

112

Словосочетание.

113

Связь слов в словосочетании. Согласование.

114

Связь слов в словосочетании. Управление.

115

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

116

Правописание слов в словосочетаниях.  

117

Контрольное списывание.

118

Словосочетание в предложении.

119

Контрольный диктант по теме: «Правописание слов в словосочетания».

120

Анализ диктантов и работа над ошибками. Синтаксис. Сложное предложение.

121

Как связаны части сложносочиненного предложения.

122

Всероссийская проверочная работа.

123

М. «Мой друг – словарь». Энциклопедии как разновидность словаря. Википедия.

124

Всероссийская проверочная работа.

125

Знаки препинания в сложном предложении.

126

М. «Мой друг – словарь». Самые необычные словари русского языка.

127

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

128

Контрольное изложение.

129

Анализ изложений и работа над ошибками. Учимся писать сочинение.

130

Анализ сочинений и работа над ошибками. Как связаны части сложноподчиненного предложения.

131

Контрольный диктант по теме: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах».

132

Анализ диктантов и работа над ошибками. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

133

Итоговая проверочная  работа по теме «Орфограммы  и пунктуационные правила, изученные в 4 классе».

134

Анализ проверочных работ и работа над ошибками. Сложное предложение.

135

Морфологический разбор имен существительных и прилагательных.

136

Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

137

М. «Сочиняю и пишу». Анализ текста в жанре эссе.

138

М. «Сочиняю и пишу». Репортаж с места событий. Анализ текста-репортажа.

139

М. «Наш друг – словарь». Составление веселых школьных словарей.  

140-141

Резервный урок

Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...