Конспект урока по русскому языку"Основные правила орфографии"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шепетене Ирина Рихардасовна

Урок русского языка в 4 классе УМК "Перспектива". Цель урока: выработать навык нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык 4 класс27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

  Тема: Основные правила орфографии

  Тип урока: закрепление, открытие нового.

   Технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция

Постановка учебной задачи

Целеполагание

Контроль

Оценка

Познавательные:

постановка и решение проблем

поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения объектов

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

построение логической цепочки,

структурирование знаний,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

1. умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

2. эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

3. умение договариваться, находить общее решение.

4. умение аргументировать свое мнение, убеждать, умение слушать собеседника.

Личностные:

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к дружбе.

способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Метод: проблемно- диалогический, словесный, наглядный.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I.Организационный этап

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

- Пусть хорошее настроение поможет вам свершить интересные открытия. Я желаю вам удачи, ведь маленькие удачи приносят большой успех.

IΙ. Актуализация знаний.

- Урок русского языка хочется начать с высказывания И.С. Тургенева.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает… Пушкин! (И. Тургенев)

- К чему призывает нас Тургенев?

(Бережно относиться к языку – это значит глубоко, вдумчиво изучать его, говорить чистым, правильным, литературным языком, учиться грамотно писать на нём.)

Что значит бережно относиться к языку?

Почему же в ваших тетрадях встречаются ошибки. Кто в этом виноват? Может быть виноваты буквы. Попытаемся выяснить это

Какая наука изучает правила правописания? Орфография

 (Орфография или правописание – это система правил, которые устанавливают единообразие в написании слов)

-Для чего нужна эта система правил?

(Чтобы грамотно писать слова)

-Как вы понимаете слово единообразие?

(Единые правила, которые устанавливают правильную передачу речи на письме)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Основные правила орфографии)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?  

Цель: вырабатывать навык нахождения орфограмм в словах и алгоритм их

проверки; 

Задачи: Повторить  известные орфограммы;

Умение находить орфограммы в словах; подбирать проверочные слова;

развивать орфографическую зоркость;

Учиться правильно писать слова в соответствии с правилами русского языка;

развивать умение работать в группах и парах;

Сегодня на уроке вы будете работать на листах продвижения.

2. Минутка чистописания

- Запишите число, классная работа

- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются непроверяемыми безударными гласными в слове орфография.

- Какие это буквы? (о, о) (гласные)

- Почему?

- Составьте цепочку из таких букв, при каждом повторе увеличивая количество букв О на одну.

о оо ооо оооо ооооо

(Учитель записывает на доске цепочку букв, обращая внимание на их соединения)

Подчеркните написание, которое вы считаете, что получилось лучше.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию текста.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Заполните в «бортовом журнале» первый столбик (Что я знаю по этой теме?)

Что я знаю по теме?

Что нового узнал(а)?Чему научился/научилась?

Что не понял(а)

Поделитесь своими мыслями?  

Я предлагаю каждому на листе в левом столбике записать правила орфографии, с которыми вы уже знакомы. Ровно 2 мин.

Орфограмма

Слова с непроверяемым написанием

Жи- ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, нщ

Парные согласные

Безударные гласные

Непроизносимые согласные

Удвоенные согласные

Перенос слов

Прописная буква

Разделительные Ъ и Ь

РАБОТА В ГРУППАХ

А теперь в группе каждый по очереди проговорите правила, которые вы записали.  Если это правило у вас есть поставьте рядом +, если нет, впишите на своем листе во 2 столбец (1 мин)

Каждая группа рассказывает, сколько правил,  и какие они смогли записать.

На доске у меня записаны слова, ваша задача определить на какое правило слово , записать в нужную строку и выделить орфограмму (САМОПРОВЕРКА)

КАРТИНА, ЖИР, ДОРОЖКА, НЕНАСТНЫЙ, ВЕЛИКОЛЕПИЕ, ЧАЩА, ГЛАЗ, ПАССАЖИР, ИВАН, РУЧЬИ, ОМСК, ОБЪЕЗД, УЖАСНЫЙ, КАССА

Чему мы учились, выполняя это задание?  (Умение находить в словах орфограммы и выделять их)

Оцените свою работу, если все правильно поставьте +,

если 1-2 ошибки поставьте V,

 если более 2 ошибок поставьте –

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику  с. 51 упр. 69.

 Прочитайте задание.

На листе продвижения в первый столбик запишите номера групп слов, где можно подобрать проверочные слова, а во второй столбик группы слов, где этого сделать нельзя.

Объясните, почему вы сделали такой выбор.

Если  у вас также как и у меня , поставьте +;

если 1-2 ош. поставьте  V,

 если более 2 ош. поставьте -.

К словам, с какими орфограммами не смогли подобрать проверочные слова? Почему?

- Как узнать правописание слов, к которым мы не смогли подобрать проверочные слова?

Работа по вариантам

1вариарт -1,3, 5, 8 группы;

2 вариант 2.4, 6, 8 группы

Для того, чтобы выполнить эту работу, что необходимо помнить?

Определить, каким правилам подчиняется написание выделенных букв в каждой группе слов. Подобрать проверочные слова, где это возможно. Какое слово можно назвать проверочным?

Запись и самооценка.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

V. Итог урока.

Рефлексия

Заполните бортовой журнал 2 и 3  столбики.

Поделитесь своими впечатлениями.

В листе продвижения закончите предложения

Самым интересным было__________________________________________

2. Я хочу себя похвалить за то, что_________________________________________

VI. Домашнее задание.

Для тех, кто хорошо разобрался,  предлагаю составить карточки для своих одноклассников по теме «Правила орфографии», для тех, кому еще нужно потренироваться, выполните упражнение 70 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 3класс «Правила правописания разделительных Ъ и Ь».

Даный конспект урока может быть применён на уроке русского языка в 3 классе по учебной программе "Школа 2100" . На этом уроке учащиеся знакомятся с правилом написания разделительных Ъ и ь знаков. В хо...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Девять правил орфографии". 3 класс УМК "Перспектива.

Конспект проведённого открытого урока - закрепления по теме "Девять правил орфографии"....

Урок русского языка "9 правил орфографии"

Проверка знания уч-ся по русскому языку и окружающему миру в игровой форме;формирование положительной мотивации изучения предмета, воспитание любви к родному языку...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс, тема "Основные правила орфографии", УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.      Предметные:Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и класс...

Технологическая карта урока русского языка "Девять правил орфографии" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование и развитие у учащихся ценностного отношения к усвоенным знаниям и способам решения частной задачи по изучению девяти правил орфографии.Задачи урокаДидактические:1. Уметь приме...