Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Цель: формировать умение в правописании Ь знака на конце имен существительных после шипящих

Задачи:

Познавательные: формировать представления о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода; совершенствовать умения различать существительные мужского и женского рода.

Развивающие: развивать интеллектуальные, коммуникативные способности учащегося, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу; уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Цель: формировать умение в правописании Ь знака на конце имен существительных после шипящих

Задачи:

Познавательные: формировать представления о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода; совершенствовать умения различать существительные мужского и женского рода.

Развивающие: развивать интеллектуальные, коммуникативные способности учащегося, мышление, внимание.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся толерантного отношения друг к другу; уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию эстетического вкуса учащихся;

Ход урока:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/082f/00035006-bb3362a7/img22.jpg

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

I. Словарная работа.

- Отгадайте загадки, запишите слово-отгадку.

1. На ИЗО с тобой пойдем

    И с собой его возьмем.

    В чем мы будем рисовать?

    Как назвать мне ту тетрадь?

                                           Альбом

2. Проживает в теплых странах,

    Обожает есть бананы,

    Хвост, не хуже, чем рука,

    Смотрит гордо свысока.

    Джунгли ей, как дом родной.

    В них живет со всей семьей.

    Хороша и без изъяна,

    А зовется -                            

                                             Обезьяна

3. И в ясный день, и даже в полночь

    Всегда спешит к больным на помощь.

    Дорогу все ей уступают

    И с уваженьем пропускают.

                                        Скорая помощь

- Чем похожи эти слова?

- Одинаковую ли работу выполняет Ь в этих словах?

(мягкость согласного, разделительный ь, ь после шипящих )

К нам в гости сегодня пришли звери из лесной школы – Мышь и Ёж.

Давайте им поможем проверить ошибки в тексте, который они написали.

Игра «Исправь ошибку»

У девочки был замечательный карандашь. Она могла нарисовать нежный ландышь, золотую рож, лунную ноч и солнечный лучь.

II. Постановка темы и цели урока.

- Почему герои не справились с заданием?...............

-Давайте повторим правила, которые вы изучали на прошлом уроке.

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.

Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, камыш, ключ. (слайд 4)

Минутка чистописания.   ь

Игра «Поймай своё слово»  (у доски девочка и мальчик)

 - Я диктую слова, девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода.

 Чиж, мощь, стриж, дрожь, тушь, шалаш, ночь, лещ, мелочь, грач, дочь, врач, калач, гараж, печь, ткач, речь, вещь.

- Почему ты написала ь в словах?

- Почему ты не написал ь в словах?

Молодцы, справились с заданием.

III.

-Откройте учебник на странице 32. Выполняем упражнение 53.

- Прочитайте задание.

Физминутка

- Ребята, давайте немного отдохнем. Если будет названо имя существительное ж. р., в котором должен писаться ь после шипящих, хлопните в ладоши. Если ь знак в слове не пишется, то присядьте:

ёж, дичь, ложь, мышь, богач, тишь, борщ, ералаш, ландыш, камыш, клещ, роскошь, брошь, багаж.

Потрудились – отдохнем,                              

 Встанем, глубоко вздохнем.                                

 Поднимает руки класс – это раз,                          

 Повернулась голова – это два,                                

Руки вниз, вперед смотри – это три,                                

 Руки в стороны пошире развернули на четыре.                      

С силой их к  плечам прижать – это пять.                

 Руки плавно опустили- это шесть.                                                

Всем улыбки подарили – это семь.                            

Тихо сели – это восемь.

- Напомните, над какой темой работаем сегодня на уроке?

Перед вами карточки с заданием.

Карточка. Выпиши слова с орфограммой « Ь знак на конце имён существительных после шипящих» 

Раннее утро. Кругом удивительная тишина. Мы сидим на берегу реки. Мой товарищ сидит очень довольный. В ведёрке у него щука, лещ и ёрш, а у меня одна мелочь. И всё же, какая это удивительная вещь - рыбалка.

Игра Молчанка

А сейчас положите перед собой 2 карточки: с ь и пустую.

Я буду называть вам слова: если в слове пишем ь, то поднимаем соответствующую карточку (показать). Если же не пишем ь, то поднимаем пустую (показать).

Молодежь, чертеж, душ, ложь, корж, мяч, сушь, печь, ключ, полночь, морж, дочь.

Молодцы, ребята, все справились с заданием.

IV. Рефлексия.

На этом наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. 

-Какие умения мы закрепили на  уроке?

-Что лучше всего запомнилось в работе?

-Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?

- Домашнее задание.

Учебник: стр. 35 упр.63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Мягкий знак (ь)на конце имен существительных после шипящих.

Урок по русскому языку. 3 класс Перспектива...

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...