Технологическая карта урока (русский язык) 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Тема урока- глагол. Первый урок по теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Технологическая карта урока

      Учитель: Попова В.Н.

Класс: 2 б

      УМК «Перспектива». Учебник  Климанова Л.Ф.

Предмет: русский язык

Тема урока: Глагол.

Тип урока: открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цели урока:

Метапредметные:

1.Тренировать умение применять алгоритм выполнения и самопроверки задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

2.Тренировать умение планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей совместно с учителем;

Предметные:

1.Сформировать знание о том, как распознавать глагол по вопросу и его признакам.

2. Сформировать умение распознавать глагол по вопросу и его признакам.

3. Отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение;

                                                                                               Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- уметь применять алгоритм, распознавания  глаголов в речи;

- умение отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение;

- умение строить предложение с глаголами единственного числа.

- умение самостоятельно определять тему урока;

- умение осознанно ставить цель урока;

- умение составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- умение сверять свои действия с целью.

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;  

- развитие умения извлекать нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- развитие умения строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- развитие умения строить логическую цепь рассуждений

- умение сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе;

- умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

- формирование умения учитывать позицию собеседника, пытаться договориться;

-адекватно представлять результаты учебной деятельности.

Проявлять:

- положительное отношение к изучению темы;

- понимание своей успешности при изучении темы.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

                                            Виды учебных действий

Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс, 2 часть, РТ № 2, презентация, дидактические карточки для работы в группе, карточки для индивидуальной работы (см. ниже).

- строить и применять алгоритм, распознавания  глаголов в речи;

- выполнять задания по выбору.

Ход урока

Название  

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация к учебной деятельности.

Мотивировать учащихся к

учебной деятельности.

Фронтальная.

Создаёт эмоциональный настрой.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем! Начинаем мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.

- Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам всё по плечу!

 

Слушают, воспринимают, настраиваются на работу. 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

эмоциональный настрой на урок положительный.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Наблюдение.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Фронтальная.

Как называется страна, по которой мы путешествуем?

Мы продолжаем путешествие по стране «Части речи».

С одним жителем страны мы познакомились

на прошлых уроках и  сегодня познакомимся ещё с одним. А с каким жителем, вы мне поможете узнать.

 С какой частью речи вы уже знакомы?

 Что такое имя существительное? Приведите примеры.

Участвуют в диалоге.

 Рассуждают.

- проверить уровень усвоения знаний по предыдущей теме

3

Выявление места и причины затруднения.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Работа под руководством учителя.

Знакомит с темой и целями урока.

- Прочитайте слова на слайде и подумайте, какое слово лишнее? Слайд №1.

рисует

машина

птица

мама

- Почему?

- Что вы можете сказать о 3 словах?

- К какой части речи они относятся? Скажите правило - что такое имя существительное.

- Назовите лишнее слово.

-Кто-то, может знает какой частью речи является это слово?

-Какая тема нашего урока?

Слайд № 2.

Какая цель урока?

Слайд № 3.

- Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить.

 А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом.

Читают слова. Находят лишнее.

Участвуют в диалоге

Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагают.

Называют тему: «Глагол».

Формулируют цель урока: распознавать глагол по вопросу и его признакам.

Регулятивные:

целеполагание.

Наблюдение.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Фронтальная.

-Какое слово оказалось лишним?

- Итак, что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Что обозначают глаголы?

- Сравним наши предположения с правилом из учебника на стр. 91. Откроем учебники.

-Постарайтесь запомнить это правило и приведите свои примеры глаголов. 

-  А теперь немножко поиграем. Приготовьте ладошки, если услышите глагол - делаете хлопок.

  «…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы!

Находят «лишнее» слово, объясняют свой выбор.

Дети открывают учебники и сравнивают своё

определение с образцом.

5

Реализация построенного проекта.

Зафиксировать в знаковой форме

( с помощью эталона) распознавания глагола.

Парная работа.

- У кого есть предположения, как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

Выводит алгоритм на экран. Слайд № 4.

Пошаговое выполнение действий.

 

Располагают карточки в нужном порядке.

Одна пара зачитывает.

Алгоритм  

   1. Поставить к слову вопрос

 2. Узнать, что оно обозначает

   3. Определить часть речи.

Познавательные:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: умение работать в парах.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Зафиксировать способ распознавания глаголов.  

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

Организует работу по закреплению нового знания.

Слайд  № 5.

 – Вернёмся к нашим словам.

     машина…

     птица …

     мама …

- Вы уже сказали, что это имена существительные. Допишите подходящие к ним глаголы – те действия, которые могут совершить эти  предметы. ( на доске)

- Что такое глагол?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечают?    

 – А теперь, наоборот: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать. Слайд № 6.

Шипит  …(змея)

Мурлычет …(кошка)

Тикают…   (часы)

- Что такое глагол?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечают?

Ученики по очереди  работают у доски, остальные – в тетради.

Регулятивные: активное применение алгоритма при подборе глаголов.

7

Динамическая пауза.

Установка на здоровый образ жизни и её реализации на уроке.

Фронтальная

Организует выполнение динамической паузы.

Выполняют действия по образцу.

Выполняют действия по образцу.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверка  применения нового способа действия.

Работа в группе.

Организует работу  в группе с проверкой по эталону.      

Внимание на экран.

Слайд № 7.

 - И сейчас вас ждёт маленькое испытание. Проверим полученные вами знания по теме. Поработаем в группах. Эта работа поможет вам найти ответ на вопрос: для чего  нужны глаголы в речи?

Организует проверку выполнения задания по образцу.

- Так для чего же нужны глаголы в речи?

Дидактические карточки для работы в группе.

Приложение №1

Проверка. Слайд № 8.

Один отвечает, потом сверяют с образцом на слайдах и оценивают каждый свою работу в группе по шкале оценивания.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.

Для передачи действий.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

9

Включение в систему знаний и повторение.

Тренировать способность к применению нового правила.

Индивидуальная.

Как узнать, усвоили ли вы распознавать глагол по вопросу и его признакам.

Перед вами 3 задания.

- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

 Слайд  № 9.

 1.  Подобрать, подходящие по смыслу глаголы.

…морозная зима.  

 … холодный ветер.    …пушистые снежинки.

2.  Подчеркнуть глаголы двумя чертами.

  Наступила осень. Бегут весёлые ручьи. Светит яркое солнце.

3.“Найди пару синонимов”. ( запиши пары)

Боится

Трудится

Плачет

Запирает

Смеётся

Трусит

Работает

Рыдает

Закрывает

Хохочет

Организует проверку выполнения задания по эталону. Слайд № 10.

- Оцените свою работу по листам самооценки.

- У кого задание вызвало затруднения?

-В чем причина  затруднений?

-Поднимите руки, у кого все верно. Молодцы! Поставьте себе плюс!

Нужно выполнить самостоятельную работу.

Формулируют уровень сложности заданий  и конкретизируют их.

 Выбирают и выполняют задание.

Осуществляют самопроверку по эталону.

Проводят самооценку по листу.

Приложение № 2.

Регулятивные:

оценивают результаты по алгоритму.

Самостоятельная работа.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оценивание результатов собственной деятельности.

Осознание метода, построения границ применения нового знания.

Рефлексивный экран.

Варианты

рефлексивных ответов на слайде № 11.

Проведём маленький тест. Глаголы обозначают действия предметов.

 Глаголы отвечают на вопросы - кто? что?

 Спорт, сахар, ворона - это глаголы.

 (+ - - )

Благодарит ребят за работу. 

-Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша работа? Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого.  

- Какая была тема нашего урока?

- Какую  цель вы поставили перед собой на уроке?  

- Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать?  

Оцените свою работу.

Я буду читать высказывания, если вы согласны с первым, то поднимаете зелёную полоску.

Если согласны со вторым утверждением – жёлтую.

А если с третьим – красную.

- Всем спасибо за урок!

Взаимопроверка.

Отличать глаголы от других частей речи.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками;

- проявлять активность в деятельности.

Наблюдение.

11

Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Работа с учебником с. 92 упр. 126

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания.

Записывают задание в дневники.

Приложение № 1

Дидактические карточки по русскому языку. Тема: «Глагол»

          1 группа

     2 группа

         3 группа

Ответьте: что делают этими предметами?

Кто как голос подаёт?

Что делает?

Кто как передвигается?

Что делают?

Лопатой копают.

Ручкой      …….

Ножницами    …….

Утюгом     ……..

Ложкой    …….

Лев рычит.

Корова   ……

Собака  …….

Мышь   ……..

Утка   ……

Птицы, бабочки     ……..

Рыбы, дельфины   ……..

Машины, автобусы   …….

 

         

 

Приложение № 2

Лист самооценки.

Ф.И.

Выполнил сам

С помощью товарища

Не знаю


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисует, машина, птица, мама.

Слайд 2

Тема урока: Глагол.

Слайд 3

Цель: Распознавать глагол по вопросу и его признакам.

Слайд 4

Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос. 2. Узнать, что оно обозначает. 3. Определить часть речи.

Слайд 5

Машина, птица, мама.

Слайд 6

Шипит … Мурлычет … Тикают…

Слайд 7

1 группа 2 группа 3 группа Ответьте: что делают этими предметами? Кто как голос подаёт? Что делает? Кто как передвигается? Что делают? Лопатой копают. Ручкой ……. Ножницами ……. Утюгом …….. Ложкой ……. Лев рычит. Корова …… Собака ……. Мышь …….. Утка …… Птицы, бабочки …….. Рыбы, дельфины …….. Машины, автобусы …….

Слайд 8

1 группа 2 группа 3 группа Ответьте: что делают этими предметами? Кто как голос подаёт? Что делает? Кто как передвигается? Что делают? Лопатой копают. Ручкой пишут. Ножницами режут. Утюгом гладят Ложкой едят. Лев рычит. Корова мычит. Собака лает. Мышь пищит. Утка крякает. Птицы, бабочки летают. Рыбы, дельфины плавают. Машины, автобусы ездят.

Слайд 9

1. Подобрать, подходящие по смыслу глаголы. …морозная зима. … холодный ветер. …пушистые снежинки. 2. Подчеркнуть глаголы двумя чертами. Наступила осень. Бегут весёлые ручьи. Светит яркое солнце. 3.“ Найди пару синонимов” . ( запиши пары) Боится Трудится Плачет Запирает Смеётся Трусит Работает Рыдает Закрывает Хохочет

Слайд 10

1. Подобрать, подходящие по смыслу глаголы. Наступила морозная зима. Дует холодный ветер. Падают пушистые снежинки . 2. Подчеркнуть глаголы двумя чертами. Наступила осень. Бегут весёлые ручьи. Светит яркое солнце. 3. « Найди пару синонимов» . ( запиши пары) Боится – трусит. Плачет - рыдает. Смеётся – хохочет. Работает – трудится. Закрывает – запирает.

Слайд 11

1. Я всё понял, могу объяснить другому. 2.Я всё понял, но объяснить другому затрудняюсь. 3.Понял, но нужна помощь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...