"Склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок по теме "Склонение имён существительных" 3класс. УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.docx | 50.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Учитель | Тришина Оксана Павловна |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В. П. |
Тема урока | «Склонение имен существительных» |
Цели урока |
|
Тип урока | Урок закрепления изученного материала, применение знаний и умений. |
Планируемые результаты (предметные) |
|
Личностные результаты |
|
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные:
|
Регулятивные:
| |
Форма урока | Групповая, парная, индивидуальная. |
Оборудование | Карточки со знаками и выражениями, карточки со словами, карточки с Д/з, алгоритм, игра «Паутинка», лист самооценки; мультимедийный проектор; компьютер; экран; мультимедийная презентация в программе Power Point. |
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД Результаты этапа. |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. |
Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Сегодня на уроке нам пригодятся наши знания для того, чтобы выполнять различные упражнения, и оценивать свою работу.
?! Ожидание новизны !! Ликование перед уроком | Ученики проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
! Радость встречи ? Страх перед трудностями.
| Дети выбирают свое настроение и отмечают в листах самооценки свой выбор. | ||
2. Актуализация знаний. Целеполагание. Цель этапа: создание условий для регулятивных УУД. На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. |
Сегодня мы продолжим разговор об имени существительном.
Назовите неизменяемые/изменяемые признаки имени существительного. | Имя существительное. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, абстрактные понятия, действия. Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные; нарицательные и | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных |
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока , я предлагаю вам выполнить задание.
Можно воспользоваться словами-помощниками:
- Молодцы! Оцените себя на данном этапе урока в листах самооценки. Вывод: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам. | собственные. Имена существительные бывают трех родов. Изменяются по числам и падежам. Ответ детей: по склонениям. Ответы детей: Склонение имен существительных. Ответы детей:
| мнений. | |
3. Словарная работа. | - Чтобы быстро справиться с первым заданием, нам необходимо провести разминку, которая поможет | Познавательные: учимся выполнять логические действия с |
Цель этапа: формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательску ю работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод. | работе головного мозга. Если вы правильно выполните мои задания по определению букв, то сможете назвать словарное слово, с которым мы будем работать на уроке. МУЗЕЙ, ГОСТИНИЦА, КРАСИВЫЕ, ПУТЁВКА, ЧУВСТВА, ПОЕЗДКА.
У кого получилось слово МОСКВА?
| - Москва. Дети отмечают в листах самооценки. | языковым материалом: проводить анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве с преподавателем и со сверстниками необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Личностные: самоопределение и смыслообразование (осознание себя как гражданина России, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам). Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание; оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Работа над темой урока. Цель этапа: применение | - А что вы, ребята, знаете о Москве? Действительно, Москва – самый известный город в России, столица РФ. Ежегодно в Россию приезжает большое количество людей из разных стран и из других | Работают парами | Познавательные: выбирают необходимую информацию; составляют алгоритм действий, делают вывод. |
знаний, работа по алгоритму, определение склонения имен существительных. | городов России. Люди, побывавшие в Москве, навсегда остаются влюбленными в этот город и хотят еще раз вернуться. Вот и сегодня к нам пришло письмо из Германии от мальчика по имени Матиас, который побывал в нашей столице. - Прочитайте и подумайте, все ли правильно в письме: Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас. - Какие ошибки вы увидели в письме? Работа по алгоритму Чтобы правильно написать (определить) окончание имен существительных, нам нужно вспомнить алгоритм. Москва Н.ф. – Москва (ж.р., 1 скл.). В 1 предложении: (что?) Москва – И. п., оконч. а. Во 2 предложении: забыть (что?) Москву – В. п., оконч. у. В 3 предложении: гуляли (по чему?) по Москве – Д. п., оконч. е. В 4 предложении: меньше (чего?) Москвы – Р. п., оконч. ы. В 5 предложении: гордимся (чем?) Москвой – Т. п., оконч. ой. В 6 предложении: думаю (о чем?) о Москве – П. п., оконч. е. - Для чего изменялись окончания? Из-за далеких рубежей Доходит к нам молва. Сто раз в одном из падежей | Неправильно употреблено окончание слова Москва. Ответы детей:
Для связи слов в предложении. | Регулятивные: определяют план действий, формулируют алгоритм выполнения задания. Коммуникативные: создают ситуацию для обсуждения, учатся слушать вопросы. |
Ты названа, Москва. Послушай радио – молву Минуту или две: Москва, Москвы, Москве, Москву, Москвою, о Москве. (С. Я. Маршак) - Оцените себя на данном этапе. | Дети отмечают в листах самооценки. | ||
5 Первичное закрепление. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления; выявить пробелы осмысления изученного материала. |
Поезд прибыл в Москву в 12 часов. Москва – сердце России. Москва – всем городам мать. Московское время – девять часов. Москвой-столицей вся страна гордится.
И.п.: столица, сердце, мать. Р.п.: столицы, сердца, матери. Д.п.: столице, сердцу, матери. В.п.: столицу, сердце, мать. Т.п.: столицей, сердцем, матерью. П.п.: о столице, о сердце, о матери.
| Дети самостоятельно делают выбор и сверяют свое решение с доской. Сердце, мать, столица. Дети работают самостоятельно. Взаимопроверка Существительные имеют разные окончания, т.к. существительные разного склонения. Дети отмечают в листах самооценки. | Познавательные: высказывать предположения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя; соотносить выполненное задание с образцом; проводить самооценку своего задания. Личностные: проявлять к одноклассникам доброжелательность, доверие, внимательность, оказывать помощь. Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в паре, проводить взаимороверку. |
6.Физкультминут ка. Цель этапа: организовать отдых детей; обеспечить включение школьников в совместную деятельность. | Звучит куплет из песни «А в Подмосковье водятся лещи…» (музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского). Учитель показывает произвольные движения.
| Дети повторяют движения учителя. Дети отмечают в листах самооценки. | Личностные: положительное отношение к деятельности; готовность поддерживать состояние своего здоровья. |
7. Вторичное закрепление. | - Побывав в Подмосковье, мы полюбовались красотами природы. Но все это время нас сопровождали | Подводят итоги, делают самооценку. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее самостоятельно. Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи. Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.). |
Цель этапа: обобщить и | неизменные спутники человека – комары. - Внимание на экран. Прочитайте стихотворение. | Дети читают | |
закрепить знания учащихся о | В лесу комары нас угрозами встретили. Мы им на угрозы хлопками ответили, | самостоятельно. Затем читает подготовленный | |
склонении имен существительных. | Но те комары оказались не трусами, На наши хлопки отвечали укусами. - Найдите в стихотворении существительные со значением действия и определите падеж. | ученик. Фронтальная проверка. Ответы детей: угрозами, хлопками, угрозы, | |
хлопки. Ответы детей: В.п. и Т.п. | |||
- Молодцы! Оцените себя в листах самооценки. | Дети отмечают в листах самооценки. | ||
- Итак, вот и подошел наш урок к концу. Давайте вернемся к письму Матиаса. Теперь мы можем | Ответы детей: | ||
сказать, какой секрет русского языка не знал мальчик из Германии? | Шесть падежей. Имена существительные | ||
склоняются. | |||
8. Рефлексия | - Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего | Познавательные: |
деятельности. Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | сегодняшнего урока.
- Посмотрите еще раз внимательно на листы самооценки и положите перед собой листы с игрой «Паутинка». Ответьте на вопросы и оцените каждый из 5 вопросов по 5 бальной шкале. Чем ровнее получится ваша паутинка, тем успешнее была ваша работа на уроке. | Ответы детей: вспомнили и закрепили склонение имен существительных; научились правильно писать падежные окончания. Дети чертят паутинку. | воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Регулятивные: проводить самооценку. Коммуникативные: слушать товарища. |
9. Инструктаж домашнего задания. Цель этапа: получение информации для выполнения д/з. | - Домашнее задание будет по выбору. У меня на столе карточки с заданиями, в которых нужно:
Написать письмо Матиасу, в котором пригласить его на летние каникулы в гости и рассказать о достопримечательностях в Москве, которые ты мог бы ему показать. В нашей библиотеке вы сможете познакомиться с самыми занимательными и увлекательными книгами о Москве. Они помогут проложить интересные маршруты по историческим районам города, посоветуют , какие музеи стоит обязательно посетить, расскажут о московских святынях и их вкладе в историю нашей страны. | Дети делают самостоятельно выбор. | Регулятивные: самостоятельно делать выбор. |
Список литературы:
- Лисянский М. С. Сборник стихов «Здравствуй!». – М.: Советский писатель, 1962. – 265с.
- Маршак С. Я. Лучшие стихи. – Издательство: Астрель, 2007. – 143с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"
Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных
Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...