Технологическая карта по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Саламова Виктория Борисовна

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " правописание окончаний 2-го лица глаголов настоящего и будущего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_salamova_v.b.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Учитель: Саламова Виктория Борисовна

Класс: 4 класс

УМК: «Школа России»

Тема: Правописание окончаний 2-ого лица глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Задачи:

  • познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени;
  • закрепить понятие глагола как части речи;
  • способствовать формированию навыка правописания окончаний глаголов 2-го лица настоящего и будущего времени;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления через комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, составление алгоритма работы с орфограммой;
  • способствовать развитию речи детей через работу со словарем, работу над предложением, работу над связанной речью.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица настоящего и будущего времени единственного числа.

Личностные: положительная мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к русскому языку.

Метапредметные: 

Коммуникативные: умеет слушать и понимать других, строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, работает в паре.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, осуществляет самоконтроль учебных действий в соответствии с поставленной задачей

ПознавательныеУУД: пользуется учебником как источником информации, учится наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, в парах.

Оборудование и дидактический материал: раздаточный материал , учебник, тетрадь рабочая, мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный этап.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

Подготовка обучающихся к работе

Записывают число и работу.

Л: положительная мотивация к учебной деятельности, формирование  ценностного отношения к русскому языку.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 Словарная работа.  

Прочитайте слова на доске.

 Косм…навт, г…реть, с…лют.

Как вы думаете, что это за слова?

Это словарные слова. В них пропущены буквы. Для уточнения правильного написания слов, в которых мы сомневаемся, куда мы можем обратиться?

Найдите их в словаре (в конце учебника стр.152) учебника и запишите их правильно. Поставьте в них ударение и подчеркните опасное место.

Запомните написание этих слов.

Какое слово лишнее среди словарных слов?

Что вы уже знаете о глаголе?

Поиграем в игру "Да-нет"

Внимательно слушайте моё утверждение. Если вы согласны с моим утверждением – поднимите руку.

Глагол – это самостоятельная часть речи. (да)

Глаголы изменяются по падежам. (нет)

 В прошедшем времени глаголы изменяются по лицам (нет).

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением (да)

Лицо и число глагола можно определить по личному окончанию (да)

Учащиеся самостоятельно ищут в словаре слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограмму в словах.

Учащиеся высказывают мнения, выслушиваются все мнения, останавливаемся на глаголе

(гореть).

Учащиеся высказываются о глаголе.

Учащиеся показывают согласие/несогласие  

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

- умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации,

- умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. - умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: самоконтроль и  самооценка результатов выполненных действий.

III. Постановка учебной проблемы.

Чтобы узнать , о чём именно будем говорить сегодня, я вам предлагаю поработать в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами.  Прочитайте эти слова.

Что общего у этих слов?

Разбейте на группы.

Вьюга, слушаешь, кольцо, воробьи, дождь, поздравишь.

Вспомним, какую роль выполняет Ь в этих словах?

Какую цель мы поставим перед собой на наш урок?

(узнать в каких еще случаях пишется Ь, упражняться в написании)

Какой частью речи являются слова слушаешь, поздравишь?

Какие грамматические признаки можем определить у глаголов?

Запишите глаголы, работая в паре, определите у глаголов время, лицо, число.

Проверим выполненную работу.

Обучающиеся работают в парах.

Надо разбить эти сова на группы.

На карточках:

Объединить слова по признакам.

(Могут ребята предложить разбить слова по частям речи: существительное и глаголы - 1 способ, по роли ь в словах – 2 способ. Во втором способе объяснить написание ь знака в словах)

упражняться в написании -  глаголов 2 лица настоящего и будущего времени в единственном числе

Глагол.

Время, число, лицо.

Учащиеся выполняют в парах работу..

Р: умение  формулировать познавательную цель, учебную проблему,

П:  умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником , умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение.

К: умение

сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Л: формирование умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке

Какой вывод можно сделать из проделанной работы?

Что общего вы заметили в написании окончаний глагола 2-го лица единственного числа?

Служит ли Ь для обозначения мягкости согласного?

Предположите, какую роль он выполняет?

Какой вывод сделаем?

Это  глаголы 2-го лица ед. числа (к данным глаголам можно подставить местоимениеТЫ) наст.и буд. времени.

В окончании на конце слов написан Ь

Нет, т.к. буква Ш обозначает непарный  твердый согласный звук[Ш].

Для оформления грамматических форм глагола -  у глаголов 2 л., ед., ч. является грамматическим показателем.

Это орфограмма.

П: проводить на основе наблюдения мыслит. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-  умение переводить текст на знаково-символический язык -схему,

- расширить представления детей о роли мягкого знака;

К.:  умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания.

Ребята, а к какому источнику необходимо обратиться, чтобы удостовериться в наших выводах?

Откроем учебник на с.85. Прочитайте правило. Сверим: можно ли проверить написание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2-го лице единственного числа настоящего и будущего

времени?

Какие этапы при написании изученной орфограммы можно выделить?

1. Определить часть речи.

2.Определить лицо, число и время  глагола.

3.Если это глагол 2 лица, ед.ч., наст или буд. времени, то после Ш пишется ь, показатель грамматической формы глагола.)

В учебник.

Учащиеся работают с правилом в учебника.

Нет, это орфограмма. Её нужно запомнить.

Учащиеся выделяют этапы изученной орфограммы.

Р: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять контроль, самоконтроль

П: формулировать проблему,умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации,

умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение переводить текст на знаково-символический язык –схему.

V. Физкультминутка

Если это глаголы настоящего времени – руки вверх;

Если это глаголы прошедшего времени – присядьте;

Если это глагол будущего времени – ходьба на месте.

Танцевал, танцует , будет танцевать;

Спал, спит, будет спать;

Читает ,прочитал ,будет читать.

Ученики слушают и выполняют действия.

VI. Первичное закрепление

Продолжаем работу. С. 86 упр. 173.

Прочитайте задание.

Что нужно помнить при выполнении задания? (алгоритм) (ученик у доски с комментированием)

- Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь.

Что пишется в окончании глаголов 2 лица ,ед.ч., наст. и буд. времени?

Задание: от глаголов неопределённой формы образуйте форму 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Объясняют по алгоритму:

1. Читаю гл. в н.ф.;

2.Образую гл. 2л., ед.ч.;выделяют окончания.

П: умение правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. 

Прочитайте пословицу.

Поспешить – людей насмешить.

Объясните смыл этого выражения. (пословица о том, что не стоит торопиться, иначе можно попасть в глупую ситуацию.)

Назовите глаголы.

Что вы можете сказать о них?

Запишите пословицу, заменяя глаголы  неопределенной формы на глаголы во 2-ом лице настоящего времени  единственного числа. Выделите окончание глаголов.

Проверим ,что у вас получилось. (1-3 ученика).

Поднимите руку кто написал пословицу так же?

Что вы написали в окончании глаголов ?

Что нужно помнить при написании данной орфограммы?

Давайте повторим этапы написания изученной орфограммы.

Учащиеся читают пословицу, называют глаголы.

Поспешить, насмешишь.

Стоят в неопределенной  форме.

Учащиеся записывают пословицу. (Поспешишь, насмешишь.)

Алгоритм.

Р: контроль, коррекция

К: работа  индивидуальная

VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

Какую цель мы ставили перед собой на наш урок?

(узнать в каких еще случаях пишется Ь, упражняться в написании)

Достигли мы своей цели?

Что пишется на конце глаголов 2-го лица наст. и буд. времени единственного числа?

Что мы должны помнить при написании глаголов 2 – го лица настоящего и будущего времени единственного числа?

Выставление отметок за работу на уроке.

Узнать роль ь в глаголах.

Да.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: Самоконтроль, самооценка

IX. Информация о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

С.85 правило, упр.175 или 177 по выбору.

- Молодцы, хорошо поработали! Наш урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...