Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чечена Юрьевна Монгуш

Открытый урок по русскому языку 3 класс на тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема:  Повторение «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

Цель: повторить понятия одушевленные и неодушевленные имена существительные, формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

- познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных;

- формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок повторения  и закрепления знаний

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

•        регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

•        познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•        коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения, работа в группах.

Оборудование: компьютер; мультимедийное приложение к уроку (презентация); карточки с заданием по вариантам; плакат с изображением воздушного шара, карточки для групповой работы, изображения смайликов, магнитики.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришел гость – посмотрите, ребята, кто это – это Мороз Иванович. В течение всего урока он будет наблюдать, переживать и радоваться вашим успехам.

- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Минутки чистописания

- Начнем с минутки чистописания.

- Все открыли тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите сегодняшнее число, и классная работа. (Двадцать четвертое января – понедельник)

- Те, кто уже записали, поднимите ручки на локоток. Хорошо.

- А сейчас все внимание на доску, перед вами картинки, какими буквами различаются слова дом - сом? (Буквами д, с)

- Что такое дом? Кто такой сом?

- Какой частью речи является слово сом? дом? (существительное)

- Что такое имя существительное? Молодцы.

- Словарная работа. Теперь внимательно слушаем меня, я буду читать загадки.  

- Отгадайте загадки, и запишите отгадки в своих тетрадях через запятую.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь – какая орфограмма – безударная гласная в корне слова, в – парная согласная – проверочное слово – морковочка)        

Сидит дед,

 во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук – парная согл, изменить форму слова – наслаждаюсь чем – луком)

Неказиста, шишковата,              

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка – непроверяемая безуд.глас, это словарное слово, которое мы должны запомнить)

- На какой вопрос отвечают эти имена существительные? (на вопрос что?)

- Как назвать эти имена существительные, одним словом? (Овощи)

- Устно сделайте звуко-буквенный (фонет.разбор) анализ слова овощи.

        

- Проверяем

ОВОЩИ – 3 слога, 5 звуков, 5 букв.

[о] – гласный, ударный;

[в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый;

[а] – гласный, безударный;

[щ] – согласный, глухой, непарный;

[и] – гласный, безударный.

III. Самоопределение темы урока

- А теперь все смотрим на доску. На доске записаны слова. Аюш, прочти пожалуйста.

Стол, мальчик, гроза, праздник, белка, слон.

- На какие вопросы отвечают эти имена существительные? (На вопросы кто? Что?)

- Молодцы!

- Ачыты, найди и прочти пожалуйста слова, которые отвечают на вопрос что? (Стол, гроза, праздник.)

- Молодец! Садись.

- А теперь Арыяна, прочти пожалуйста слова, которые отвечают на вопрос кто? (Мальчик, белка, слон.)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные)

- Молодцы! Как же вы хорошо справляетесь с заданиями, Незнайка хвалит вас, ребята!

- Ну а кто уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Одушевлённые и неодушевленные имена существительные)

IV. Работа по теме урока

- Теперь все быстренько открыли учебники, открыли страницу 12.

Дамира, прочти, пожалуйста, тему, правило громко, четко и ясно, чтоб все слышали. (Правило на с. 12).

- А теперь давайте быстренько сделайте упражнение 15 на с. 12. Саша, выйди, пожалуйста, к доске. А остальные работаем самостоятельно в своих тетрадях.

(Ответ: Одушевленные имена существительные: учительница, ребята, ученик, шофёр, отец, машинист, товарищ.

Неодушевленные имена существительные: Родина, берег, горох, шоссе, восток, заря, праздник, самолёт, ракета, помидор.)

- Молодцы!

(Если учащиеся быстро выполнят, то следующее задание: Упражнение 16 с. 12.)

Физминутка.

Вы, наверное, устали.

Ну тогда все дружно встали.

- Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – хлопаем в ладоши, если неодушевленное – вам нужно присесть.

  • рыба;
  • яблоко;
  • кольцо;
  • колдунья;
  • береза;
  • акула;
  • собака;
  • часы;
  • конь;
  • коса;
  • друг;
  • день;
  • золото;
  • туман;
  • соловей;
  • лес.

- Молодцы. Садитесь, продолжаем работать.

V. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.

- А теперь предлагаю вам поработать в группах.

- Первая группа  собирает в одну колону одуш.имена сущ, а вторая группа неодуш.

- Знакомьтесь ребята, это Мишка, а это банка с медом. Дальше вы будете работать по группам: доставать из банки капельки меда, на нем написаны слова, и вы должны отгадать, и сказать какое это существительное одушевленное или неодушевленное.

Зима - Неодушевленное существительное, Снег - Неодушевленное существительное, Ночь - Неодушевленное существительное, Человек - Одушевленное существительное, Петух - Одушевленное существительное, Пенал - Неодушевленное существительное, Ученик - Одушевленное существительное, Сахар - Неодушевленное существительное.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! Мишка очень рад.

- А теперь Незнайка дал нам задание. У вас на партах лежат карточки, быстренько сделайте, ребята.

Карточка:

  1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

  1. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке.

Побежали ручьи.

- А теперь обменяйтесь листочками, и проверьте. (Взаимопроверка).

(Ответ:

1. Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2. Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.)

- Проверяем.

VI. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подходит к концу:

- Итак, чем мы сегодня занимались на уроке? Что такое имя существительное, и на какие вопросы отвечают? (Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?», «что?».) Что нового узнали, что повторили?

- Молодцы!

- Оцените свою работу с помощью смайликов:

- Кому было легко – поднимите смайлик с улыбкой.

- Кому очень было трудно – поднимите грустный смайлик.

Домашнее задание: Упражнение 20, 21 с. 14. Инструктаж домашнего задания.

Оценки получили: _______________________________________________________.

VII. Итог урока

- Ребята, а вам понравился урок?

- Мороз Иванович очень хвалит вас, и он очень рад, что пришел именно к вам. Спасибо за работу! Урок окончен.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.

Карточка:

1.        Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник.

2.        Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.

Снег таял на солнышке. Побежали ручьи.

ОВОЩИ [О В А Щ И] – 3 слога, 5 звуков, 5 букв.

[о] – гласный, ударный;

[в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый;

[а] – гласный, безударный;

[щ] – согласный, глухой, непарный;

[и] – гласный, безударный.

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

C:\Users\User\Desktop\i (4).jpg

C:\Users\User\Desktop\i (4).jpg

C:\Users\User\Desktop\i (4).jpg

C:\Users\User\Desktop\i (4).jpg

C:\Users\User\Desktop\i (4).jpg

C:\Users\User\Desktop\i (4).jpg

C:\Users\User\Desktop\eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.png

C:\Users\User\Desktop\eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.png

C:\Users\User\Desktop\eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.png

C:\Users\User\Desktop\eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.png

C:\Users\User\Desktop\eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.png

C:\Users\User\Desktop\eb84cbdb66f8e9c1e407390d209ff5fa.png

n29n37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...