Разработка урока по русскому языку в 4 классе " Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Обобщающий урок по теме " Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщающий урок27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 

в 4 классе 

 

«Обобщение по теме «Местоимение» 

 

 

  

 

Тема урока: «Обобщение по теме «Местоимение»». 

 

Цель урока: 

  1. Обобщить знания по теме «Местоимение» 
  1. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода. 
  1. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки. 
  1. Повторить изученный материал «Местоимение». 
  1. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас; 
  1. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале). 

Задачи

предметные : 

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; 

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; 

- совершенствовать навык правописания  местоимений с предлогами; 

- способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; 

- формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; 

- воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке; 

метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления      учащимися знаний о местоимениях; 

– содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД): 

регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме; 

познавательных –  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; 

коммуникативных –  формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. 

Личностные УУД – создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни; 

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком. 

Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация к уроку, оценочный лист, карточки со словами, карточки с местоимениями, «домик» для местоимений, кроссворд-шарада (на листочках), тест на теме «Местоимение» (на листах), карточка с домашним заданием. 

Планируемые результаты

          предметные: 

          совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; 

          закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; 

          совершенствовать навык правописания  местоимений с предлогами; 

           метапредметные:  

           принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; 

           формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию; 

           строить понятные для партнера высказывания; 

           личностные: 

           учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании. 

 

Универсальные учебные действия: 

Регулятивные: 

-   определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; 

-   учиться работать по предложенному учителем плану; 

-   производит самоконтроль, самооценку. 

Познавательные: 

-   делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; 

-   умение работать с текстом; 

-   умение выделять существенное. 

Коммуникативные: 

-    слушать и понимать речь других; 

-    построение речевых высказываний. 

Личностные: 

-    умение оценить ответы одноклассников и оценить их. 
 

Тип урока: урок общеметодологической направленности (обобщение). 

Вид контроля:  фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль. 

 

Ход урока 

 

I.    Организационный момент 

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения. 

 

Слайд 1. 

1. Психологический настрой к уроку 

- Сегодня у нас необычный урок, 

На нём подведём мы работы итог. 

Сегодня ждут нас старые друзья, 

Побываем у них вместе – вы и я!         

 

II. Самоопределение к деятельности. 

- А что это за  старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них. 

(Учитель читает стихотворение) 

- Применяем мы всё это  

Вместо имени предмета, 

Нам на всё оно укажет, 

Но ничьих имён не скажет. 

Часто очень применяется, 

Сильно очень изменяется. 

Без него, как не крутись, 

В речи нам не обойтись! 

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь? 

Дети: - Это местоимения!  

- Верно, это наши друзья местоимения. 

 

III. Актуализация знаний. 

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд! 

Слайд 2. «Подумай и ответь» 

 

- Теперь давайте посмотрим, что у вас лежит на парте.  

-  Чтобы оценить свой успех на уроке у вас  у каждого лежит «Оценочный лист».  

- Открываем тетради, запишите число и классная работа. 

(Дети записывают число и классная работа в свои тетрадочки) 

- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов. 

 

IV. Работа по теме урока. 

1. ЧИСТОПИСАНИЕ   

- У вас сегодня будет необычное чистописание. 

- И начнём мы свой урок, 

Несомненно, с этих строк. 

Вы на строчки посмотрите- 

Что заметили - скажите? 

(На доске прикреплены карточки со словами) 

- Прочитайте, что же на карточках написано? 

(Дети читают, что написано на карточках) 

* В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ 

- Так что же вы заметили? 

Дети: - Здесь записаны разные части речи. 

- Какие части речи вы здесь заметили?  

Дети: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения. 

- Я предлагаю вам выписать только местоимения  к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно! 

- Следим за своей посадкой. 

(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.) 

- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.  

Слайд 3. 

Сосчитайте количество правильно выписанных местоимений, все выписаны местоимения правильно – 5 баллов (по количеству правильно записанных местоимений), поставьте в оценочном листе количество баллов заработанные соседом по парте за 1 задание. Тетрадь и оценочный лист верните соседу- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились? 

Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД.  

Д.- Союзы: А, НО.  

Д.-  НОС, что? НОС – это существительное.  

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.  

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить. 

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание? 

Дети: - Повторили части речи. 

Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения. 

- Молодцы. 

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной. 

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили… 

Слайд 4. 

2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ. 

- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимения… 

- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА? 

Слайд 5. 

1-й ряд: местоимение – ОН (по 2 слова – любых) 

2-й ряд: местоимение – ОНО (по 2 слова – любых) 

3- ряд: местоимение – ОНА (по 2 слова – любых) 

- По 1 человеку из ряда  идёт к доске и записывает свои 2 слова на доске под нужной карточкой. 

(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. По одному человеку от каждого ряда выходят к доске и выписывает свои найденные слова на неё.) 

ОН                                         ОНО                                         ОНА 

агроном                              богатство                                      заря 

восток                                  животное                                      посуда 

- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания. 

(Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.) 

Дети: - Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д… 

- У кого из ряда есть другие слова? 

- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист. 

- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 баллов. 

- Что мы с вами повторили, выполнив это задание? 

Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду. 

- Правильно. 

 

3. Домики (Работа в паре) 

- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают. 

- Ваша задача сейчас будет поработать в паре. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения.  

                                   

                                    МЕСТОИМЕНИЯ 

                       

ЛИЦО 

ЕДИНСТВЕННОЕ 

ЧИСЛО 

МНОЖЕСТВЕННОЕ 

ЧИСЛО 

1 

 

 

2 

 

 

3 

 

 

 

- Что мы с вами повторили, выполняя это задание? 

Дети: - Повторили, какое местоимение, к какому лицу и числу относится. 

Запишите в оценочном листе 6 баллов, если вы записали всё верно (за 1 местоимение – 1 балл) 

 

Слайд 6. 

4.   Работа по учебнику  

Упражнение 130 стр.62 

(Упражнение выполняют под руководством учителя) 

 

Слайд 7. (образец выполнения упражнения) 

Слайд 8. 

V. Физкультминутка  

- А ну-ка, всем не унывать и только весело шагать!  

Кто шагает с рюкзаком?     (шаг) 
Мы, туристы!                        
Кто со скукой не знаком?   (рывки руками) 
Мы, туристы!  
Нас вперед ведут Дороги!   (повороты) 
Наш девиз: “Всегда вперед!” (приседания) 
Эй, ребята, тверже шаг!          (шаг) 
Что турист берет в дорогу?    (прыжки) 
Песню, ложку и рюкзак!         (вдох, потягивания, исходное положение) 

VI. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА 

 

- Скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица? 

 

Дети: - Изменяются по числам. 

Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н». 

- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор? 

Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать. 

- Вот текст, который надо отредактировать.  

 

 

Слайд 9. 

«Исправь ошибки»  

- Прочитайте рассказ и запишите его без ошибок. Укажите местоимения и определите падеж. 

     Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку играть с ими.  

Слайд 10. Проверка  

(За каждую найденную ошибку – 1 балл, максимально – 3 б.) 

    Вася и Петя играли во дворе. К ним подошла Маша. У неё не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ними.  

а)- На какое правило допущены ошибки?(Правописание местоимений с предлогами) 

- Что нам говорит это правило?  

Слайд 11. 

Местоимения, как и существительные,  могут употребляться с предлогами.  Предлог пишется от местоимений отдельно. 
Зайду к тебе. Приходи ко мне. 

Когда местоимения он, она, оно, они употребляются с предлогами, то начинаются со звука н, например:  
Ты был у них? 
Я пришёл к нему и вручил ему книгу.  
Глядь, опять перед ним землянка.    Проверка:  

б) определение падежей местоимений. (В исправленном тексте) 

(Выполняют с комментированием с места) 

- Молодцы, потрудились вы на славу! 

3.  -  Но перед нами ещё одно испытание.  

 

 

 

Слайд 12. 

Кроссворд – шарада. 

В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы. 

 

  1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?  
  1. Сколько личных местоимений в слове семья?  
  1. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.  
  1. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.  
  1. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.  

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение. 

В оценочном листе поставьте баллы (Максимально – 5 б., за каждое слово  - 1 б.) 

-Вот мы с вами и дошли до страны «Местоимение». А, чтобы стать полноправными гражданами этого государства, нам необходимо пройти тестирование. 

Тест  

Слайд 13-14. 

 

Слайд 15. Проверка теста 

В оценочном листе – за правильный ответ – 1б. (максимально – 6 б.) 

Оценочный лист 

- Подвиньте к себе оценочный лист.  

- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок.  

Проверка баллов у учащихся. 

- Встаньте те, кто получил за урок от 23 до 31 балла? 

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. («5») 

- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 18 до 22 баллов? 

- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь. («4») 

- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок от 17 и ниже баллов. Дети поднимаются со своих мест.  

- Тоже не плохо. («3») 

 

Слайд 16. 

VII. Итог работы. 

- Как называется часть речи, которую мы на уроке повторяли? 

- Что вы знаете о местоимениях? 

 

- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения. 

 

VIII. Рефлексия: 

- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока. 

- Поднимите, руку у кого всё получилось  и он уходит с урока в хорошем настроении? 

Дети поднимают руки… 

- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого? 

Дети поднимают руку. 

- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты. 

 

Слайд 17. 

 IX. Домашнее задание. (на карточках) 

-  Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл. 

 - Спасибо за  урок! 

Слайд 18.        

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Местоимение как часть речи"

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.Задачи: развивать умения распознавать местоимени...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе

Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление уч...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Местоимение"

Тема урока: МестоимениеТип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распознавать личные местоимен...