"Склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тришина Оксана Павловна

Урок по теме "Склонение имён существительных" 3класс. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Тришина Оксана Павловна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В. П.

Тема урока

«Склонение имен существительных»

Цели урока

  1. учить применять на практике полученные знания;
  2. закреплять умения определять падеж по вопросу и предлогу, развивать навыки правописания;
  3. способствовать развитию памяти, речи, внимания;
  4. способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль, самооценку;
  5. воспитывать интерес к предмету; любовь к Родине.

Тип урока

Урок закрепления изученного материала, применение знаний и умений.

Планируемые результаты (предметные)

  1. Знать падежи и уметь склонять имена существительные по падежам. Уметь определять падежную форму имени существительного в предложении и словосочетании;
  2. Уметь взаимодействовать в паре, вносить свои предложения по выполнению задания и прислушиваться к предложениям одноклассников , проявляя толерантность и уважение;
  3. Создать условии для воспитания культуры общения со сверстниками.

Личностные результаты

  1. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  2. Осознавать смысл учения и личную ответственность за будущий результат;
  3. Готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватная самооценка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

  1. Использовать сравнение для установления общих свойств объекта;
  2. Высказывать суждения по результатам сравнения;
  3. Уметь самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;
  4. Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

  1. Обладать способностью преодолевать препятствия;
  2. Сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека;
  3. Работая по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, учащихся, самостоятельно. Коммуникативные:
  1. Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в паре;
  2. Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;
  3. Выступать перед аудиторией сверстников, доказывать свою точку зрения.

Форма урока

Групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование

Карточки со знаками и выражениями, карточки со словами, карточки с Д/з, алгоритм, игра «Паутинка», лист самооценки; мультимедийный проектор; компьютер; экран;

мультимедийная презентация в программе Power Point.

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Результаты этапа.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель        этапа: включение учащихся                        в деятельность        на личностно- значимом уровне.

  • Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

Сегодня на уроке нам пригодятся наши знания для того, чтобы выполнять различные упражнения, и оценивать свою работу.

  • Ребята, я бы хотела узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
  • Охарактеризовать ваше настроение поможет система знаков и выражений, которые находятся у вас на столах.
  • Обратите внимание на экран:

?! Ожидание новизны

!! Ликование перед уроком

Ученики        проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Регулятивные:        волевая саморегуляция.

Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование        учебного

сотрудничества        с

преподавателем        и        со сверстниками.

! Радость встречи

? Страх перед трудностями.

  • Выберите символ, который соответствует вашему настроению.
  • Я рада, что у вас такое позитивное настроение.
  • А теперь отметьте свой выбор в листе самооценки, который также находится у вас на столах.
  • Удачи вам на уроке.

Дети выбирают свое настроение и отмечают в листах самооценки свой выбор.

2. Актуализация знаний.

Целеполагание. Цель                этапа: создание условий для регулятивных УУД.        На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию                темы урока.

  • Итак, ребята, какая часть речи помогла вам определить свое настроение?

Сегодня мы продолжим разговор об имени существительном.

  • Что вы знаете об имени существительном?

  • Молодцы!

Назовите неизменяемые/изменяемые признаки имени существительного.

Имя существительное.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет,

явления природы, абстрактные понятия, действия.

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные;

нарицательные и

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Личностные:                        формируем мотивацию        к        обучению        и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:        выражение

своих        мыслей;                аргументация своего         мнения;        учет        разных

  • Молодцы!

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока , я предлагаю вам выполнить задание.

  • У вас на столах лежат карточки со словами , распределите их на 3 группы (Отчизна, любовь, патриот, Россия, мужество, смелость).
  • По какому признаку распределили слова?

  • Как называется тема нашего урока?

  • Исходя из названия темы, какие мы поставим перед собой познавательные задачи?

Можно воспользоваться словами-помощниками:

  1. Вспомним…
  2. Закрепим…

- Молодцы! Оцените себя на данном этапе урока в листах самооценки.

Вывод: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам.

собственные.

Имена существительные бывают трех родов.

Изменяются по числам и падежам.

Ответ детей: по склонениям.

Ответы детей: Склонение имен существительных.

Ответы детей:

  1. Вспомнить падежи с вопросами, падежные окончания существительных.
  2. Закрепим правильное написание окончаний имен существительных . Работа в листах самооценки.

мнений.

3.        Словарная работа.

- Чтобы быстро справиться с первым заданием, нам

необходимо        провести        разминку,        которая        поможет

Познавательные:        учимся

выполнять логические действия с

Цель        этапа: формирование представления        о результате.

Развитие         умения вести исследовательску ю        работу:

сравнивать, сопоставлять, подводить        итог, делать вывод.

работе головного мозга. Если вы правильно выполните мои задания по определению букв, то сможете назвать словарное слово, с которым мы будем работать на уроке.

МУЗЕЙ, ГОСТИНИЦА, КРАСИВЫЕ, ПУТЁВКА, ЧУВСТВА, ПОЕЗДКА.

  1. Первая буква искомого слова является непарным звонким твердым согласным звуком в слове МУЗЕЙ.
  2. Вторая буква является безударной гласной в корне слова ГОСТИНИЦА.
  3. Третья буква является последней в корне слова КРАСИВЫЕ.
  4. Четвертая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове ПУТЕВКА.
  5. Пятая буква обозначает непроизносимую согласную в слове ЧУВСТВА.
  6. Последняя буква нашего слова – окончание в слове ПОЕЗДКА.

  • Какое слово у вас получилось? Проверьте полученное вами слово с тем, что записано на экране.

У кого получилось слово МОСКВА?

  • Молодцы! Оцените свою работу в своем листке самооценки.

- Москва.

Дети отмечают в листах самооценки.

языковым        материалом: проводить анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с преподавателем                и        со сверстниками                необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс        и                        результат

деятельности,        вносить

необходимые                                коррективы; адекватно        оценивать        свои достижения,                                        осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Личностные:                самоопределение и смыслообразование (осознание себя как гражданина России, как представителя                        определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам).

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить  речевое  высказывание;

оформлять свои мысли в устной форме.

4. Работа над темой урока.

Цель        этапа:

применение

- А что вы, ребята, знаете о Москве?

Действительно, Москва – самый известный город в

России, столица РФ. Ежегодно в Россию приезжает большое количество людей из разных стран и из других

Работают парами

Познавательные: выбирают необходимую        информацию; составляют  алгоритм  действий,

делают вывод.

знаний, работа по алгоритму, определение склонения        имен существительных.

городов России. Люди, побывавшие в Москве, навсегда остаются влюбленными в этот город и хотят еще раз вернуться. Вот и сегодня к нам пришло письмо из Германии от мальчика по имени Матиас, который побывал в нашей столице.

- Прочитайте и подумайте, все ли правильно в письме: Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас.

- Какие ошибки вы увидели в письме?

Работа по алгоритму

Чтобы правильно написать (определить) окончание имен существительных, нам нужно вспомнить алгоритм.

Москва  Н.ф. – Москва (ж.р., 1 скл.).

В 1 предложении: (что?) Москва – И. п., оконч. а.

Во 2 предложении: забыть (что?) Москву – В. п., оконч.

у.

В 3 предложении: гуляли (по чему?) по Москве – Д. п., оконч. е.

В 4 предложении: меньше (чего?) Москвы – Р. п., оконч. ы.

В 5 предложении: гордимся (чем?) Москвой – Т. п., оконч. ой.

В 6 предложении: думаю (о чем?) о Москве – П. п., оконч. е.

- Для чего изменялись окончания?

Из-за далеких рубежей Доходит к нам молва.

Сто раз в одном из падежей

Неправильно употреблено        окончание слова Москва.

Ответы детей:

  1. Н. ф.
  2. Склонение
  3. Вопрос
  4. Падеж
  5. Окончание

Для        связи        слов        в предложении.

Регулятивные: определяют план действий, формулируют алгоритм выполнения задания.

Коммуникативные: создают ситуацию для обсуждения, учатся слушать вопросы.

Ты названа, Москва.

Послушай радио – молву Минуту или две:

Москва, Москвы, Москве, Москву, Москвою, о Москве.

(С. Я. Маршак)

- Оцените себя на данном этапе.

Дети отмечают в листах самооценки.

5 Первичное закрепление.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления;

выявить пробелы осмысления изученного материала.

  • Продолжаем работу.
  • Выберите из этих предложений те, которые дают дополнительную характеристику Москве.

Поезд прибыл в Москву в 12 часов. Москва – сердце России.

Москва – всем городам мать. Московское время – девять часов. Москвой-столицей вся страна гордится.

  • Какие слова дают описание Москве.
  • Просклоняйте        существительные        сердце,        мать, столица по падежам.

И.п.: столица, сердце, мать. Р.п.: столицы, сердца, матери. Д.п.: столице, сердцу, матери. В.п.: столицу, сердце, мать.

Т.п.: столицей, сердцем, матерью. П.п.: о столице, о сердце, о матери.

  • Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.
  • Что вы заметили?

  • Оцените        свою        проделанную        работу        в        листах самооценки.

Дети самостоятельно делают выбор и сверяют свое решение с доской.

Сердце, мать, столица. Дети        работают самостоятельно.

Взаимопроверка Существительные имеют разные        окончания,        т.к. существительные разного склонения.

Дети отмечают в листах самооценки.

Познавательные: высказывать предположения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя; соотносить выполненное задание с образцом; проводить самооценку своего задания.

Личностные:        проявлять        к одноклассникам доброжелательность,                доверие, внимательность,                оказывать помощь.

Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в паре, проводить взаимороверку.

6.Физкультминут ка.

Цель        этапа: организовать отдых                детей; обеспечить включение школьников                        в совместную

деятельность.

Звучит куплет из песни «А в Подмосковье водятся лещи…» (музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского). Учитель показывает произвольные движения.

  • Молодцы!
  • Кто умеет хорошо отдыхать, тот умеет хорошо и работать.
  • Оцените себя в листах самооценки.

Дети        повторяют движения учителя.

Дети отмечают в листах самооценки.

Личностные: положительное отношение к деятельности; готовность        поддерживать состояние своего здоровья.

7. Вторичное закрепление.

- Побывав в Подмосковье, мы полюбовались красотами

природы.        Но        все        это        время        нас        сопровождали

Подводят итоги, делают

самооценку.

Познавательные: осознавать познавательную        задачу, воспринимать ее на слух, решать ее самостоятельно.

Регулятивные: высказывать свои                предположения относительно способа решения учебной        задачи;        в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать        собеседника, стремиться  понять  его  точку

зрения и др.).

Цель        этапа:

обобщить        и

неизменные спутники человека – комары.

- Внимание на экран. Прочитайте стихотворение.

Дети        читают

закрепить        знания

учащихся        о

В лесу комары нас угрозами встретили. Мы им на угрозы хлопками ответили,

самостоятельно.        Затем

читает        подготовленный

склонении        имен существительных.

Но те комары оказались не трусами, На наши хлопки отвечали укусами.

-        Найдите        в        стихотворении        существительные        со значением действия и определите падеж.

ученик.

Фронтальная проверка. Ответы детей: угрозами, хлопками,        угрозы,

хлопки.

Ответы детей: В.п. и Т.п.

- Молодцы! Оцените себя в листах самооценки.

Дети отмечают в листах

самооценки.

- Итак, вот и подошел наш урок к концу.

Давайте вернемся к письму Матиаса. Теперь мы можем

Ответы детей:

сказать, какой секрет русского языка не знал мальчик

из Германии?

Шесть        падежей.        Имена

существительные

склоняются.

8.        Рефлексия

- Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего

Познавательные:

деятельности.

Цель        этапа: осознание учащихся                своей учебной

деятельности, самооценка результатов деятельности

своей        и        всего класса.

сегодняшнего урока.

  1. Вспомнили.
  2. Закрепили.
  3. Научились.

-        Посмотрите        еще        раз        внимательно        на        листы самооценки и положите перед собой листы с игрой

«Паутинка».

Ответьте на вопросы и оцените каждый из 5 вопросов по 5 бальной шкале.

Чем ровнее получится ваша паутинка, тем успешнее

была ваша работа на уроке.

Ответы детей: вспомнили и закрепили склонение имен существительных; научились    правильно

писать        падежные окончания.

Дети чертят паутинку.

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:        проводить самооценку.

Коммуникативные: слушать товарища.

9.        Инструктаж домашнего

задания.

Цель        этапа: получение информации        для выполнения д/з.

- Домашнее задание будет по выбору.

У меня на столе карточки с заданиями, в которых нужно:

  1. Выписать имена существительные из стихотворения М. Лисянского «Моя Москва». Указать у существительных падеж и выделить окончание.
  2. Задание творческое:

Написать письмо Матиасу, в котором пригласить его на летние каникулы в гости и рассказать о достопримечательностях в Москве, которые ты мог бы ему показать.

В нашей библиотеке вы сможете познакомиться с самыми занимательными и увлекательными книгами о Москве. Они помогут проложить интересные маршруты по историческим районам города, посоветуют , какие музеи стоит обязательно посетить, расскажут  о  московских  святынях  и  их  вкладе  в

историю нашей страны.

Дети        делают

самостоятельно выбор.

Регулятивные:        самостоятельно делать выбор.

Список литературы:

  1. Лисянский М. С. Сборник стихов «Здравствуй!». – М.: Советский писатель, 1962. – 265с.
  2. Маршак С. Я. Лучшие стихи. – Издательство: Астрель, 2007. – 143с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...