Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Конспект урока по русскому языку "Перенос  слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Проект урока русского языка

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

1

УМК

«Школа России» 

Тема урока

Перенос слов.

Цель урока

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с правилами переноса слов.

Задачи

  1. Образовательные  сформировать умение переносить слова с учетом их особенностей.
  2. Развивающие: развивать внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоить  правила переноса слов; подбирать к предложенным словам синонимы, однокоренные слова; осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;  проводить анализ учебного материала;

делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;        выполнять действия по намеченному плану; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать собеседника, вести диалог; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка;        навыки сотрудничества с учителем, одноклассниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Программное содержание

Перенос слов

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация
  3. Постановка учебной проблемы
  4. «Открытие» учащимися нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа
  7. Итог урока. Рефлексия.

Тип урока

Изучение нового материала.

Технология

Технология проблемного обучения.

Оборудование урока

  1. Канакина В. П. Русский язык, 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М.: Просвещение,2020.
  2. Раздаточный материал для работы в паре, в группе.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!  

- Мы будем на уроке думать? (Да)

- А может, будем спать? (Нет)

- Мы будем рассуждать? (Да)

- А в облаках летать? (Нет)

- Друг другу будем помогать? (Да)

Итак, улыбнитесь друг другу и за работу.  

Проверка готовности к уроку, настрой на урок.

2.  Актуализация знаний

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

(Учитель записывает отгадки на доске)

1)Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

 Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

2)  Птичка та невелика,

Но проворна и шустра,

Чик-чирик пищит воришка,

В коричневом ходит «пальтишке». (Воробей)

3)  Белобокая красотка

Балаболит, как трещотка.

Все блестяшки издалёка

Тащит в гнёздышко…(сорока)

4)  Одурачит ловко.

Рыжая плутовка,

Длинным хвостиком махнёт,

Зубки хитро облизнёт,

Не успеешь оглянуться–

Вокруг пальца обведёт! (лисица)

- Что общего у этих слов?

- Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Определите количество слогов в словах – отгадках.

- Как определить количество слогов в слове?

- Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом.

- Отгадайте еще одну загадку.

5)  Заворчал живой замок,                

Лёг у двери поперёк.                  

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. (собака)

(Учитель вывешивает карточку со словом собака)

-  Прочитайте слово собака с ударением.

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Обратите внимание на опасное место в этом слове.

- Составьте предложение с эти словом.

- Подберите родственные (однокоренные) слова к этому слову.

- Назовите синоним (близкое по смыслу слово) слова собака.

- Вспомните, когда так говорят, и объясните значение выражений.

  • Вот где собака зарыта!
  • Как кошка с собакой.
  • С собаками не сыщешь.

Слушают учителя, отгадывают загадки, записывают отгадки.

Работа со словарными словами.

3. Постановка учебной проблемы

Продолжим ряд словарных слов. Запишем слово «собака» на строке. (Учитель продолжает запись, обращает внимание ребят на то,  что новое слово на строке не помещается)

- Что же мне делать, ребята?

- А что значит перенести?

- Какой знак нужен?

- Помогите мне перенести слово «собака». Поработаем  в парах.

- Посмотрим, что вы предлагаете.

(Учитель фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне.)

- Задание было одно?

- А выполнили вы его как?

- Почему так получилось?

- Чего мы пока не знаем?

- Определите тему и цель урока.

(Учитель записывает  тему «Правила переноса слов» на доске)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предлагают свои варианты.

Работа в паре.  Пары добавляют знак переноса в слово «собака» на своем листе.

Осознание противоречия

Определение темы урока, формулирование цели урока.

4. «Открытие» учащимися нового знания

-  Почему в теме написано правилА, а не правилО?

- В русском языке есть четыре правила переноса. Предлагаю познакомиться с правилами, разделившись на группы. Четыре правила – четыре группы. Работаем по плану:

  • прочитать слова на листе «про себя»;
  • обратить внимание на выделенные буквы и знак переноса;
  • догадаться, какое здесь правило переноса.

- Заслушаем первую группу. Покажите лист с вашим заданием всему классу.

- Прочитаем слова хором так, чтобы услышать перенос.

- Что вы увидели?

- Какое правило спряталось в вашем задании?

- Ребята, с выводом согласны?

 (Аналогично проводит работу с остальными тремя группами)

- Сколько правил вы открыли?

- Проговорите их еще раз.

Поиск решения в группах.

Представление результатов.

Повторение  правил переноса слов.

Физминутка

5.Первичное закрепление

- Выполним упр. 3 стр. 37  из учебника.

Коллективное выполнение задания и коллективная проверка.

6.Самостоятельная работа

- Прочитайте слова:

Сосна, звук, птица, рыба.

- Найдите лишнее слово.  Докажите.

- Спишите слова,  разделяя их для переноса.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненного задания у соседа по парте. Оцените работу.

Выполнение задания самостоятельно.

Взаимопроверка

7. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята мысленно вернемся к началу урока. Вспомните, какую цель мы ставили перед собой.

- Достигли цели?

- Что нового узнали на уроке?

 - Как переносятся слова с одной строки на другую? Приведите примеры.

- Какие слова нельзя переносить с одной строки на другую? Приведите примеры.

-  А вам понравился урок? Был ли он полезен для вас?

- Подчеркни фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

Лист самооценки

Подчеркни фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


- Спасибо за урок. Урок окончен.

Ответы на вопросы, оценивание  своих знаний, работы на уроке.

 


Используемая литература:

  1. Канакина В. П. Русский язык, 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М.: Просвещение,2020.
  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.
  3. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Перенос слов".

Цель: Научить переносить слова с одной строки на другую.Планируемые результаты:предметные:переносить слова с одной строки на другую по алгоритму;личностные:·        ...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Перенос слов»...