Технологическая карта урока русского языка "Девять правил орфографии" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Васюкова Екатерина Игоревна

Цель урока: формирование и развитие у учащихся ценностного отношения к усвоенным знаниям и способам решения частной задачи по изучению девяти правил орфографии.

Задачи урока

Дидактические:

1. Уметь применять изученные правила орфографии;
2. Формировать умение находить в словах орфограмму.

Развивающие:

1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
2. Развивать познавательный интерес, активность.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;
2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 28.09.2021 г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 3 «Т»

Урок: 4

Время: 11:40 – 12:20  Кабинет: 109

Студент: Васюкова Е.И.

Группа: 41

Учитель: Моцная Н.В.

Руководитель практики: Солопова Т.В.

Тема урока «Девять правил орфографии»

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование и развитие у учащихся ценностного отношения к усвоенным знаниям и способам решения частной задачи по изучению девяти правил орфографии.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Уметь применять изученные правила орфографии;
  2. Формировать умение находить в словах орфограмму.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность;

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Оборудование: учебник по русскому языку УМК «Перспектива», авторы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 3 класс 1 часть, презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

1. Приветствие, психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка, присаживайтесь.
2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Ребята посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных (на слайде: разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень) нам сегодня понадобятся?

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке.

- Кто согласен поднимите руку?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


- старание, внимание, сообразительность

Поднимают руки.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Слайд

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: 
беседа


































Практический:
работа в парах













1. Проводит пальчиковую разминку.

- Перед началом нашей работы давайте проведём разминку для наших пальцев.

- Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце – синхронные движения на обеих руках.
- Молодцы!

2. Проводит минутку чистописания.

- Итак, давайте вспомним правила посадки за партой, правильное положение тетради и как правильно держать ручку.

- Теперь открываем тетради и записываем сегодняшнее число.
Двадцать восьмоё сентября.
Классная работа.
-
Сейчас у нас будет минутка чистописания.
аоеия – дтсзбпжшгквф
жишичащачкчн – ллннсс

- Данные буквосочетания, не наводят ли вас на мысль? Что это такое?

3. Проводит словарную работу.
- Ребята, посмотрите на слайд.

На слайде:
1. Татьяна, Волга.
2. трава, земля, голова.
3. дорожка, травка.
4. деревня, берёза.
5. чаща, лыжи, речной.
6. прелестный, радостный.
7. аллея, длинный.
8. объявление, деревья.
9. мель-ка-ет, Ин-на.
- Вам необходимо выписать в тетрадь все слова, так как у меня представлено на слайде. В каждом слове выделить орфограммы и расставить ударение.

- После выполнения данного задания, вам необходимо в парах определить, на какую орфограмму данные слова.
- Перед выполнением задания, давайте вспомним, правила работы в паре.
- Сверьте с эталоном на слайде.

4
. Подводит учащихся к выводу.
- На какую орфограмму данные слова?

























- Давайте вспомним, привила переноса слов с мягким и твёрдым знаками и «й».

- Например: подъ – езд, конь – ки, зай – ка.

- Верно!

Повторяют движения за учителем.

Вспоминают правила безопасного письма.






Высказывают свои предположения.


Смотрят на слайд.









Слушают алгоритм выполнения задания.



Вспоминают правила работы в паре.


1. Прописная буква в именах собственных.


2. Проверяемые безударные согласные в корне слова.

3. Проверяемы парные по звонкости-глухости согласные в корне слова

4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

5. Правописание буквосочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу. чк, чн, щн.

6. Непроизносимые согласные.

7. Удвоенные согласные.

8. Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.

9. Правила переноса слов.
- их нельзя отрывать от предыдущего слога

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Слайд

Слайд

Постановка учебной задачи
(5  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим?

2. Вовлекает учащихся в определении
последовательности действий на уроке.
- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите, опираясь на слова, которые представлены на слайде.

1. Вспомнить…

2. Узнать…

3. Выполнить…

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.
- После каждого выполненного упражнения, вы в своих тетрадях будете оценивать свои результаты баллами.
Всё выполнено правильно – 2 б.
Допущено 1 – 2 ошибки – 1 б.
Допущено более 2 ошибок – 0 б.

Определяют тему и цель урока.

- «Девять правил орфографии»

- научиться грамотно, применять девять правил орфографии при выполнении упражнений


- правописание орфограмм

- на какие две группы можно разделить орфограммы

- тренировочные упражнения


Слушают результаты оценивания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Слайд











"Открытие" детьми нового знания
 (11 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению


Словесный:

беседа



































Практический:
работа с учебником,
выполнение упражнений






























1. Организует наблюдение над языковым материалом.
- Ребята, перед началом выполнения упражнений давайте вспомним, что такое орфограмма?  
- Верно!
-
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
- Как мы обозначаем орфограмму при проверке?
- Букву, которую мы проверяем, надо подчеркнуть одной чертой.
- Как можно проверить орфограмму?


- Приведите примеры.
- Молодцы!





- Откройте учебник на
стр. 42 упр. 57.

- Кто желает прочитать задание?

- Сейчас вы читаете текст, затем списываете и разделяете его на предложения.
- Приступаем к выполнению задания.
- Кто готов прочитать готовый текст?






- У кого не так?
- Правильно!
2. Подводит учащихся к выводу.
- Объясните все случаи употребления прописной буквы.
- Правильно всё назвали.

- Прописная буква употребляется:
1) в начале предложения;
2) в именах собственных: именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в географических и астрономических названиях, названий стихотворений, рассказов, сказок.


- Какие ещё орфограммы в тексте вы заметили?





3. Организует оценивание.
- Кто не ошибся?
- Оцените себя.

- это ошибка, «опасное место»




- подчёркиваем одной чертой

- подобрать проверочное слово или проверить по словарю

- дома – дом; «собака» - в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.






Один ученик читает задание.


Выполняют задание.


Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Он родился в Москве. Пушкин написал много прекрасных стихов и поэм. С детства мы знаем и любим его «Сказку о царе Салтане...».

- Прописная буква в задании пишется:
1. Имя, отчество, фамилия – Александр Сергеевич Пушкин.
2. В начале предложений – Он, С.
3. Название городов – Москва.
4. Имя сказочного персонажа – Салтан.
5. Название сказки – «Сказку о царе…»
- удвоенная согласная – русский; сочетание сн, в котором буква «т» не пишется (проверочное слово – прекрасен);
проверяемы парные по звонкости-глухости согласные в корне слова – сказка (сказочный)

Оценивают свою работу в тетради.

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
К: готовность слушать собеседника и вести диалог



































К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Учебник





























Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий



Иминитативный:

упражнение

 

















Словесный:

беседа

1. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.
- Следующее упр. 58.

- Кто желает прочитать задание?

- Сейчас вы списываете стихотворные стоки и подчёркиваете орфограммы, которые вам встретятся в тексте.

- Приступаем к выполнению задания.
4. Проверяет выполнение задания.
- Какие орфограммы встретились в словах?



- Объясните употребление прописных букв.

- Верно!




- Далее вам необходимо подчеркнуть главные члены предложения.
- Что является главными членами предложения?


- Кто готов назвать главные члены предложения?




- Давайте сверим, с эталоном на слайде.
- Молодцы!
5. Подводит учащихся к выводу.
- Какие орфограммы можно проверить, а какие нет?
6. Организует оценивание. 
- Кто не ошибся?
- Оцените себя.

7. Проводит динамическую паузу.
- Ребята, давайте немного отдохнём! И выполним упражнения.
1 упражнение «Зоркие глазки». 
Ваша задача – глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелки и 6 кругов против часовой стрелки.
2 упражнение «Стрельба глазами». 
Ваша задача – двигать глазами влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.  









Один ученик читает задание.


Выполняют задание.

- в данном стихотворении прописные буквы употреблены в начале каждой строчки, а так же в фамилиях героев стихотворения


- подлежащее и сказуемое




Оценивают свою работу в тетради.

Динамическая пауза.

 П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
П: умение определять число имен существительных







































Р: саморегуляция

Учебник







Самостоятельная работа с самопроверкой
(4 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:  работа с раздаточным материалом





Словесный:

беседа

1. Закрепление знаний учащихся.
- Сейчас закрываем учебники и тетради, положили перед собой листочки, которые я вам раздала, и выполним небольшую самостоятельную работу.
Задание: Составь предложения из слов, вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные слова.
в л..су з..лотая наступила ос..нь
в кр..я птицы ул..тели тёплые

2. Контролирует выполнение работы.
-
Кто прочитает готовые предложения?
- Молодцы!



3. Подводит учащихся к выводу.
- Какие правила вам встретились при выполнении данного упражнения?




3. Организует оценивание.
-
Не забудьте оценить себя на листочке.




Слушают задание.





1. В лесу наступила золотая осень.
2. Птицы улетели в тёплые края.


-
проверяемые безударные гласные в корне слова, непроверяемые безударные гласные в корне слова

Оценивают свою работу.







К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Слайд

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Иминитативный:

упражнение





Практический:

работа в группах

 
















Словесный:

беседа

1.Организует работу по закреплению полученных знаний.

- Обратите внимание на слайд.
- Я для вас приготовила задания, которые вы будете выполнять в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

- 1 ряд – 1 гр., 2 ряд – 2 гр.,

3 ряд – 3 гр.
М…сква

с…довник

до…дь
с…бака

лыж…
лес…ница

гру…па
пис…мо

май – ка

1 группа – вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

- Ко всем ли словам можно подобрать проверочные слова?

2 группа – разделить слова, которые выделены красным цветом для переноса.
3 группа – придумать примеры на каждый вид правила.

- Приступаем к выполнению.
2. Проверяет выполнение задания.
- Закончили выполнение.

- Проверяем с 1 группы и так далее.
3. Подводит учащихся к выводу.
- С какими правилами, вы работали в данном упражнении?
3. Организует оценивание.
-
Не забудьте оценить себя.
- Домашнее задание: учебник стр.43 упр. 59.



Смотрят на слайд.



Вспоминают правила работы в группах.











Слушают задание.


- нет






Каждая группа отвечает.








Записывают домашнюю работу.

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений


Слайд

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания








Ф
Словесный:

беседа

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
- Наш урок подходит к концу.
- Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?


- Какова была цель нашей деятельности?

- Достигли вы цели урока? Все пункты плана реализованы?
- Вспомните, что такое орфограмма?

- Вспомните, с какими правилами вы сегодня работали?


2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- А теперь подсчитайте свои баллы в тетрадях. Если у вас 8 баллов, то поднимите палец вверх, а если менее 8 баллов, то хлопните в ладоши.
- Вы молодцы, хорошо усвоили тему.

- До новых встреч!




- о девяти правилах орфографии

- научиться грамотно, применять правила при выполнении упражнений

- да

- это ошибка, «опасное место»


Перечисляют все девять правил.





Анализируют свою работу.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности





Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Слайд 2

разговоры старание внимание сообразительность лень Формула успеха Успех

Слайд 3

Формула успеха Успех старание внимание сообразительность

Слайд 4

Минутка чистописания - -

Слайд 5

Словарная работа 1. Татьяна, Волга. 2. трава, земля, голова. 3. дорожка, травка. 4. деревня, берёза. 5. чаща, лыжи, речной. 6. прелестный, радостный. 7. аллея, длинный. 8. объявление, деревья. 9. мель-ка- ет , Ин-на.

Слайд 6

Словарная работа 1. Татьяна, Волга. 2. тр а ва, з е мля, г о л о ва. 3. доро ж ка, тра в ка. 4. д е ревня, б е рёза. 5. ча ща, лы жи , ре чн ой. 6. прелес т ный, радос т ный. 7. а лл ея, дли нн ый. 8. об ъ явление, дерев ь я. 9. мель-ка- ет , Ин-на.

Слайд 7

Тема урока: "Девять правил орфографии" Цель: Научиться грамотно, применять девять правил орфографии при выполнении упражнений.

Слайд 8

План: 1. Вспомнить... 2. Узнать... 3. Выполнить...

Слайд 9

План: 1. Вспомнить, правописание орфограмм. 2. Узнать на какие две группы можно разделить орфограммы. 3. Выполнить тренировочные упражнения.

Слайд 10

Критерии оценивания : Всё выполнено правильно - 2 б. Допущено 1 – 2 ошибки - 1 б. Допущено более 2 ошибок - 0 б.

Слайд 11

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. Он родился в Москве. Пушкин написал много прекрасных стихов и поэм. С детства мы знаем и любим его «Сказку о царе Салтане...».

Слайд 12

Прописная буква употребляется: 1) в начале предложения; 2) в именах собственных: именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, в географических и астрономических названиях, названий стихотворений, рассказов, сказок.

Слайд 13

Александр Сергеевич Пушкин - великий ру сс кий поэт. Он родился в Москве. Пушкин написал много прекра сн ых стихов и поэм. С детства мы знаем и любим его «Ска з ку о царе Салтане...».

Слайд 14

Критерии оценивания : Всё выполнено правильно - 2 б. Допущено 1 – 2 ошибки - 1 б. Допущено более 2 ошибок - 0 б.

Слайд 15

Проверяемые безударные гласные в корне слова - прад е д (дед), п и лою (пилит), К о жемякин (кожа), х о дил (ходит), Стр е льцов (стрелы). Проверяемые парные по звонкости - глухости согласные - праде д (прадеда), кру г (круги). Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща - гон ча рный, Гон ча ров, дру жи л, ко жи . Непроверяемые безударные гласные в корне слова - Г о нчаров, а таки, ср а жался.

Слайд 16

Критерии оценивания : Всё выполнено правильно - 2 б. Допущено 1 – 2 ошибки - 1 б. Допущено более 2 ошибок - 0 б.

Слайд 17

Задание: Составь предложения из слов, вставь пропущенные буквы и напиши в скобках проверочные слова. А) В л..су з.. лотая наступила ос.. нь . Б) в кр ..я Птицы ул .. тели тёплые.

Слайд 18

А) В л е су (лес) наступила з о лотая (золото) ос е нь. Б) Птицы ул е тели (полёт) в тёплые кр а я (край).

Слайд 19

М... сква , с... довник , до... дь , с...бака, лыж... , лес... ница , груп ...а , пис ... мо , май - ка. 1 группа - вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова; 2 группа - разделить слова для переноса, которые выделены красным цветом; 3 группа - придумать примеры на каждый вид правила.

Слайд 20

1 группа Москва, садовник (сад), дождь (дождик), собака, лыжи, лестница, группа, письмо (письма), май - ка.

Слайд 21

2 группа Мос - ква лы - жи груп - па пись - мо

Слайд 22

3 группа Челябинск д о ма сколь з кий адв о кат ча ща гру ст ный а лл ея об ъ ём одеж - да

Слайд 23

Критерии оценивания : Всё выполнено правильно - 2 б. Допущено 1 – 2 ошибки - 1 б. Допущено более 2 ошибок - 0 б.

Слайд 24

Домашнее задание: учебник стр.43 упр. 59.

Слайд 25

Тема урока: "Девять правил орфографии" Цель: Научиться грамотно, применять девять правил орфографии при выполнении упражнений.

Слайд 26

План: 1. Вспомнить, правописание орфограмм. 2. Узнать на какие две группы можно разделить орфограммы. 3. Выполнить тренировочные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка "Правила общения" УМК "Планета знаний"

Цель деятельности учителя: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.Планиру...

Итоговый проект на тему "Разработка технологической карты урока русского языка "Правила правописания" с использованием ЭОР"

Представлена пошаговая инструкция к разработке карты урока по русскому языку "Правила правописания" 2 класс с использованием ЭОР...

Технологическая карта урока окружающего мира "Правила вежливости" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира "Правила вежливости" 2 класс по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Правила переноса слов» (1 класс)

В основе урока русского языка - проблемно-диалогическая технология (Е.Л.Мельникова)...