Материал к уроку по теме "Окончание прилагательных во мн.числе в Им.п. и В.п."
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Слиткова Галина Анатольевна

Ссылка для скачивания материала: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/mater...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

у рок русского языка 3 класс

Слайд 2

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете . «С добрым утром!»– говорит и большим, и детям . Утро добрым быть должно, и хорошим тоже . Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Слайд 4

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете . «С добрым утром!»– говорит и большим, и детям . Утро добрым быть должно, и хорошим тоже . Лишь хороший человек всё на свете сможет. Пусть урок будет активным, интересным и продуктивным!

Слайд 5

пирожное

Слайд 6

аптека

Слайд 7

С к А зочный С южет читАтель ром А н скАзка бум а га жАнр писАтель читАть рассказ

Слайд 8

к осмос космонавт

Слайд 9

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете . «С добрым утром!»– говорит и большим, и детям . Утро добрым быть должно, и хорошим тоже . Лишь хороший человек всё на свете сможет. Пусть урок будет активным, интересным и продуктивным!

Слайд 10

с частливые счастливые и мя прилагательное ? Мн.ч ые ? ? Счастливые дети вытянули счастливые билеты. дети билеты И.п В .п

Слайд 11

рефлексия На уроке русского языка мы повторили всё, что знали об………….. . Благодаря ……….. наша речь становится ………….. . Я узнал(а)………… . Я был(а) (какой( ая ?) Урок был (какой?)…….. Одноклассники были (какие?)…. Настроение (какое?)…..

Слайд 12

источники https://img-fotki.yandex.ru/get/508911/200418627.1fa/0_1af8ad_9dd94b98_L.png http:// kira-scrap.ru/KATALOG/ZVETY/1/0_8a6d2_c6410148_M.png https:// img-fotki.yandex.ru/get/32/200418627.90/0_123381_b2cbe1cf_L.png http:// kira-scrap.ru/KATALOG/ZVETY/9/f427d27b.png Составитель: Слиткова Галина Анатольевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №35 города Томска На момент создания шаблона и презентации все ссылки являются активными Сайт:https ://nsportal.ru/ slitkova-galina-anatolevna



Предварительный просмотр:

Тема: окончание прилагательных во множественном числе в  Им.п. и В.п.

Цели:

  • изучить окончания прилагательных во множественном числе в  Им.п. и В.п.;
  • формировать умения выделять в предложении словосочетания с прилагательными и правильно писать окончания прилагательного, опираясь на вопросы, задаваемые от существительного;
  • закреплять написание изученных орфограмм;
  • развивать умение определять состав слова;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • уметь писать окончания прилагательных во мн.ч. в И.п. и В.п.
  • определять число, падеж прил.
  • расширять словарный запас детей;
  •  развивать внимание и логическое мышление;

личностные результаты:

• самооценка на основе критериев успешной деятельности;

• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• интерес к изучению языка;

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• преобразовывать познавательную задачу в практическую;

• формирование навыков контроля и самоконтроля;

личностные результаты:

• самооценка на основе критериев успешной деятельности;

• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• интерес к изучению языка;

Коммуникативные УУД:

– уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

– задавать вопросы;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» 3 класс М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова
  • звукозапись П.И. Чайковский «Времена года. Апрель»;
  • карточки для самостоятельной работы и групповой работы;
  • презентация.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности . (1 мин)

– Приветствие.

(Звучит музыкальная композиция «Времена года. Март» П.И. Чайковского или "Времена года. Апрель" П.И.Чайковский)

Ученик читает стих (слайд 2)

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете.

«С добрым утром!»– говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Музыка звучит еще несколько секунд. (Слайд 3)

II.Эмоциональный настрой на урок. (1 мин)

Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает? (Весну) 

Это произведение написал П.И. Чайковский и назвал «Апрель» («Март»)

Желаю вам прекрасного настроения в этот весенний апрельский день.

Пусть урок будет активным, интересным и продуктивным! (Слайд 4)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

III. Актуализация знаний, формулирование темы урока.

  1. Словарная работа. (Слайд 5, 6, 7, 8)

По облаку слов дети должны вспомнить изученное словарное слово, проговорить слово орфографически.

Пирожное, аптека, рассказ, космос, космонавт.

Ребята, кто сможет повторить все словарные слова, которые мы вспомнили. (Слайд 9, затем презентацию учитель выключает.)

  1. Минутка чистописания:

На партах у детей лежит раздаточный материл с текстом стишка.

  • посмотрите на текст стихотворения, прочтите первое слово и назовите букву, которая обозначает твёрдый парный, глухой парный согласный звук. (звук [п], буква «пэ»). Пропишите по образцу.
  • из третьего слова («людьми») пропишем букву ударного гласного звука. (звук [и], буква «и»)
  • из четвёртого слова(«Солнце») пропишем букву непроизносимого согласного звука. (звук [л],  буква «эль»)
  • прочитайте слово с удвоенной согласной («рассвете»).  Пропишем третий слог. (слог «те»)
  • из слова «говорит» возьмем четвёртую букву алфавита. (буква «гэ»)
  • какими буквами обозначен звук [л'], в слове «большим». (буквами «эль» и «мягкий знак») Пропишем это сочетание букв.
  • в четвёртой строке стихотворения найдите предлог и назовите букву согласного звука [н] (буква «эн»)
  • из слова «сможет» запишем по порядку все буквы гласных звуков. (буквы «о» и «е»)
  • прочтите моё пожелание под строчками стихотворения. В каком слове есть первая бука алфавита? (в слове «активным») Пропишите эту букву два раза.
  • буква этого согласного звука есть в каждом из следующих слов: «поздоровалось», «на рассвете», ««С добрым утром!»– говорит», «добрым» и «хорошим» (буква «эр»)

Из букв, которые мы записали, сложите слово и вы узнаете тему урока.

Тема: «Прилагательное»

Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Еще называют его……(прилагательным)…

2. Актуализация

- Вспомните, что мы уже знаем об этой части речи.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имя прилагательное всегда связано  с именем существительным.
    
 Изменяются по родам, падежам. По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.

Учитель включает презентацию.

  1. Формулирование темы и цели урока (Слайд 10)

С помощью кругов Эйлера дети формулируют тему и цель урока.

Посмотрите на слайд презентации и скажите, что объединяет эти слова?

Обсудите в паре и если готовы дать ответ поднимите руки.

В кругах записаны слова, которые являются прилагательными, мн.ч с окончанием –ые-)

 А почему вы ничего не сказали про падеж? (Падеж определить невозможно, т.к нет существительного к которому они относятся)

Появляется предложение «Счастливые дети вытянули счастливые билеты»

Итак, тема нашего урока…(дети формулируют) окончание прилагательных во множественном числе в Им.п. и В.п.

IV. Постановка учебных задач.

Цель: учимся правильно писать окончания прилагательных, различать И.п. и В.п. прил. мн.ч.

Учитель выключает презентацию.

Р.р  На доску учитель последовательно прикрепляет картинки, просит детей составить предложение по теме «Весна»  используя в речи прилагательные. (Картинки: солнце, облако, дерево с распускающимися листочками, подснежник, скворец, бабочка, дом, лавочка, на лавочке котик…)

V. Работа по теме урока.

  1. №156. Прочитай стихотворение. Найди и выпиши все прилагательные в столбик (название не учитывай). Подчеркни орфограмму в корне, которая их объединяет. Рядом в скобках напиши проверочные слова. Окончания у прилагательных выдели.

Фронтальный разбор и запись.

СЕНТЯБРЬСКИЕ КОСТРЫ

Зажёг сентябрь прекрасные
Костры на склоне дня.
Гасить труды напрасные:
Для леса не опасные,
Горят осины красные
Без дыма и огня.

(В. Мусатов)

прекрасн[[ые] (прекрасен)
напра
сн[ые] (напрасен)
опа
сн[ые] (опасен)
кра
сн[ые] (красен)

Прилагательные объединены орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова».

Выпиши прилагательное, входящее в название стихотворения. Выдели в нём окончание. Оно отличается от окончаний других прилагательных в этом тексте?

Посмотри в таблице, в каких падежах находят, прилагательные в форме мн.ч. имеют такие окончания?

Поставь слово «сентябрьские» в начальную форму и покажи письменно, от основы какого слова оно образовано.

сентябрьск[ие]

В отличие от остальных прилагательных в тексте, у этого основа оканчивается на мягкий согласный, поэтому окончание -ие, а не -ые.

сентябрьский ← сентябрь

  1. Физминутка.

Учитель называет слова с основой на твёрдый согласный (окончание –ые-) и с основой на мягкий согласный (окончание –ие-). Дети поднимают руки, когда слышат слова с окончанием –ый- и ставят на пояс, если слышат слова с окончанием –ий-

Красные, милые, глубокие, золотые, дорогие, счастливые, серебряные, далёкие…

  1. Фронтальная работа и работа в группе

№ 158. Прочитайте текст на с. 138. Подумайте, какие буквы нужно писать на месте пропусков. Поставьте в нужную форму прилагательные в скобках.

Объяснить лексический  смысл слов.  (В классе есть толковый словарь)

ЗАТОН — ЗАТОН, естественно образовавшийся глубокий залив реки, используемый как стоянка судов, безопасная от весеннего и осеннего ледоходов.

ЗА́ВОДЬ, -и, ж. Небольшой залив, часть реки (или озера) около берега с замедленным течением. 

Синонимы - слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. 

         Обсуждение с опорой на интерактивное задание.

https://learningapps.org/create?new=140#preview 

                С добрым утром!
Задр
емали звёзды золот[ые]мн.ч., И.п.,
Задр
ожало зеркало затона,  
Брезжит све
т на заводи речн[ые]мн.ч., В.п.
И румянит се
тку небосклона.
Улыбнулись сонн[ые]
мн.ч., И.п. берёзки,
Растр
епали шёлков[ые]мн.ч., В.п. косы.
Ш
елестят зелён[ые]мн.ч., И.п. серёжки,
И горят серебрян[ые]
мн.ч., И.п. росы.

Работа в группе: впишите в круги прилагательные из стихотворения Есенина. Почему два круга? (И.п и В.п)

Выпиши выделенные прилагательные в той форме, в которой они стоят в скобках. Покажи, от основ каких слов они образованы.

речной ← от река
сонный ← от сон
шёлковый ← от шёлк
серебряный ← от серебро

VI. Заключительный этап.

Итог урока:

Вспомните, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

VII. Рефлексия.

Когда дети выполняли письменное задание, учитель прикрепил к каждой картинке(по возможности) пару.

 (Картинки: солнце, облако+облако, дерево с распускающимися листочками+ дерево, подснежник+подснежник, скворец+ облако, бабочка+ бабочка, дом, лавочка, на лавочке котик+котик…)

На этапе рефлексии учитель просит рассказать, что изменилось и почему. Тема урока: окончание прилагательных во множественном числе в  Им.п. и В.п. Попробуйте изменить наш рассказ соответственно теме урока.

(Слайд 11)

• При выполнении, какого задания ты испытывал трудности?

• Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

VII. Домашнее задание: Учебник ч 3, с 137 №157.

Источники:

  1. https://7gy.ru/shkola.html
  2. М. Л Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, Русский язык, ч 3, 3 класс, Академкнига/Учебник, 2013 г


Предварительный просмотр:

        

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете.

«С добрым утром!»– говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Пусть урок будет активным, интересным и продуктивным!

         Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете.

«С добрым утром!»– говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Пусть урок будет активным, интересным и продуктивным!

Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете.

«С добрым утром!»– говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Пусть урок будет активным, интересным и продуктивным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Склонение имён прилагательных в единственном числе». 4 класс

Ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных....

Тема урока: «Склонение имён прилагательных в единственном числе». 4 класс

Ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных....

Конспект урока: "Склонение имен прилагательных во множественном числе."

Цель: создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"

Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать поз...

Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."

Планируемые результаты:ЛичностныеПринятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;формирование личностного смысла учения;развитие самостоятельности и личной ответственности...

Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."

Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна  Предмет: русский язык 4 классТема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."...