Орфографическая зоркость
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Федоренко Ольга Ивановна

Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической скоростью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_zorkost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Орфографическая грамотность (из опыта работы)

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог

точности выражения мысли и взаимопонимания. Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической скоростью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Термин "орфография" буквально означает " правильное письмо". Точнее сказать так:

орфография - это правописание слов в той части, которая не определена алфавитом и графикой.

Что же это за часть? Её можно определить так: если графика устанавливает свои написания с опорой на произношение, то к орфографической части написания слов относятся написания, не имеющие прямой основы в произношении.

Ценность русской орфографии - в строгом соблюдении орфографических правил.

Грамотное письмо - признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать

орфографические правила. В русском письме есть такие случаи, когда трудно определить, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно только, опираясь на правило. Такие написания, называются орфограммами ( греч. орфо – «правильный», грамма – «буква, знак» ).

Орфограмма «работает» в процессе письма только в том случае, если пишущий её

моментально замечает. Для этого нужно формировать у учащихся умение обнаружить

орфограмму.

Вера Александровна считает, что нужно работать по формированию и развитию

орфографической зоркости уже с букварного периода, так как именно этот этап важный и

ответственный для формирования орфографических навыков.

I. Этапы формирования орфографической зоркости.

Первый этап работы (в период обучения грамоте): дети учатся безошибочно и быстро

определять в слове ударения, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.

Учитель требует, чтобы ученики, прежде чем записывать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по слогам. Цель: учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости – зрительному вниманию. Еще в 1 классе ученики должны на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух – звуками, а затем зрительно – буквами, применяя схемы. Вера Александровна учит различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова. Это ключ для выработки орфографической зоркости.

Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением и

убеждаются, что в таком слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в нем может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагается 3 – 4 варианта заданий следующего типа:

Списать слова, поставить ударение: Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла.

Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной

работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего.

Шар рыбы груша спички крыльцо чудесный.

На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть

различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой.

Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный всегда

произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчетливо и ясно. Это его сильная позиция: травы, доски.

Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный

произносятся слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его самая слабая позиция: трава, доска.

Задание: Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком

ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.

В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.

Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой

трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначить буквой – ее нужно, сначала узнать. Вера Александровна предлагает вместо гласных букв в слабой позиции ставить пропуски.

Задание. Списать слова, словосочетания и предложения. Поставить ударение, пропустив

все гласные в слабой позиции.

Морозил, на спине, зимние сумерки, играет с другом, повар.

Запись в тетради:

М..р..сил, н..сп..не, зимн.. сум..рк.., ..гра..т с друг..м, пов..р.

На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании (безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] – буквами е, я, и.) Орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв. Если имеется выбор букв, значит, это орфограмма.

Задание. Изменить слова так, чтобы они называли не много, а один предмет.

Горы, стены.

Запись в тетради: Г[о]ры – г[а]ра; стены - ст[и]на.

Безударный звук [и] на письме обозначается буквой е.

Запись в тетради: Го/ара, сте/ина.

Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как есть выбор букв.

На пятом этапе является восприятие орфограммы на слух.

Задание 1. Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы.

Указать выбор.

Парта, корова, пол, линейка, книга, большой.

Запись в тетради: Ка/орова,ли/енейка,бо/альшой.

Задание 2. Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.

Дыня, весёлый, буран, лесник, трещит, клубника.

Записать в тетради: Дыня, буран, клубника, круглый, кактус.

Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение

отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.

Задание. В словах: грачи, зима, кормил, леснойyБtgE_4K[@g, доказать правильность написания букв а, и, о, е.

Записать в тетради:

Грачи (грач) , зима (зимы) , кормил (корм) , лесной (лес) .

Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг

другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.

II. Виды работ, способствующие формированию орфографической зоркости.

Данная методика находит конкретное воплощение во 2 и 3 классах. По мере изучения

новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приёмы проверки написания слов.

1.Так, например, при изучении словосочетаний жи , ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием ши.

2. Для формирования орфографической зоркости учитель предлагает следующее упражнение. На доске написаны 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Задание: выписать слова с проверяемой бездарной гласной.

3. При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.

4. Очень хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано

предложение. Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфографиями, то есть прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова на уроках

используются различные виды работ: орфографический диктант, работа над предложением, работа по заданию, работа по карточкам, фонетический разбор, зрительный диктант, вставка пропущенной буквы и так далее.

Пример орфографического диктанта.

1. Спишите слова. Подчеркните выделенные буквы, сочетание букв, вспомните правило.

Чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Ч..жой, руч..и, ра..ий, р..ды, голу..ь, скв..ре..ик.

3. Напишите слова, добавляя целый слог или сочетание букв:

..жой, ру…, ра…, р..ды, го...ь, скворе..ик.

4. Спишите эти же слова. Подчеркните орфограммы.

5. Запишите эти слова под диктовку. Проверьте обратной связью на уроке.

6. Запишите эти же слова по памяти, разделяя на группы.

Каждый урок учитель начинает с орфографической разминки, для которой подбирает стихи, отрывки из рассказов, сказок. Учащиеся выразительно читают, анализируют, высказывают свое мнение по содержанию, а затем работают над орфограммами.

Например: в 3 классе по теме «Парные согласные в середине слова» читают стихотворение Н. Рыленкова «После дождя».

Кусты в серебряных сережках

Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

А дождь свернул за речку круто

В луга и там исчез из глаз,

И грянул птичий хор, как будто

Он поджидал лишь только нас!

Задания:

1. Найдите и назовите изученные орфограммы.

2. Докажите правильность написания.

3. Сгруппируйте слова по орфограммам.

4. Докажите правильность группировки слова дождь, глаз, в сережках, на ножках, исчез.

5. По какому принципу можно данные слова распределить на две группы, на три?

6. Какой вывод вы можете сделать?

Работа как с отдельными словами, так и со связным текстом направлена на проверку умения находить объект орфографического правила.

Например: орфограммы безударных гласных в корне слова.

а) Прочитайте слова. Написание каких букв надо проверить? Почему?

Река, весной, большой, вечерний, мясной, ледяной, закричали.

б) Послушайте слова. Что нужно проверить при их написании?

Вяжу, скрипел, вечерний, озеро, почернели.

в) Прочитайте текст. Написание каких слов надо проверить?

Сосна.

Митя посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал ее водой. Возле сосны зеленела

трава. По утрам на траве блестела роса.

После выразительного чтения отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета…» Вера Александровна предлагает ученикам узнать орфограмму в написанных на доске словах и продолжить ряды слов примерами их стихотворения.

Например:

поход, сугроб, … (народ, лед, снег, брег)

сердце, солнце, … (радостный)

свечка, точка, … (речка, звучно)

бежит, скрипит, … (тяжелый, скользкий)

вьюга, друзья, … (вьется).

Для развития орфографической зоркости благодатный материал дают русские народные

сказки. Для развития навыков письма на уроках используются элементы игры, соревнования.

К русской народной сказке «Мужик и медведь» были даны такие задания:

1. Кто больше назовет орфограмм, которые он нашел в сказке?

2. найдите в сказке слова с двумя, тремя орфограммами.

Во втором классе использует такие орфографические пятиминутки:

1) Выдели корни слов. Подчеркни только те пары слов, где слова родственные.

Носовой – ноский сладкий – вкусный

Цветник – цветочек молоко – молочный

Пахнуть – запах писк – пищать.

а) В каких парах слова не являются родственниками, почему?

б) Подбери родственников к любому слову, у которого нет родственного слова.

2). Прочитай. Выпиши слова.

Бор Всю ночь кр..чал

Ветер В таинственном

Клен И за окошком

С..венок Качались на

а) Подумай, что надо сделать, чтобы правильно выбрать букву и вписать ее.

б) Есть ли среди этих слов проверочные слова? Если есть, то подчеркни их.

Кричать, крикливый, крик, тайник, тайна, окно, окошечко, окна, покачать, раскачать, качка,

совы, сова, ветерок, ветреный.

в) Ты смог подобрать проверочные слова к каждому слову? Почему?

3. Читай и ошибки исправляй.

Но одним цыпленкин вася

Отличался, говорят:

Почему-то пишет Вася

Вместе все слова подряд.

Вместе «пляполетполе»

Вместе «любитлюбаград»

Вместе «папарад». (Л. Парбас)

Неумение школьников обнаружить в слове орфограмму как «точку» применения специального правила является реальной предпосылкой орфографической ошибки. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок учитель широко использует такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебника, выборочное описывание и выборочный диктант.

Особенно часто на уроках Вера Александровна применяет комментирование и проговаривание, которые помогают учащимся избежать возможных ошибок. Такую работу учитель ведет с 1 класса.

При письме с проговариванием ученик диктует предложение, произносится каждое слово

орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во 2 и 3 классах по слогам, четко проговариваем каждое слово, так как артикуляции является составной частью в процессе письма. При письме с комментированием ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Элементы комментирования включает в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Уделяет внимание работе над трудными для написания словами.

Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм учащимися является использование раздаточного материала. Работа с карточками дает полную картину усвоения изучаемой орфограммы. Работая с карточкой, учащиеся проявляют самостоятельность, еще раз повторяют орфограмму и закрепляют ее при выполнении разноуровнего задания, проявляют упорство и аккуратность.

Примерное содержание карточек по теме «Предложение».

Карточка 1.

1. Составь предложение по схеме.

На, дует, теплый, ветерок, улице.

2. Раздели слова на слоги.

Деньки, собака, кусты, играй, пойте, мастер, стол.

Карточка 2.

1. Выпишите пары слов.

Голодные птицы кружили около кормушки

Птицы кружили

Птицы (какие?)

Кружили (где?) (у чего?)

2. Раздели слова для переноса.

Ольга, коньки, кормушка, лейка, этажи, белье.

Карточка 3.

1. Составь предложение, укажи пары.

На, треснул, речке, лед, грязный.

На, ребята, делают, уроке, поделки, красивые.

2. Придумай предложение.

кормушку.

Карточка 4.

1. Доскажи фразу. Слово начинается с буквы М.

Медведь любит …

Я собираю коллекцию …

Мои новые игрушки - …

2. Нужен ли Ь?

Ил..я, кон..ки, доч.., короч..ка, меч.., дич.., ноч..ка, руч..ка, молодеж.., кач..нуло, душ...

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками.

Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы.

Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают

орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Система работы над

исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз, способствует формированию орфографической зоркости и грамотного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.

Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...