Дом для согласных
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Занимательный русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_dlya_soglasnyh.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дом для согласных Занимательный русский ∙ 3 класс

Слайд 2

Как рождаются звуки Кажется, что говорить легко: звуки, слова и целые фразы как будто сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто: в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Вместо станков на «заводе» – органы речи. А звуки – настоящие «эксплуататоры». Чтобы звук появился на свет, трудятся лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. А наши уши – контролёры. Они всегда на посту: чуть человек не так произнёс в слове звук – ухо сразу слышит.

Слайд 3

Как рождаются звуки Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то вдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки. Странные существа эти связки: они как будто боятся некоторых звуков. Когда такие звуки образуются, связки натягиваются и начинают дрожать. Это дрожание превращается в голос. Из узенькой гортани воздух, которому надоело протискиваться сквозь голосовые связки, с голосом или без голоса, вырывается на свободу и «бежит» в ротовую полость. Так ведут себя почти все звуки. Но есть звуки, которым не удаётся вырваться на простор: из узкой гортани они попадают в полость носа. Этих звуков всего два: [м], [ н ]. Их так и называют носовыми.

Слайд 4

Звонкие и глухие «двойняшки» Произнесите звук [ ш ]. Слышится только шум. А теперь произнесите звук [ж]. Нам пришлось подключить голос. Один шум с этой работой справиться не может. Итак, при рождении согласных звуков могут работать и шум, и голос. Причём шум бывает всегда, а голос – нет. Для это проведём опыт. Опыт также называют экспериментом. В нашем эксперименте (опыте) вы будете наблюдать самих себя, заниматься самонаблюдением. Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к]! Услышали голос? Конечно, нет! А теперь подключите голос! Получился звук [г]. Теперь наоборот. Произнесите [б]! Уберите голос! Получилось [ п ].

Слайд 5

Звонкие и глухие «двойняшки» А теперь понаблюдаем за некоторыми органами речи. Что, например, делают ваши губы, когда вы произносите [в] и [ ф ]? Губы и зубы ведут себя одинаково: верхние зубы касаются нижней губы. А вот голос … Он то исчезает, то появляется. Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими . Звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее и намного звонче глухих. За это они получили название звонкие . Размышляем Какие согласные звуки нужно «одеть в буквы» и поселить в алфавит? И звонкие, и глухие. Почему? А потому. Что и те, и другие смыслоразличители . Жар – это не шар, код – это не год, а удочка – не уточка.

Слайд 6

Звонкие и глухие «двойняшки» Нарисуй у себя в тетради двухэтажный дом. Пока в нем будут жить только «двойняшки». На первом этаже шесть комнат займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, - его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы: б – п , в – ф , г – к, д – т, ж – ш , з – с. б п в ф г к д т ж ш з с согласные Из отрывка стихотворения выпишите вначале все звонкие, затем все глухие согласные, которые входят в одну из пар, живущих в доме. Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идёт. Мёртвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт. /И.Бунин/

Слайд 7

Звонкие и глухие «одиночки» Есть в списке фонем такие, которые не хотят ходить в паре с глухими согласными. Это четыре звонкие «одиночки». Каждая справляется со своими обязанностями – различает слова. И каждая из этих фонем обозначается буквой: л, м, н , р. б п в ф г к д т ж ш з с согласные Теперь поселите их в дом, который нарисован в вашей тетради. Они, конечно, должны жить на одном этаже. Там, где живут все звонкие согласные. А комнаты под ними останутся пустыми: ведь у них нет глухой пары, они всегда звонкие. л м н р

Слайд 8

Звонкие и глухие «одиночки» Есть в русском языке и такие фонемы, которые не ходят в паре со звонкими согласными. Это глухие «одиночки»: х , ц , ч. Теперь поселите их в дом, на первом этаже. Там, где живут все глухие согласные. А комнаты над ними останутся пустыми: у них нет звонкой пары, они всегда глухие. б п в ф г к д т ж ш з с согласные л м н р х ц ч

Слайд 9

звонкие и глухие 1. Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные. Целый месяц Под дождём Мокнет крыша, Мокнет дом, Мокнут листья И цветы, Мокнут лужи И зонты, Мокнут парки И поля, Мокнет Мокрая земля, И далёко от земли Мокнут в море Корабли. /В.Левин/ Дождём, дом, лужи, земля, море.

Слайд 10

звонкие и глухие 2. Выпишите из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. У папы три капли упали со шляпы. Кошка согрела озябшие лапы. /В.Левин/ Папы, кошка. 3. Перепишите следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых согласные звонкие , и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные. Петушок, гребешок, травинка, бровинка , голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики. Петушок, катушка, пятка, копыто, сосиска; Голова, борода, грива, домовой, огороды; Остальные слова.

Слайд 11

Таинственная фонема В списке фонем есть одна, о которой мы ещё не говорили. Внешне странная, иностранная и вообще незнакомая. В русском алфавите даже нет буквы, на неё похожей. И называется эта фонема йот. Отведите для неё комнату в двухэтажном доме на втором этаже. Теперь дом для глухих и звонких согласных заселен. б п в ф г к д т ж ш з с согласные л м н р х ц ч Прочитайте предложение: Спой, светик, не стыдись! /И.Крылов/ й Что стоит на конце слова спой ? Буквой й ( и краткое) обозначена фонема . Это звонкая «одиночка».

Слайд 12

Используемые источники Учитель с учениками http://1ua.com.ua/manage/foto/20134/b7123502.jpg Тетрадь с карандашом http://900igr.net/datai/russkij-jazyk/Orfogrammy-kornja/0005-002-Proverjaemye-bezudarnye-glasnye.png Шариковая ручка http:// www.kidnesia.com/var/gramedia/storage/images/media/images/bolpen-maut/6042624-1-ind-ID/Bolpen-Maut_medium.jpg Для презентации: Человек говорит http://www.primalsapien.com/wp-content/uploads/2014/03/people-31895_1280.png Голосовой аппарат http://alek.jofo.ru/data/userfiles/81/images/641293-image001.jpg Человек слушает http://a.dilcdn.com/bl/wp-content/uploads/sites/8/2012/03/supersonic-hearing1.jpg Дети http://s1.maminklub.lv/cache/21/f3/21f3f3ae4be1968468c5e38936615e6e.jpg Рупор http://images.all-free-download.com/images/graphicthumb/megaphone_clip_art_10460.jpg Информация – Г.Г.Граник , С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии» М:Просвещение, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Согласные звонкие [в-в’], буквы В, в Согласные глухие [ф-ф‘], буквы Ф, ф.

Урок разработан по УМК "Гармония". На уроке обучения грамоте учащиеся наблюдают за глухими и звонкими согласными звуками, за обозначением их буквами «В, в», «Ф, ф»...

Согласные звуки [л\'], [л]. Согласные буквы Л.л.

На уроке обучающиеся учатся выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [л\'], [л], узнавать графический образ буквы....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...