Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Михайловна Шульгина

АООП 1,2,3,4 для обучающихся с нарушением интеллекта по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_rp_pechat.docx150.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Белореченская общеобразовательная школа»

 

Согласовано

Зам. директора

_________ /Т.В. Бобровская/

«24»  августа 2021 г.      

Утверждаю

Директор

_______  /Л.П. Мамойко/

Приказ № 184/1 от «24» августа 2021 г.      

Рабочая учебная программа

Русский язык

1 - 4  (е) класс

(наименование учебного предмета (курса), класс)

начальное общее образование

(уровень образования)

 

Учебник

Букварь Учебник для общеобразовательных организаций, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы -1 класс/Н.Б. Матвеева – Москва «Просвещение», 2020

Русский язык Учебник для общеобразовательных организаций, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы  для 2 класса/ Э.В. Якубовская.-Москва: Просвещение, 2017

Русский язык Учебник для общеобразовательных организаций, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы 3 класс/НЭ. В. Якубовская, Я.В. Коршунова– Москва «Просвещение», 2021

Русский язык Учебник для общеобразовательных организаций, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы 4 класс/НЭ. В. Якубовская, Я.В. Коршунова– Москва «Просвещение», 2021

Ларина Александра Юрьевна, учитель начальных классов

Шульгина Светлана Михайловна, учитель начальных классов, ВКК

Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № 8 от «08» июня 2021 г.

п. Белореченский

2021 – 2022 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение   обучающимися АООП НОО на основе ФГОС  предполагает достижение   ими двух видов результатов: личностных и предметных.

1 класс

Личностные результаты

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • адекватная мотивация учебной деятельности.
  • освоение роли ученика у детей с ограниченными возможностями формируются через учителя.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами или по слогам;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– определять количество букв и звуков в слове;

– списывать с печатного образца;

Достаточный уровень:

  • овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • правильному построению и употреблению в речи простых предложений;

2 класс

Личностные результаты

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • адекватная мотивация учебной деятельности.
  • освоение роли ученика у детей с ограниченными возможностями формируются через учителя.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
  • оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
  • деление слов на слоги для переноса;
  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
  • выделение из текста предложений на заданную тему;
  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  • списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами;
  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце  предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  •  деление текста на предложения;
  • выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
  • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа

3 класс

Личностные результаты

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  •  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  •  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находит выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • различение звуков -гласных и согласных -ударных и безударных -звонких и глухих -твердых и мягких;
  • деление слов на слоги;
  • списывание по слогам, с рукописного текста, с печатного текста
  • проверка списанных слов путем орфографического проговаривания;
  • запись под диктовку коротких предложений (2-3 слова), написание коротких не расходится с произношением;
  • обозначение мягкости согласных -и, е, ю, я –ь;
  • употребление слов, различных категорий по вопросу и грамматическому значению -предмет -действия предмета -признаки предмета;
  • составление предложения;
  • соблюдение правил записи предложения: большая буква в начале предложения, конец предложения, запись слов в предложении.

Достаточный уровень:

  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  • деление слов на слоги для переноса;
  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
  • выделение из текста предложений на заданную тему;
  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

4 класс

Личностные результаты

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Предметные результаты

Минимальный уровень:

- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; - оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

- выделение из текста предложений на заданную тему;

 - участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

  1. Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета русский язык в 1-4 классах определена следующими укрупненными тематическими разделами:

1 класс

1 раздел. Добукварный  период.

Содержание занятий

  • Различение и называние шести основных цветов. Классификация предметов по цвету.
  • Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
  • Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стул и др.) вместе с учителем или по заданному образцу.
  • Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А,  У,  М, Х.
  • Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: Н, И, П, Т, Ш.
  • Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат.
  • Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник.
  • Знакомство с геометрическими фигурами: круг.
  • Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2-3) разного цвета.
  • Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик и т.д.)
  • Практическое усвоение пространственного расположения фигур, на части: ёлочка- три треугольника, дом- треугольник и квадрат.
  • Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
  • Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи.
  • Складывание и раскладывание матрёшки, выкладывание из кубиков (4-6), картинки по образцу, составление картинки из пазлов   (2-4).
  • Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике- цвету, форме или величине.
  • Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом.
  • Упражнения для развития и координации движений кисти руки: изображение из пальчиков животных и других предметов.
  • Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев.
  • Игры с мозайкой.
  • Развитие умения держать ручку, карандаш.
  • Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме.
  • Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру.
  • Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
  • Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради.
  • Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • короткие стихотворные тексты;
  • название геометрических фигур;

Уметь:

  • ориентироваться в тетради;
  • менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура;
  • соблюдение пределов контура при штриховке фигуры;

Контроль. Устный опрос.

2 раздел. Букварный  период:

Содержание занятий

  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы А.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (а).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы У.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (у).
  • Соотнесение графических образцов  печатных  и рукописных букв.
  • Работа с прописями.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы М. Списывание букв с печатного и рукописного шрифтов.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (м). Списывание слогов с печатного и рукописного шрифтов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы О.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (о).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Х.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (х).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы С.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (с). Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Н.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (н).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы (ы). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Л.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (л).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы В.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (в). Запись букв под диктовку.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы И.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (и). Запись букв под диктовку.
  • Запись под диктовку букв и слогов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ш.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ш). Усвоение рукопис-ного начертания строчных и прописных букв.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы П.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (п). Списывание с печатного и рукописного текстов букв.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Т.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (т). Списывание с печат-ного и рукописного текстов слогов из усвоенных слоговых структур.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы К.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (к). Списывание с печат-ного и рукописного текстов слов из усвоенных слоговых структур.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы З.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (з). Большая буква в начале и точка в конце предложения.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Р.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (р). Большая буква в начале и точка в конце предложения.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы (й). Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ж.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ж) Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Б.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (б). Письмо на слух букв и слогов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Д. Усвоение рукописного начертания прописной буквы (д).
  • Письмо на слух букв и слогов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Г.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (г). Интонирование каждого звука слова, обозначение звука  в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы (ь).
  • Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью.
  • Вставка пропущенной бук-вы в словах под картинками.
  • Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв.
  • Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Е.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (е). Списывание с печат-ного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Я.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (я) Списывание с печат-ного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ю.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ю). Списывание с печат-ного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ё
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ё). Вставка пропущенной буквы или слога при списывании.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ч.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ч). Вставка пропущенной буквы или слога при списывании.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ф. Усвоение рукописного начертания прописной буквы (ф).
  • Прописная буква в именах людей.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ц.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы ). Прописная буква в именах людей.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Э. Письмо на слух букв и слогов после предварительного анализа.
  • Усвоение рукописного начертания прописной буквы (э). Письмо на слух предложений после предварительного анализа.
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы Щ. Усвоение рукописного начертания прописной буквы (щ).
  • Усвоение рукописного начертания строчной буквы (ъ).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

-  буквы;

–  графические образцы  печатных  и рукописных букв;

Уметь:

  • списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов;
  • списывание с печатного и рукописного текстов предложений из 3-4 слов.

Контроль: Самостоятельное составление  слов  из  разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.

2 класс

1 раздел. Повторение.

Содержание занятий

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • построение простого предложения.

Уметь:

  • соотносить звук и букву, различать звуки и буквы;
  • составлять предложение из 2-3 слов;
  • различать слова с одним звуком, количество звуков и последовательностью;
  • различать буквы, сходные по начертанию;

Контроль. Контрольная работа.

2 раздел. Звуки и буквы.

Содержание занятий

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и и, их различение.

Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикулярно- сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.

Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы
  • знать изученные правила.
  • звонкие и глухие согласные
  • правила правописания мягкого знака на конце слова.

Уметь:

  • различать гласные, согласные звуки и буквы.
  • ставить ударение в словах и выделять ударного гласного.
  • различать ударные и безударные гласные
  • применять на практике изученные правила.
  • различай звонкие и глухие согласные.
  • обозначать мягкий знак (ь) на письме мягкость согласного звука.

Контроль. Контрольная работа.

3 раздел. Слово

Содержание занятий

Изучение слов, обозначающих предметы:

  • называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
  • называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стал — столы; рама — рамы);
  • различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул— спинка, сиденье, ножки);
  • сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан— кружка.кушетка— диван).

Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. Изучение слов, обозначающих действия:

  • называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? -группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
  • различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); -умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на. у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • названия предметов;
  • сходные предметы и их названия, уметь их различать;
  • слова в, на, с, из, у – предлоги;

Уметь:

  • ставить вопрос что? к слову и предмету;
  • различать группы однородных предметов, выделять слова – родственные;
  • находить клички животных;
  • вставлять пропущенные имена, фамилии, клички в предложении;
  • правильно задавать вопрос к действию, отвечать на вопрос что делает?;
  • подбор названий действий к названиям предметов кто как голос подает?;
  • находить и называть предлоги в предложениях;
  • употребление предлогов в предложении;

Контроль. Контрольная работа.

4 раздел. Предложение

Содержание занятий

Практическое знакомство с построением простого предложения: -составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; -заканчивание начатого предложения (Собака громко...); -составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; -выделение предложения из текста.

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • правила записи предложения;
  • правила предложения-вопроса и предложения-ответа;

Уметь:

  • выделять предложения из текста;
  • составлять схему к предложению;
  • сравнивать оформления предложения в схеме и записи;
  • правильно по смыслу закончить предложение;
  • составлять предложение по сюжетной картинке;

Контроль. Контрольная работа.

5 раздел. Связная письменная речь.

Содержание занятий

Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • правила составления рассказов;

Уметь:

  • составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного;

Контроль. Контрольная работа.

6 раздел. Письмо и чистописание.

Содержание занятий

Совершенствование техники письма.

Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.

Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись;

Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением;

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • правила письма;

Уметь:

  • составление и запись предложений из трех-четырех данных в разбивку слов;
  • списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам;
  • выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

Контроль. Контрольная работа.

7 раздел. Устная речь

Содержание занятий

Повторение пройденного за год.

Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений;

Уметь:

  • связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта);
  • использование предлогов у, к, с и некоторых наречий;

Контроль. Контрольная работа.

3 класс

1 раздел. Повторение

Содержание занятий

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- правила написания предложений;

Уметь:

- выделять предложения из текста;

Контроль. Контрольная работа.

2 раздел. Звуки и буквы

Содержание занятий

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных, деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э ё в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, щи, ча, ща, чу, шу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких, и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- алфавит;

- твёрдые и мягкие согласны;

- шипящие согласные;

- парные звонкие и глухие согласные;

Уметь:

- постановка ударения в двусложных и трехсложных словах;

- перенос части слова при письме;

- различение твердых и мягких согласных;

- правописание жи, щи, ча, ща, чу, шу;

- обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь;

Контроль. Контрольная работа.

3 раздел. Слово

Содержание занятий

Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,

различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?

правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;        

Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильнее отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов,  обозначающих признаки,  со словами, обозначающими предметы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- имена собственные;

- предлоги до, без, под, над, около, перед;

Уметь:

- различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- пользоваться словарём, данным в учебнике;

Контроль. Контрольная работа.

4. раздел. Предложение

Содержание занятий

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого или чего нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- знаки препинания в конце предложения ( точка, вопросительный, восклицательный знаки);

- Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды);

Уметь:

- выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему;

- закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам;

- составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска);

-  ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ;

Контроль. Контрольная работа.

5 раздел. Связная письменная речь

Содержание занятий

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста ( 20- 30 слов ) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- правила записи небольших рассказов по серии картинок под руководством учителя;

Уметь: 

-  восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам;

- последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

Контроль. Контрольная работа.

6 раздел. Письмо и чистописание.

Содержание занятий

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1 -я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у:

2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

1 -я группа -И, Ц Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — о, с, з, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, д.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений;

Уметь:

-  выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием;

-  списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями;

- списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов;

-  выборочное списывание по указанию учителя;

- письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания;

- восстановление нарушенного порядка слов в предложении;

Контроль. Контрольная работа.

7 раздел. Устная речь

Содержание занятий

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;

Уметь: 

- правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и;

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий; 

Контроль. Контрольная работа.

4 класс

1 раздел. Повторение.

Содержание занятий

 Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- правила записи предложений;

Уметь:

- заканчивать предложения;

- восстановление нарушенного порядка слов в предложении;

Контроль. Контрольная работа.

2 раздел. Звуки и буквы

Содержание занятий

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, щи, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных

путем изменения формы слова (водой— воды) или подбора по образцу родственных слов

(вода — водный).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- алфавит;

- правописание жи, щи, ча, ща, чу, щу;

- правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов;

Уметь:

- различение ударных и безударных гласных;

Контроль. Контрольная работа.

3 раздел. Слово

Содержание занятий

Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- имена собственные;

- предлоги до, без, под, над, около, перед;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

Уметь:

- различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом;

Контроль. Контрольная работа.

4 раздел. Предложение

Содержание занятий

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

Уметь: 

- упражнения в составлении предложений;

- распространение предложений;

- установление связи между словами в предложениях по вопросам;        

Контроль. Контрольная работа.

5 раздел. Связная письменная речь

Содержание занятий

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Адрес на конверте.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- Правила записи предложений;

Уметь: 

- описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану

в виде вопросов;

- составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам;

Контроль. Контрольная работа.

6 раздел. Письмо и чистописание

Содержание занятий

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1 -я группа — И, Ц; Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — о, с, з, х, ж, Е, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, в; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв;

Уметь: 

- письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания;

- восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке;

Контроль. Контрольная работа.

7 раздел. Устная речь

Содержание занятий

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Повторение пройденного.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- правила составления предложений;

Уметь:

- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему;

- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий;

Контроль. Контрольная работа.

  1. Тематическое планирование

Учебно-тематический план

1 класс

№№

Раздел

Кол-во часов

 В том числе

Практическая часть

Контрольные работы

Проектные работы

1.

Добукварный период

25

1

2.

Букварный период

74

1

Итого

99

2

2 класс

№№

Раздел

Кол-во часов

 В том числе

Практическая часть

Контрольные работы

Проектные работы

1.

Повторение

4

1

2.

Звуки и буквы

28

1

3.

Слово

27

2

4.

Предложение

15

1

5.

Связная письменная речь.

8

1

6.

Письмо и чистописание

10

1

7.

Устная речь

10

1

Итого

102

5

3

3 класс

№№

Раздел

Кол-во часов

 В том числе

Практическая часть

Контрольные работы

Проектные работы

1.

Повторение

4

1

2.

Звуки и буквы

30

1

3.

Слово

39

1

1

4.

Предложение

6

1

5.

Связная письменная речь.

7

1

6.

Письмо и чистописание

10

1

1

7.

Устная речь

6

1

Итого

102

4

5

4 класс

№№

Раздел

Кол-во часов

 В том числе

Практическая часть

Контрольные работы

Проектные работы

1.

Повторение

5

1

2.

Звуки и буквы

30

1

3.

Слово

20

1

1

4.

Предложение

11

1

1

5.

Связная письменная речь.

11

6.

Письмо и чистописание

14

1

7.

Устная речь

11

1

Итого

102

4

4

Календарно – тематическое планирование русский язык 1 класс

2021-2022 учебный год

Тема урока (1 класс)

Кол-во

часов

Дата

Основные виды

деятельности

Примечание

По плану

По факту

Знакомство с разлиновкой тетради.

Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь.

1

Знать названия овощей, геометрических фигур.

Уметь обводить  фигуры, рисунки.

Обводка, штриховка,

закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника.

1

Рисование предметов геометрической формы.

1

Уметь находить различия в написании геометрических фигур.

Обведение по контуру. Письмо больших и малых овалов.

1

Уметь обводить кольца и штриховать их; сравнивать формы; дорисовывать недостающие линии, изображения предметов.

Рисование геометрических фигур по клеточкам, точкам

( по образцу).

1

Знать геометрические фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради по клеточкам, соединять по точкам.

Владеть орнаментальным рисованием в тетради.

Составление и обведение клеток  орнамента (самостоятельно), раскрашивание.

1

Прямые, наклонные короткие и длинные вертикальные линии.

1

Уметь правильно держать карандаш, ручку; правильно сидеть за столом во время письма, правильно располагать тетрадь на столе.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу, вверху.

1

Уметь писать элементы по карандашу, образцу и самостоятельно.

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

1

Письмо наклонных с петлей внизу и вверху.

1

Уметь писать основные элементы букв.

Письмо изученных графических элементов букв.

1

Знать все знакомые элементы букв.

Уметь обводить, писать изученные элементы и сравнивать их.

Строчная буква а.

1

Уметь писать букву а,

Строчная буква у.

Письмо слогов: ау, уа.

1

Уметь писать букву у, безотрывно писать слоги.

Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам.

1

Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно.

Заглавная буква М.

1

Уметь выполнять графический анализ заглавной буквы.

Заглавная буква А.

1

Уметь писать букву, слоги с ней.

Заглавная буква У. Слоги:  му, ум,

слово ма-ма.

1

Уметь соединять, прописывать буквы, слово.

Строчная и заглавная буква о, О.

1

Уметь писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение).

Письмо слов с изученными буквами.

1

Уметь соединять, записывать буквы.

Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус.

1

Уметь писать буквы с, С, слоги с этой буквой

Запись предложений: Ма-ма са-ма.

Ма-ма, ма-ма, О-са!

1

Знать признаки и правила записи предложений.

Уметь писать заглавные и строчные буквы.

Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах,  слова: у-ха, му-ха, су-хо.

1

Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой.

Упражнение в письме  слогов и слов с изученными буквами.

1

Уметь писать строчные и прописные буквы, слоги, слова  самостоятельно, под диктовку.

Строчная и заглавная буква ш, Ш.Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша.

1

Уметь писать строчную и заглавную букву ш, Ш.

Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу.

1

Знать признаки предложения.

Уметь списывать предложения.

Письмо строчной буквы л и слогов с ней.

1

Уметь писать строчную букву л, слоги и слова с этой буквой.

Заглавная буква Л.Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла.

1

Уметь писать строчную и заглавную букву л Л, записывать предложения.

Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой.

Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой.

Строчная буква н, написание слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву н, слова и слоги с этой буквой.

Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша.

1

Знать   правила написания предложения.

Уметь писать букву Н.

Письмо под диктовку  изученных букв и слогов.

1

Уметь писать буквы, слоги под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа.

Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву р, слоги и слов с этой буквой.

Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений.

1

Уметь писать заглавную букву Р. Знать правило написания предложений.

Проверочный диктант. Написание изученных букв, слогов

1

Уметь сравнивать печатную букву с письменной; соединять буквы между собой; анализировать.

Списывание с печатного текста.

1

Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

1

Уметь писать строчную и заглавную букву к, К.

Употреблять пробелы между словами.

Письмо строчной буквы п, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву п, слоги и слова с этой буквой.

Письмо заглавной буквы П.

Письмо слогов и предложений с этой буквой.

1

Уметь писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения.

Упражнения в письме.

1

Уметь самостоятельно списывать с печатного образца.

Письмо строчной буквы  т, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь  писать букву т, анализировать и записывать слова.

Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь составлять слова, писать с проговариванием.

Письмо строчной и заглавной буквы и, И. 

Упражнение в письме

1

Уметь  писать букву и,  анализировать и записывать слова.

Контрольное списывание

за 1 полугодие

1

Уметь работать самостоятельно, писать диктант.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Уметь работать самостоятельно.

Письмо предложений.

1

Уметь писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.    

Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой.

Письмо заглавной буквы З.

1

Уметь сравнивать печатную и письменную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие.

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1

Уметь писать заглавные и строчные буквы, записывать заголовок.

Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой.

Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара».

1

Уметь самостоятельно списывать с печатного образца.

Письмо строчной и заглавной буквы ж, Ж.

1

Уметь писать буквы по точкам и образцу. 

Упражнение в письме.

1

Уметь отличать предложение от текста.

 Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание.

1

Знать признаки текста.

Уметь писать букву Б.

Письмо предложений под диктовку.

1

Знать все изученные буквы.

Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами.

Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой.

1

Уметь правильно писать букву и соединять её в слоги, слова.

Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой.

1

Уметь списывать с печатного образца.

Знать признаки текста.

Письмо слов под диктовку.

1

Уметь писать слова с изученными буквами,

выполнять звуко-буквенный анализ.

Знать написание изученных букв, списывать безошибочно.

Контрольное списывание.

Работа с текстом.

1

Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами.

Работа над ошибками.

1

Уметь находить и исправлять ошибки.

Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой.

1

Уметь писать, сравнивать, анализировать строчную букву д.

Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик».

1

Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать

заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения.

Упражнение в письме.

1

Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород.

Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву, правильно произносить её.

Упражнение в письме. Работа с текстом.

1

Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена.

Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай».

1

Уметь списывать слова с печатного текста.

Буква ь.

1

Знать все изученные буквы; уметь записывать слова и предложения с печатного образца.

Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь.

1

Уметь правильно соединять буквы.

Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. 

1

Уметь выполнять звуко-буквенный анализ.

Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё.

1

Уметь списывать текст с комментированием.

Письмо текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт».

1

Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами.

Письмо строчной и заглавной буквы я, Я.

1

Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами.

Составлять  слова из слогов;  списывать с печатного текста.

Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой.

1

Уметь писать буквы ю,Ю, сравнивать с другими буквами.

Составлять  слова из слогов;  списывать с печатного текста.

Письмо строчной и заглавной  буквы ц, Ц.

Письмо слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами.

Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн.

Списывание текстов из Букваря «Игры детей», «Милка и Жучка».

1

Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препинания в предложении.

Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу.

1

Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами.

Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением.

Запись текста «Овощи» из Букваря.

1

Знать письменные строчные и заглавные буквы, знаки препинания в предложении.

Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой.

1

Уметь находить пары

[ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками

Повторение изученного материала.

1

Уметь составлять предложения, 

подчёркивать опасные места и объяснять их написание.

Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой.

1

Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх). Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы.

Буква ъ.

Разделительный ъ (твердый знак).

1

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ.

Контрольное списывание за год.

(40 мин.)

1

Уметь писать под диктовку, читать написанное с проговариванием.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Уметь писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы.

Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор».

1

Уметь составлять азбуку из письменных букв. Составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание.

Письмо текстов из Букваря «Светофор».

1

Алфавит.

1

Уметь работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов.

Алфавит.

1

Письмо изученных букв, слогов

1

Уметь писать буквы, слоги по памяти

Письмо изученных букв, слогов

1

Повторение изученного за год.

1

Уметь списывать слова с печатного текста.

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Уметь писать слоги и слова под диктовку

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Письмо слогов и слов с изученными буквами

1

Слова с ь и ъ разделительными знаками

1

Уметь записывать слова с буквами ь, ъ по образцу, включать их в предложения.

Записывать предложения, содержащие слова с буквами ь, ъ, с комментированием.

Слова с ь и ъ разделительными знаками

1

Списывание с печатного шрифта. Слуховой диктант : Буквы, слоги.

1

Списывание с печатного шрифта. Слуховой диктант : Буквы, слоги.

1

Списывание текста с заданием

1

Календарно – тематическое планирование русский язык 2 класс

2021-2022 учебный год

Тема урока (2 класс)

Кол-во

часов

Дата

Основные виды

деятельности

Примечание

По плану

По факту

1

Звуки и буквы (строчные и прописные). Соотнесение звука и буквы

1

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

2

Буквы сходные по начертанию

1

Различать буквы

3

Пары слов отличающиеся одним звуком, последовательность звуков в слове, количеством звуков

1

Различать слова по количеству звуков и их последовательностью

4

Слова со стечением согласных

1

Определять слова со стечением согласных

5

Составление предложений из 2-3 слов.

1

Составлять предложения по схемам с опорными словами

6

Диктант «Вкусный суп»

1

Оценивать свои достижения

7-8

Предложение, слово, звук и буква

2

Составлять слова, предложения по схемам с опорными словами

9-10

Звуки гласные и согласные, их различие. Выделение гласных

2

Различать гласные и согласные, выделять их схематично

11

Звонкие и глухие согласные

Согласные Б-П

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

12

Звонкие и глухие согласные

Согласные Д-Т

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

13

Звонкие и глухие согласные

Согласные Г-К

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

14

Звонкие и глухие согласные

Согласные В-Ф

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

15

Звонкие и глухие согласные

Согласные З-С

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

16

Звонкие и глухие согласные

Согласные Ж-Ш

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

17

Проверочный диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные»

1

Различать звонкие и глухие, выделять их

18-19

Свистящие и шипящие согласные (С-Ш, З-Ж)

2

Различать звуки и буквы и правильно и обозначать их графически.  Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

20-21

Согласные Р-Л

2

Различать звуки и буквы и правильно и обозначать их графически.  Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

22

Повторение пройденного «Звуки и буквы»

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

23

Диктант по теме: «Предложение»

2

Оценивать свои достижения

24

Работа над ошибками

1

Оценивать свои достижения

25-27

Согласные Ц,Ч,Щ

3

Различать звуки и буквы и правильно и обозначать их графически.  Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

28

Твёрдые и мягкие согласные

Буква а-я        

1

Работать с лентой букв

29

Твёрдые и мягкие согласные

Буква о-ё

1

Работать с лентой букв

30

Твёрдые и мягкие согласные        

Буква у-ю

1

Работать с лентой букв

31

Твёрдые и мягкие согласные

Буква ы-и

1

Работать с лентой букв

32

Обобщающий урок по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

1

Работать с лентой букв

33

Проверочная работа по теме: «Твёрдые и мягкие согласные»

1

Работать с лентой букв

34-37

Буква Ь для обозначения мягкости согласных в конце слова

4

Определять и правильно записывать слова с мягким знаком, классифицировать слова. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв.  Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

38-41

Слова с гласными Е,Ё,Ю,Я в начале слова и после гласных

4

Наблюдать за гласными е, ё,ю, я в начале слова, выделять их графически

42

Повторение

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

43

Диктант «Трудимся»

1

Оценивать свои достижения

44

Работа над ошибками

1

Оценивать свои достижения

45-46

Слова с буквами И-Й

2

Распознавать слова с буквами и-й

47-49

Слог как часть слова. Перенос слов по слогам

3

Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.  Переносить слова по слогам.

50-52

Ударение. Ударение в 2-3 сложных словах. Гласные ударные и безударные

3

Определять ударение в слове, работать со схемами

53-58

Слова, обозначающие название предметов и отвечающие на вопрос что это? Кто это?

6

Распознавать слова обозначающие предмет, различать их по вопросам, сравнивать предметы,

59-60

Большая буква в именах и фамилиях людей

2

Различать собственные и нарицательные предметы и правильно их записывать

61-62

Большая буква в кличках животных

2

Правильно записывать клички животных

63

Практическое употребление имён собственных

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

64-69

Слова, обозначающие действие

6

Распознавать слова обозначающие действия. Группировать слова по признакам. Показывать графически связь слов предметов со словами действиями

70

Повторение пройденного по теме: «Слова, обозначающие действие»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

71

Диктант «Весна»

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

72

Работа над ошибками

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

73-78

Предлог как отдельное слово

6

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами.

79

Предложение. Построение простого предложения

1

Составлять предложения по схемам с опорными словами

80-81

Составление и выделение предложений

2

Составлять предложения по схемам с опорными словами

82-83

Заканчивание начатого предложения

2

Дополнять предложения до законченной мысли

84-85

Составление предложений из слов, данных в нужной форме в разбивку

2

Составлять предложения по данным словам

86-87

Выделение предложений из текста

2

Определять границы предложения в  деформированном тексте

88-89

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

2

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

90-91

Практические упражнения в построении предложений

2

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

92

Словарный диктант

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

93

Диктант «Каркуша»

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

94

Работа над ошибками

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

95-102

Повторение пройденного за год:

Звуки и буквы

Ударение

8

Различать гласные и согласные звуки и буквы, правильно их выделять, ставить ударение в словах

Календарно – тематическое планирование русский язык 3 класс

2021-2022 учебный год

Тема урока (3 класс)

Кол-во

часов

Дата

Основные виды

деятельности

Примечание

По плану

По факту

1-4

Повторение. Выделение предложения из текста.

4

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

5

Контрольное списывание «Паук»

1

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

6

Предложение и его схема

1

Составлять предложения по схемам с опорными словами

7

Предложения-вопросы и предложения-ответы

1

Определять границы предложения в  деформированном тексте

8

Завершения начатого предложения

1

Различать звуки и буквы и правильно и обозначать их графически.  Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

9

Различение набора слов и предложения

1

Работать с алфавитом

10

Порядок слов в предложении

1

Различать гласные и согласные звуки и буквы

11-12

Закрепление знаний по теме: «Предложение»

2

Различать гласные и согласные звуки и буквы

13

Знакомство с алфавитом

1

Уметь правильно произносить буквы русского алфавита

14

Звуки гласные и согласные

1

Определять ударение в слове, работать со схемами

15

Ударение в словах

1

Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов

16-17

Ударные и безударные гласные. Выделение ударной гласной в слове. Картинный диктант

2

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.  Переносить слова по слогам.

18-19

Деление слов на слоги

2

Различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать их графически, работать с лентой букв

20-21

Гласные буквы е,ё,ю,я в начале слова или слога

2

Определять и правильно записывать слова с мягким знаком, классифицировать слова. Соотносить количество звуков и букв в словах. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв.  Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

21-22

Контрольное списывание «Правила игры»

Работа над ошибками

2

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

23

Перенос части слова при письме

1

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подби¬рать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу.

24

Твёрдые и мягкие согласные

1

Различать на слух парный по глухости-звонкости согласный звук.

25-26

Обозначение мягкости согласных на письме буквами и,е,ё,ю,я

2

Соотносить произ-ношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произ-ношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

27-28

Письмо по памяти

1

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).

29

Буква мягкий знак (ь) на конце слова

1

Распознавать слова обозначающие предмет, различать их по вопросам, сравнивать предметы, различать слова по их родовым категориям

30

Буква мягкий знак (ь) в середине слова

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

31-32

Различение твёрдых и мягких согласных

2

Различать собственные и нарицательные предметы и правильно их записывать

33-34

Диктант по теме: «Твёрдые и мягкие согласные». Работа над ошибками

2

Распознавать слова обозначающие действия. Группировать слова по признакам. Показывать графически связь слов предметов со словами действиями

35-40

Гласные после шипящих согласных ш,ж,ч,щ

5

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

41-45

Проверочный диктант по теме: «Гласные после шипящих согласных». Работа над ошибками

5

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами.

46

Парные звонкие и глухие согласные

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

47

Различение б-п, в-ф

1

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

48

Письмо по памяти

1

Правильно оформлять предложение в письменной речи

49

Различение д-т, г-к

1

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

50

Различение ж-ш, з-с

1

Различать на слух парный по глухости-звонкости согласный звук.

51

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова

1

Различать на слух парный по глухости-звонкости согласный звук.

52

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

Различать на слух и уметь применять в письменной речи парный по глухости-звонкости согласный звук.

53-54

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

2

Уметь применять правило на практике

55

Контрольное списывание «Снег»

1

Уметь работать с текстом

56-57

Закрепление знаний по теме: «Правила правописания в словах»

2

Уметь применять изученные правила на практике

58

Контрольный диктант по теме: «Правила правописания в словах».

1

Оценивать результаты своей работы

59

Работа над ошибками

1

исправлять ошибки

60-63

Название предметов

3

Уметь задавать вопрос к предмету

64

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных

1

Уметь применять в письменной речи правило

65-71

Названия действий

6

Уметь задавать вопрос  к признаку действия

72-77

Название признаков

5

Применять в устной речи понятие признак

78

Название предметов, действий и признаков

1

Применять в устной и письменной речи понятие признаки

Контрольный диктант по теме: «Название предметов, действий и признаков»

Оценивать результаты своей работы

79

Работа над ошибками

Работать над ошибками

80-85

Предлоги

5

Познакомиться с предлогами

86

Контрольный диктант по теме: «Предлоги».

1

Оценивать результаты своей работы

87

Работа над ошибками

1

Работать над ошибками

88-95

Предложение

7

Уметь составлять предложение

96

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

1

Оценивать результаты своей работы

97

Работа над ошибками

1

Работать над ошибками

98-102

Повторение

4

Уметь применять на практике полученные за год знания

Календарно – тематическое планирование русский язык 4 класс

2021-2022 учебный год

Тема урока (4 класс)

Кол-во

часов

Дата

Основные виды

деятельности

Примечание

По плану

По факту

1

Повторение. Употребление простого предложения

1

Употреблять в устной и письменной речи простые формы предложений

2

Деление текста на части

1

Делить текст на части

3

Связь слов в предложении

1

Показывать графически связь слов в предложении

4

Работа с деформированным текстом

1

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст

5

Работа над развитием связной речи

1

Находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

6

Диктант по теме: «Предложение»

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

7

Алфавит Значение алфавита

1

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит».

8

Распределение слов в алфавитном порядке

1

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

9

Гласные и согласные звуки

1

Различать гласные и согласные звуки и буквы

10

Диктант по теме «Звуки и буквы»

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

11

Показание мягкости согласных

1

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

12-13

Мягкий знак в середине слова

2

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком  в середине слова

14

Диктант по теме  

«Мягкий знак на конце и в середине слова»

1

Оценивать результаты своей работы, исправлять ошибки

15-16

Разделительный мягкий знак

2

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах

17

Дифференциация слов со смягчительным и разделительным мягким знаком

1

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

18

Перенос слов с разделительным мягким знаком

1

Объяснять перенос слов

19

Диктант « Разделительный мягкий знак»

1

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

20-21

Гласные после шипящих

2

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями

22

Диктант «Гласные после шипящих»

2

Анализировать свою письменную работу

23

Работа над ошибками

 работать над ошибками

24-25

Парные звонкие и глухие согласные

2

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оце-нивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными.

26-27

Оглушение звонких согласных (проверочные слова)

2

Соотносить произ-ношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука

28-29

Проверка написания парных звонких и глухих согласных

2

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

30

Диктант « Парные звонкие и глухие согласные»

1

Анализировать свою письменную работу

31

Работа над ошибками

1

работать над ошибками

32-33

Проверка написания парных звонких и глухих согласных

2

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

34-35

Понятие  ударные и безударные гласные

2

Различать ударные и безударные слоги. Составлять простейшие слогоударные модели слов

36-37

Правописание ударных гласных

2

Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

38-39

Правописание безударных гласных

2

Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

40-41

Проверка написания слов с безударными гласными

2

Производить анализ, сравнение, обобщение при проверки написания слов

42

Повторение «Ударные и безударные гласные»

1

Подбирать проверочные слова

43

Диктант по теме: « Ударные и безударные гласные»

1

Анализировать свою письменную работу

44

Работа над ошибками

1

работать над ошибками

45-46

Непроверяемые безударные гласные

2

Производить анализ, сравнение, обобщение

47

Диктант по теме: «Проверка безударных гласных»

1

Анализировать свою письменную работу

48

Работа над ошибками

1

работать над ошибками

49

Название предметов, действий и признаков

1

Распознавать слова предметы, действия,  признаки

50-51

Название предметов

2

Различать одушевлённые и неодушевлённые предметы с опорой на вопросы кто? и что? Подбирать примеры.

52-53

Название действий

2

Распознавать слова-действия среди других слов по вопросам

54-55

Название признаков

2

Распознавать слова-признаки среди других слов по вопросам

56

Повторение пройденного материала

1

Различать слова предметы, действия,  признаки

57

Контрольный диктант по теме «Слово»

1

Анализировать свою письменную работу

58

Работа над ошибками

1

работать над ошибками

59

Понятие – имена собственные

1

Классифицировать имена е собственные и нарицательные  и объединять их в тематические группы.

60-61

Употребление имён собственных

2

Писать с заглавной буквы имена собственные

62

Значение предлога

1

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи

63-64

Написание слов с распространёнными предлогами

2

Раздельно писать предлоги со словами.

65-66

Составление предложений с предлогами

2

Раздельно писать предлоги со словами

67-68

Разделительный твёрдый знак

2

Наблюдать над произношением и написанием слов с разделительным твёрдым ь.

69

Понятие родственные слова

1

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

70-71

Выделение корня

2

Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».

72-73

Определение родственных слов

2

Группировать однокоренные слова

74

Развитие связной речи

1

Устанавливать при помощи вопросов связь слов в предложении.

Составлять предложения из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

75

Диктант по теме «Родственные слова»

1

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

76

Речь состоит из предложений

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

77

Предложение выражает законченную мысль

1

Определять границы предложения

78

Слова в предложении расположены в определённом порядке

1

Анализировать, сравнивать, обобщать

79

Слова в предложении связаны по смыслу

1

Устанавливать при помощи вопросов связь слов в предложении

80

Диктант по теме «Предложение»

1

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

81

Работа с деформированным текстом

1

Определять границы предложения в  деформированном тексте

82

Связь слов в предложении

Определение по вопросам

1

Устанавливать при помощи вопросов связь слов в предложении

83

Название предметов, действий связанных между собой

1

Различать слова предметы, действия,  признаки

84

Распространение письменного предложения

1

Различать распространённое  и нераспространённое предложения.

85

Составление предложений

1

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

86

Знаки препинания в конце предложений

1

Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

87

Проверочная работа «Предложение»

1

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

88-89

Сказуемое

2

Находить и выделять сказуемое

90-91

Подлежащее

2

Находить и выделять подлежащее

92

Подлежащее и сказуемое - главные слова в предложении

1

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать

93

Второстепенные слова в предложении

1

Выделять второстепенные слова в предложении

94

Диктант «Главные и второстепенные слова в предложении»

1

Анализировать свою письменную работу

95

Работа над ошибками

1

работать над ошибками

96-102

Повторение пройденного материала за год

7

Анализировать, сравнивать, обобщать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...