Местоимение как части речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Манузина Вероника Васильевна

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Местоимение как часть речи»

 

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о местоимениях как части речи, об его роли в предложениях.

 

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных.

 

Личностные:  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация, УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, ч.2, работая тетрадь.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Местоимение как часть речи»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о местоимениях как части речи, об его роли в предложениях.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных.

Личностные:  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование:  карточки с заданиями, презентация, УМК «Школа России» В.П. Канакина, 2 класс, ч.2, работая тетрадь.

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический

настрой

Рифмованное начало

5 мин

-Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

-Как вы понимаете это высказывание?

-Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.
(проверка д/з)

Слушают учителя

Записывают число, классную работу

К.: Владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

II.Актуализация знаний и мотивации

М: словесный,

практический метод, проблемного изложения,
создание проблемной
ситуации

7 мин

Словарная работа

-Ребята, на экране вы видите пословицы, прочитайте их. Кто попробует объяснить, что они означают?
1.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
2. Где птиц нет, там и
лягушки за соловьев сходят.
3.
Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

-Выпишите из них словарные слова в строчку, они выделены у вас жирным. Какие это слова?

-Образуйте от слов однокоренные имена прилагательные и запишите их с подходящими по смыслу существительными.

-Поставьте ударение в прилагательных и обозначьте зеленой ручкой непроверяемую безударную гласную. Запомните их.

Читают пословицы

Объясняют их значение

-мороз, лягушка, урожай


орозный день, лягушачья икра, урожайное лето.

Р.: выполнять действие в соответствии с требованиями учителя;

Л.: мотивация к учебной деятельности.

III.Постановка

учебной задачи

М: словесный
(беседа)
Практический:

классификация

7 мин

(на экране написано предложение)

Сова - хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

-Прочитайте текст.

-Ребята, я допустила ошибку в тексте, попробуйте найти ее.

-А как мы можем исправить эту ошибку?

-Прочитайте без ошибок.

-Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее?

-Ребята, часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

-Назовите тему урока.

-Поставьте цели.

Читают текст

-повторяется слово сова

-заменить слово сова другим словом

-Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.

-вместо существительного сова

-местоимение как часть речи

-узнать все про местоимение

П:структурирование знаний 

IV. Открытие нового знания

М: словесный Репродуктивный 

-Открываем учебник на с.100, прочитайте название раздела, название темы урока.

-Смотрим №171. Сейчас я прочитаю вам текст, а вы скажете мне, что это за сказка.

(учитель читает текст)

-И так, что это за сказка?

-Как вы думаете, с какой целью автор употребляет выделенные слова?

-Называют ли они конкретное лицо или предмет?

-На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких существительных употребляется слово они?

-Сейчас вы списываете только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

-Какие слова вы вставили? А какие подчеркнули?

-Прочитаем правило на с.101.

-Что такое местоимение?

-Назовите местоимения.

-Какую роль они выполняют в предложении?

ФИЗМИНУТКА

-№ 172 выполним устно.

-В паре подготовьте ответ на вопрос: что такое местоимение? Приведите примеры.

Внимательно слушают

-теремок

-чтобы не повторялись имена существительные

-да

Отвечают на вопросы

Списывают текст

Подчеркивают словарные

Читают правило

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнение в паре

 К.: владеть диалогической формой речи;

Л.: формирование позитивного отношения к учебному процессу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

М: словесный 

10 мин

-Ребята, посмотрите на №173. Прочитайте стихотворение.

-Определите главную мысль стихотворения.

-Какой частью речи являются выделенные слова?

-Для чего их использовал автор?

-Каких местоимений в стихотворении нет?

-Спишите это стихотворение, выделяя местоимения зеленой ручкой.

-Какие местоимения вы выделили?

Выполняют упражнение

Отвечают на вопросы

Списывают стихотворение

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: словесный, практический (беседа, упражнение)

7 мин

-Я раздала вам карточки. Вам нужно списать текст в тетрадь, заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями. Местоимения выделяем зеленой ручкой.

Белые медведи — замечательные пловцы. Медведи могут плавать в любом положении, вверх и вниз головой, на боку и даже на спине.

Выполняют упражнение самостоятельно

Л.: интерес к изучаемому предмету

VII.Включение в систему знаний

М:словесный(беседа)

2 мин

-Запишите д/з. Учебник на с.101, учить правило, с.102 №174. Вам нужно записать предметы, а в скобках написать местоимения, которыми можно заменить каждое слово.

-Посмотрите на образец.

Записывают д/з

Внимательно слушают учителя

Р.: принимают учебную задачу на следующий урок.

VШ.Рефлексия деятельности

М: словесный (беседа)

5 мин

-Какой была тема нашего урока?

-О какой части речи мы говорили?

-Что это такое? Перечислите местоимения.

-Встаньте те, кто сегодня хорошо поработал.

Отвечают на вопросы учителя

Л.: оценка собственного включения в работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год

На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспиты...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...