Статья на тему "Актуальность предмета "Русский язык" для детей с лёгкой умственной отсталостью"
статья по русскому языку (4 класс)

В статье описаны специфика работы с темами "Звуки и буквы", "Предложение", особенности связной речи и графических навыков у учащихся с лёгкой умственной отсталостью; цель учебной программы и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные), согласно программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._aktualnost_po_rus.yaz_.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Актуальность предмета «Русский язык» для учащихся с лёгкой УО»

        Уроки русского языка (письма) имеют большое значение, так как на данных уроках происходит развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственной ориентировки и мелкой моторики учащихся с легкой умственной отсталостью. Недостатки развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторная неловкость могут привести к специфическим нарушениям письма данной категории детей. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.      Умения анализировать, обобщать, группировать, это должно способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
      
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 4 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных.
      Они овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
      
Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 4 классе изучаются названия предметов, действий, признаков.
      
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
      
Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений.
      
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у  учащихся с лёгкой умственной отсталостью часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

       Цель программы - овладение навыками письма, развитие устной и письменной речи обучающихся.

С учётом уровня психофизического развития обучающихся основными задачами являются:

Образовательные:

  • дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
  • списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
  • писать под диктовку;
  • составлять предложение по картинке;
  • подбирать по вопросам названия предметов и действий;
  • списывать текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку тексты (30-35 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
  • формировать практически значимые орфографические и пунктуальные навыки;
  • приобретать грамматические умения в области фонетики, морфологии и синтаксиса;
  • формировать умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал;
  • выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • вырабатывать положительную мотивацию;
  • воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям;
  • воспитывать у учащихся трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
  • формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для начальной школы с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Презентация для начальной коррекционной школы 8 вида по теме "Предложение"...

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата

Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Адаптированная образовательная программа для детей с лёгкой умственной отсталостью

Адаптированаая образовательная программа для детей с лёгкой умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Выявление уровня вычислительных навыков в классах с лёгкой умственной отсталостью

Основная задача обучения учащихся с лёгкой умственной отсталостью (лёгкой УО) – максимальное преодоление нарушений развития  учащихся, подготовка их к посильному участию в производственном ...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс для детей с лёгкой умственной отсталостью

Рабочая программа по русскому языку 7 классдля детей с лёгкой умственной отсталостью, обучающихся в классе...